Похищение женщин практиковалось всеми воинственными обществами с древних времен. По преданиям, казаки тоже похищали чужеземных женщин и женились на них. Несомненно, подобные браки совершались в старину. Однако количество межэтнических браков настолько преувеличивается историками, что создается впечатление, будто браки с представителями других этносов чуть ли не в обычаях казаков. Доподлинно известно, что, по крайней мере, в XIX веке межэтнический брак в казачьем обществе скорее был исключительным случаем, нежели обычным явлением.
Примечательно, что в казачьем фольклоре участь ясырки-пленницы зачастую складывается трагически. Донские предания относят ясыркам роль домашней прислуги. «В песнях есть указания на пленных женщин, как на нянек казачьих детей и сторожей домашних животных» (С. Номикосов. «Статистическое описание Области войска Донского». 1884)
Самая известная романтическая легенда, воспетая в народе, о «персидской княжне», плененной Степаном Разиным, заканчивается тем, что казаки требуют выбросить девушку за борт, и суровый атаман исполняет требование казаков.
Донское предание о начале Яицкого Войска гласило, что казак по прозванию Гугня после боя с татарами пленил красивую татарку. Гугня женился на девушке, но молодая жена не понравилась казачкам и не прижилась в хуторе (даже если легенда позднего времени, показательно, что чужеземная женщина не приживается в казачьем обществе). Гугне пришлось переселиться в другое место на Дону, где к нему присоединились его друзья-односумы. Так был основан городок Гугнинский. Позже Гугня с товарищами двинулись на Волгу, оттуда на Яик.
Словно отражение казачьего фольклора, в знаменитом романе «Тихий Дон» рассказывается драматическая история любви казака к турчанке. Привезенная из Туретчины маленькая женщина, закутанная в шаль, сторонилась окружающих, поэтому Прокофий Мелехов ушел с женой на отшиб хутора. Когда он уходил, «казаки сдержанно посмеивались в бороды, голосисто перекликались бабы, орда немытых казачат улюлюкала Прокофию вслед, но он, распахнув чекмень, шел медленно, как по пахотной борозде, сжимал в черной ладони хрупкую кисть жениной руки, непокорно нес белесо-чубатую голову <...> С той поры редко видели его в хуторе, не бывал он и на майдане. Жил в своем курене, на отшибе, у Дона, бирюком». Заподозрив в колдовстве, станичники убивают турчанку.
Бытует мнение, будто казаки в старину женились в основном на пленных турчанках. Казалось бы, что казаки-некрасовцы в Турции должны были жениться на турчанках, но один из главных заветов донского атамана Игната Некрасова — «с турками не смешиваться».
Во второй половине XVIII - начале XX вв. казаки даже с единоверными иногородними старались не смешиваться.
На Дону:
Распоряжением по Войску от 17 апреля 1755 г. атаман Степан Ефремов предписывал «чтобы казаки, как сами, так дети их, на беглых и на протчих великороссийских женках и девках не женились, также бы и своих казачьих дочерей за великороссийских людей и сказочных замуж не отдавали и к такому замужеству овдовевших казачьих жен не допускали».
«В дальнейшем на протяжении второй половины XVIII в. Войско еще несколько раз подтверждало это распоряжение, угрожая не только «жестоким» наказанием нарушителям, но и «неизбежным станичным атаманам штрафом». Священникам также было строго приказано, чтобы «соглашающих иттить в замужество за малороссиян и великороссиян казачьих жен и дочерей не венчали». (П. Пронштейн. «Земля Донская в XVII веке». 1961)
«Согласно рассказам казаков, еще не так давно казак за бесчестье считал взять за себя русскую (т. е. иногороднюю) или хохлушку: «все больше на казачках женились и лишь в крайнем случае, за неимением невесты — народу на Дону тогда мало было — сватали хохлушек, а ныне все смешалось — и русскую берут, и за русского отдают: оно бы и теперь не следовало, потому что мужику с казаком не равняться стать». (М. Харузин. «Сведения о казацких общинах на Дону». 1885).
«Браки с неказаками (называемыми большею частью иногородними) довольно редки по многим причинам. Чаще всего причиною является опасение насмешек со стороны товарищей и родственников. Ведь все-таки казаки считают себя привилегированным сословием, да и жена-русачка или хохлушка не знает казачьих обычаев, может сделать оплошность, показаться невоспитанной или совсем «дурной». (В. Богачев. «Очерки географии Всевеликого Войска Донского». 1919)
На Урале:
«Что касается до коренных уральцев, то по их обычаям считалось предосудительным казаку жениться на иногородней или казачке выйти замуж не за уральца, так что подобные браки случались чрезвычайно редко». (А. Рябинин. «Уральское казачье Войско», ч. 1. 1866)
«...Пришлое население не любило казаков и казаки кровно с ними не мешались. Казаки женились только на казачках, за исключением редчайших случаев». (Л. Масянов. «Гибель Уральского казачьего войска». 1963)
Потомки уральских казаков, сосланных в Туркестанское генерал-губернаторство в 1875-1879 гг. за неподчинение новому «Положению о воинской повинности Уральского Войска» в 1874 году, долгое время старались не вступать в браки с неуральцами:
«Вплоть до 1940-х годов были редки браки «уральцев» с «русскими» или «местными» (каракалпаками, узбеками, казахами и др.). Если девушка выходила замуж за «чужого», она всеми родственниками практически исключалась из сферы близкого общения. До настоящего времени среди «уральцев» поселков Канцевка и «Рыбзавод» стойко сохраняется отрицательное отношение к бракам с «неуральцами», хотя и признается их неизбежность в силу ограниченности круга брачных связей». (С. Сагнаева. «Уральцы» - локальная группа уральских казаков» // «Очерки традиционной культуры казачеств России». Том I. 2002)
На Кубани:
«Казаки стремились не смешиваться с иногородними, в их быту сохранялись отдельные формы традиционной материальной культуры, принесенные еще первыми переселенцами...».
«До 1900-х годов казаки неохотно роднились с другими группами населения». (К. Чистов. «Кубанские станицы: этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани». 1967)
На Кавказе:
Казаки «в конце XIX - начале XX вв не вступали в браки с кабардинцами или другими народами Кавказа. Казачку не выдавали замуж за иногороднего. <...> Но и казак не женился на иногородней, боясь, что его засмеют. <...> Даже разговаривать с иногородним считалось предосудительным для казачки». (И. Тхамокова. «Традиционная казачья свадьба» // «Мир культуры». Вып I. 1990)
«В Кавказском линейном войске казачки могли выходить замуж за лиц не войскового сословия только с разрешения атамана». (М. Хорошхин. «Казачьи войска: опыт военно-статистическаго описания». 1881)
«...Казак в редких случаях выдает свою дочь замуж за не казака или женит сына на не казачке». (Е. Бутова. «Станица Бороздиновская, Терской обл., Кизлярского округа». СМОМПК. 1889)
«Смешанные браки между лицами, принадлежащим к разным национальностям и разных исповеданий и даже сословий, бывают крайне редко. Казак никогда не выдаст своей дочери за чеченца или последний за казака». (П. Востриков. «Станица Наурская Терской области». СМОМПК. 1904)
В Сибири:
«Браки с иногородними и представителями местных народов были крайне редкими, молодые казаки старались жениться на казачках». (Т. Леонова. «Народная культура Сибири». 1999) ................... источник:
https://vk.com/wall-37214829_2976
Комментарии 1