Праздник учредили в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. В России также празднуют Третий Спас, символизирующий завершение жатвы. В народе его принято называть Хлебным или Ореховым Спасом. Раньше в этот день выпекали хлеб из пшеницы нового урожая, освещали его и вкушали всей семьёй. А в феврале на Руси отмечали Агафьин день — День хлеба и соли, когда освящали каравай хлеба и солонку соли (еду, олицетворяющую домашний очаг). Данные продукты берегли в течение года как талисманы, которые, по преданию, охраняли дом от несчастий.
Сегодня, как и во все времена, в любой стране мира хлеб и хлебобулочные изделия пользуются особой популярностью несмотря на то, что многие люди придерживаются диет, заменяя хлеб низкокалорийными продуктами. Каждый народ всегда бережно и трепетно относился к этому продукту, поскольку считал его своим кормильцем. В прежнюю пору хлеб являлся главным признаком достатка в семье и благополучия в доме.
Хлеб — всему голова
Сегодня хлебобулочными изделиями никого не удивить: на прилавках в магазинах можно найти самую разнообразную выпечку. Но не так давно крестьяне трудились изо дня в день, выращивая пшеницу и заботясь об урожае круглый год. Ведь хлеб считался главным богатством. В народе про него говорят так: «хлеб — всему голова»,
«хлеб на стол, и стол — престол», «без хлеба сыт не будешь».
Трудное и непростое дело было изготовить хлеб, отсюда трепетное и уважительное отношение к нему: «хлеб — кормилец», «хлеб в человеке — воин», «нет хлеба — клади зубы на полку». О том, сытым будет год или голодным, люди судили по тому, сколько удалось собрать и намолотить зерна. Считалось, что если нет хлеба, то любая еда не будет сытной — «горек обед без хлеба». Ни при каких обстоятельствах нельзя было выбрасывать недоеденную горбушку, так как верили, что это большой грех. Народная мудрость гласит: «выкинул хлеб, значит — потерял семейное благополучие и силу».
Слагая веками пословицы и поговорки про хлеб, народ прославлял и подчёркивал его символизм. Продукт характеризовали такими эпитетами, как «голова», «батюшка», «дар Божий», «кормилец». Хлеб в русских пословицах и поговорках символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток.
От зёрнышка до буханки
По мнению учёных, первые хлебные изделия начали изготавливать ещё 8 тысяч лет назад. Они имели вид лепёшки. Их создавали из крупы и воды, а выпекали на раскалённых камнях. На Руси к выпеканию относились особенно: к приготовлению нужно было подходить только в хорошем расположении духа, напевать душевные песни, в доме в это время должна быть тишина, перед замесом теста хозяйка обязательно молилась. Во многих поселениях существовали специальные хлебные избы.
Столетие тому назад на смену тяжёлому ручному труду пекарей пришло механизированное производство. Несмотря на слаженную технологию изготовления хлеба, в каждую буханку до сих пор вкладывается много усилий. Муку, дрожжи, воду, сахар, соль и пряности помещают в огромный чан и перемешивают большим миксером. Полученное тесто делят на отдельные буханки или булочки, затем дают каждой из них немного подняться. Когда хлеб поднимется, его выпекают до тех пор, пока он не достигнет нужного цвета. После выпечки хлеб охлаждают в течение нескольких часов и упаковывают.
Символ надежды и жизни
Хлеб — это не просто пища, его ценность охватывает множество аспектов, от питания до социальных традиций. Он является основой культуры, символом силы и единства, а в годы Великой Отечественной войны хлеб был ленинградской святыней. Люди города столкнулись с ужасом голода, блокадный хлеб стал важнейшим элементом их выживания.
Академик Д. С. Лихачёв вспоминал: «Каждую крошку ловили на столе пальцами. Появилось специфическое движение пальцев, по которому ленинградцы узнавали друг друга в эвакуации: хлебные крошки на столе придавливали пальцами, чтобы они прилипли к ним, и отправляли эти частицы пищи в рот. Просто немыслимо было оставлять хлебные крошки».
Карточки на продукты были введены ещё летом 1941 года. В условиях военного времени они вводились не только в Ленинграде, но и на территории всей страны. Но с каждым осенним днём первого года войны их всё сложнее было отоварить.
Всего в Ленинграде в блокаду работало 6 хлебозаводов. Они постоянно поддерживали производство в условиях почти полного отсутствия муки, перебоев с электричеством, водоснабжением и транспортом. Доля содержания муки в ленинградском хлебе оказывалась ниже 60%, поэтому испечь буханку приемлемого качества было технологически невозможно. В декабре 1941 года при выпечке хлеба добавляли такие пищевые примеси, как овсяная, ячменная, соевая, жмыховая мука, мука из кокосового, льняного, конопляного, соевого, хлопкового жмыха, отруби, обойная пыль, солодовая мука, мучные смётки и вытряски от обработки мешков, кукурузная, рисовая мука, и даже пищевая целлюлоза.
Доставить хлеб в магазины было тоже непросто: грузовой автотранспорт мобилизовали для нужд фронта, трамваи к зиме встали из-за перебоев с электричеством. Продукты перевозили на тележках, а когда установился снежный покров — на санках. В повозку весом в 200−300 кг вместе с поклажей впрягались 3−4 человека.
Хлеб был жизненно важен для жителей города. Он стал символом надежды и выживания, а также олицетворял стойкость духа ленинградцев и их готовность к борьбе.
«А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия…»
Рассказ «Тёплый хлеб» К. Г. Паустовского был опубликован в 1954 году в детском журнале «Мурзилка». Данное произведение многогранно: это рассказ, с одной стороны, так как автор частично описывает реальные события, и сказка, поскольку речь идёт о фантастических событиях, притча. Действие происходит во время Великой Отечественной войны в небольшой деревушке. В произведении нет положительных и отрицательных героев, силы добра и зла борются в душе человека.
Слово «тёплый» и однокоренные ему слова встречаются в тексте 9 раз. На протяжении всего произведения сражаются оттепель и лютый мороз. Вначале зима тёплая, хоть и жить трудно, тёплые серые дни, но после поступка Фильки заморозилась вода в колодцах и реках, а в финале тёплая вода запустила старое мельничное колесо, появилась горячая мука, а в домах было вдоволь тёплого хлеба. Тёплый — согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской, заботой и любовью. Именно такой «тёплый хлеб» становится символом оттаявшего сердца главного героя.
«Хлеб сердце человеку укрепит»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1