Мировое древо в славянской мифологии
Представления о мировом древе существовали у разных народов, в том числе и у славянских. Этот образ встречается в литературных памятниках, фольклоре, произведениях искусства, архитектуре и даже в узорах, которыми украшали бытовую утварь. Где, по славянским верованиям, находилось мировое древо
очень часто его можно увидеть на вышивках, в старинных орнаментах, разных народных узорах
могло изображаться на священном рушнике - на котором также вышивалась великая богиня - или часто образ мирового древа и великой богини (универсальная богиня подробнее Борис Рыбаков). такой рушник вешали на почетное место - ибо на нем были вышиты боги и само устройство мира. кто то решит - древняя карта мира или глобус = нет это мифологическая картина мира - более сакральная и глубокая. космогония - представление о тайном мистическом мироустройстве она передает магические законы вселенной. предки очень тесно понимали свою связь с космосом, и миром энергий, теми силами которые создали и движут этот мир. где в мифологической форме передается картина того как устроен мир на тонком, мистическом плане.
Например, солнце всегда было одним из главных символов народного искусства. Люди верили, что солнце дает жизнь всему на земле, и поэтому изображали его в виде яркого круга с лучами. Также солнце часто изображали в виде креста — символа четырех сторон света.
Дерево жизни — еще один популярный образ в народном искусстве. Оно символизирует связь между небом, землей и подземным миром. На дереве жизни часто сидят птицы и животные
Считалось, что мировое древо — самая важная точка пространства, поэтому находится оно в центре всего мироздания и выполняет роль оси. Само дерево состоит из трех ярусов, каждый из которых ассоциируется с частью мира: ветви простираются до самого неба и символизируют небесный престол, ствол — это земной мир, а корни уходят глубоко и связаны с подземным царством.
К каждой части относились существа, обитающие на древе или у его подножия. В ветвях, согласно верованиям, сидели мифологические или реальные птицы — чаще всего орлы, реже упоминались души предков в птичьем обличии. Средняя часть была связана с копытными животными: оленями, коровами, лосями. Позже в славянских поверьях место в центре отводилось человеку. В корнях водились змеи, мыши, рыбы и фантастические создания — порождения нижнего мира. В фольклоре бытовал такой мотив: птицы в кроне и змеи в корнях враждуют между собой, рептилии грозят сжечь древо и погубить всех прочих живых существ.
ревние представления о мировом древе дошли до наших дней в фольклоре. Подобные мотивы часто встречались в заговорах, реже — в сказках, колядках и загадках. В магических словах, которые читали во время обрядов, упоминались дуб, кипарис, яблоня или береза. Тот, кто произносил заговор, как бы отправлялся в путешествие к центру мира, и его воображаемый путь лежал через море-океан на остров, где и росло заветное дерево:
Стану я, раб Б., благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в двери, из ворот в ворота, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Океану-морю, и на том святом Океане-море стоит стар мастер муж, и у того святого Океана-моря сырой дуб крековастый…
На море на Океане, на острове на Буяне стоит дуб. Под тем дубом стоит ракитов куст, под тем кустом лежит бел камень Алатырь; на том камне лежит рунец, под тем рунцом лежит змея, скорпия…
Михаил Забылин. «Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»
Представления о мировом древе отразились и в декоре бытовых предметов. Многие узоры считались оберегами от несчастий или символами-заклинаниями: верили, что они защищают от безвременной гибели, болезней и старости, а также сулят благосклонность высших сил. В орнаментах вышивок на одежде встречались композиции из трех частей: в центре — древо жизни, по сторонам от него — птицы или животные. Иногда к ним добавлялись солярные символы — круги или сложные розетки. Похожими узорами расписывали прялки, покрывали глиняные кувшины и горшки.
В фольклоре и магических обрядах с мировым древом соотносится дуб — самое почитаемое дерево у славянских народов. В сказках встречается мотив чудесного дуба: он вырос до неба, по нему старик взобрался на небосвод и нашел там птицу, которая в огне не горит и в воде не тонет. Другой известный сюжет — дерево, с ветвей которого падает живительная роса.
По поверьям, именно дубы существовали еще до сотворения мира. Этнограф Александр Афанасьев писал: «В одной из апокрифических повестей о создании вселенной упоминается о железном дубе, еже есть первопосажден, на котором держится вода (воздушное море, небо), огонь (пекло, ад) и земля, а корень его стоит на силе Божией».
люди искали в лесах старые дубы, у подножия которых начинались родники.
Древние дубы со сквозным отверстием в стволе, например следом от удара молнии, тоже считались особенными. Например, больных детей трижды проносили через эту дыру: считалось, что после такого обряда недуг уйдет.
Александр Афанасьев. «Древо жизни. Избранные статьи»
Нет комментариев