Н. "Джигитовка".
Кроме одиночной джигитовки на конных играх на состязаниях казаки показывают много красивых и смелых групповых джигитовок:
1.Проскачка стоя группой. Вся группа казаков человек тридцать, иногда весь эскадрон сто с лишним человек скачет разомкнутыми шеренгами, или широко разомкнутыми группами, стоя на лошадях. Кто держит ружье на вытянутой правой руке, кто фланкирует пикой, кто размахивает шашкой, иные в группе скачут вверх ногами.
2.Проскачка стоя на плечах казаков или на крупах лошадей. Два казака садятся на лошадей и связывают их так, чтобы они не могли разойтись. Третий казак взбирается казакам на плечи и стоя одной ногой на плече у одного, другой ногой на плече у другого и ими поддерживаемый скачет стоя, держась за пику или флаг, который находится в руках у одного из двух казаков.
Или третий казак становится на крупах лошадей и, держась за плечи казаков, танцует на крупах скачущих лошадей.
3. Трапеция или турник. Два казака скачут рядом, на расстоянии два шага один от другого. На плечах они держат толстую, крепкую жердь — «турник» и на нем третий казак проделывает на скаку гимнастические упражнения.
4. Пирамида. Два казака скачут рядом, на плечах, каждого сидит еще по казаку и пятый казак стоит на плечах этих казаков, опираясь на древко с флагом.
5. Перелеты вдвоем. На одной лошади скачут два казака. Одни сидит в седле, другой за седлом, на крупе лошади. В то время, когда первый казак соскакивает на левую сторону, второй соскакивает на правую и затем оба одновременно перелетают на противоположную сторону. Это очень красивый прием, требующий согласования работы каждого казака. Иногда при этом один казак делает «веретено», другой перелеты через круп лошади.
6. Игра в карты. На одну лошадь садятся дна казака, один сидит на шее лошади лицом к хвосту, другой на крупе лицом к голове. Между ними седло. Оно изображает карточный стол. У казаков в руках карты и они на скаку делают вид, что азартно играют, потом дело доходит до драки и потасовки за волосы. Этот прием джигитовки не требует ни особой удали, ни силы, ни ловкости и делается больше «для смеха».
7. Увоз невесты. Это целая конная игра, которая иногда очень живописно обставляется. Так, например Сибирские казаки ставят на поле «юрту» высокую пеструю палатку, сделанную из войлока, сами наряжаются в красивые цветные киргизские костюмы, один из казаков наряжается киргизской девушкой — «невестой» и все рассаживаются кругом юрты и начинают петь киргизские песни. Вдруг наскакивает на них другая группа — это казаки, прискакавшие, что бы украсть невесту. Один из казаков проскакивает мимо казака, наряженного девушкой, тот вскакивает на карьере на его лошадь и увозит его. Тогда казаки, изображающие киргизов садятся на лошадь и скачут преследовать, на скаку одни стреляют, другие падают, изображая раненых и убитых, третьи кладут лошадей и увозят раненых, четвертые джигитуют, кто что лучше умеет делать.
Совсем особо стоит зимняя игра, идущая из глубокой древности, имеющая давность в 300 500 лет: — это оборона и взятие городка.
На масленице, что бывает почти всегда в феврале, когда в Уральских, Оренбургских и Сибирских степях много бывает снега, а морозы станут несколько послабее — строится из снега большая крепость. Она имеет покатыя стены-валы высотою в три метра, перед ними глубокие рвы, разной ширины, иногда устраиваются еще и хворостяные засеки.
Одна часть казаков станицы занимает эту крепость как ее гарнизон. Она приготовляет много снежков-комков пушистого мягкого снега и вооружается ружьями, ставят иной раз и какую-нибудь старую пушку времени XVIII века. Другая часть человек пятьдесят, а то в сто и больше на оседланных, а чаще на неоседланных лошадях, что считается лучше, шагов с пятисот кидается несколькими разомкнутыми шеренгами в атаку. Одни перепрыгивают, где это можно, через рвы и засеки, другие скатываются во рвы и потом все карабкаются на высокие и скользкие стены. Атакующие пронзительно визжат и кричат, обороняющиеся стреляют из ружей и из пушек и кидают снежки. Снежки пугают лошадей, разбивают в кровь носы и румяные от мороза щеки. Лошади и люди падают на снегу, но вот уже цепкие казачьи лошади взобрались, как кошки на вал, спрыгнули вниз и кто-нибудь на смелой и быстрой лошади пробрался к центру крепости, где водружен флаг и овладел им. Трубач трубит «отбой», потом играют «сбор», и все победители и побежденные, румяные от мороза, с синяками и кровоподтеками от удачно попавших снежков, с песнями весело едут в станицу, где в станичной избе их ожидает сытый обед — водка, пельмени и баранина с рисом.
Так в джигитовке, в военных играх закалялся дух казаков, являлась смелость на коне и порывистость и лихость конных атак.
Джигитовка должна производиться непременно на полном скаку лошади. Чем быстрее идет лошадь тем лучше и совершеннее джигитовка. Некоторые приемы джигитовки легче и проще делать на галопе или на карьере, но такая джигитовка будет уже приближаться к обыкновенной вольтижировке и совсем не ценится казаками.
Лучшими джигитами были юнкера Николаевского кавалерийского училища в Петербурге и юнкера казачьих училищ в Новочеркасске н Оренбурге. Как было им и не джигитовать! Отлично тренированные в кадетских корпусах и развитые гимнастикой, в свои 17—20 лет они проделывали такие номера, что радостно и жутко на них смотреть.
Каждый год в Петербурге, в громадном Михайловском манеже Николаевское кавалерийское училище в память бывшего своего юнкера, а потом знаменитого Русского поэта Лермонтова, устраивало «Лермонтовский конный праздник». Весь светский и военный Петербург бывали на нем. Вот тут-то юнкера казачьей сотни показывали просто чудеса джигитовки.
Теперь те, кто остался жив после трехлетней Тяжелой войны, почти трех лет гражданской войны, после большевистских насилий, мук и лишений, встретились. Настал час освобождения для казачьих земель! Настала пора отвоевать себе вольную жизнь. Казаки не останутся должны. В борьбе с закоренелым врагом они проявят свою старую доблесть. Казаки докажут, что не забыли отчих заветов, когда ринется в бой казачья лава.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Повешенный за то, что в трижды поднял руку на свой народ!
В первый раз Советская власть его простила, под честное слово офицера отпущен из Быховской тюрьмы.
Во второй раз убежал, удалось сбежать от возмездия.
В третий раз уже не ушел.
Автор, Вы точно наш?!!
Казаки родовые сегодня за Русь святую! По другому никак!!!