Считается, что в этот день, единственный за всю зиму, можно услышать раскаты грома, когда Зима-Морена дает первый бой юной Весне. Происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом, потому в этот праздник славят Громовержца Перуна и Богиню Громовницу. У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине - Паляницей. Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. Существует также в русской традиции и имя Молоньица, так Царица-Молоньица, жена Царя-Огня упоминается в сказке "Кузьма Скоробогатый".
Перуница – это волевая, сильная сторона женского начала. Во многих песнях и сказках упоминаются образы женщин-богатырш (Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша), другое их название Девы-поляницы (паляницы). Эти девы бились наравне с мужчинами своего племени и нередко одерживали верх, иногда силой, а иногда ворожбой и хитростью. Само название, возможно, берет свое начало от слова "поле" - поле битвы, поле брани. Перуница - первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, супруга (в различных версиях). Здесь можно провести параллель с древнегреческой богиней-Афиной, Дева-Воительница, дочь Громовика-Зевса, порожденной самим Зевсом из своей гОловы, его ипостась в женском обличии, независимая сильная личность.
Спустя века сложно определить, кого именно почитали больше в этот день Громовника или Богиню-Громовницу, но громовые раскаты или ярая молния в начале зимнего месяца говорят сами за себя, что почиталось божество Грома, А кто именно оказывал противборство хладным силам тьмы Перун или Паляница сути праздника не меняет. Как отражения Небесного огня (Молоний), главным атрибутом этого праздника была особая громничная свеча. Воск был хорошо, известен нашим предкам занимавшимся бортничеством, потому утверждение, что свечи появились на Руси лишь с появлением первых христианских священников ошибочно. Для Громничной свечи заготавливался воск заранее наилучшего качества, изготовлялись эти свечи в последний шесток перед праздником. В Белорусии Громницы, как олицетворение Перуновой силы отливались преимущество мужчинами хозяевами дома, чем больше получалась свеча, тем благополучнее считался будущий год. В Украине Громницы изготовлялись в основном женщинами, три свечи сплетались "в косу", расходясь кверху маленьким Трезубцем (символ единства тремирья, известного по всем сказкам и мифам славян
). До введения христианства громовая свеча зажигалась на Перуновом капище, после христианизации славян – во время богослужения в церкви. Осевещенной на Капище свечой творили дома громничные обряды. использовали во всех областях человеческой жизни, почитая мощным оберегом, храня ее в Красном Куте.
Наблюдая за погодой в этот праздник, наши предки ворожили о будущем лете. Гроза совсем не обязательное явление 2 лютеня, но услышав гром, люди ждали скоро прихода тепла. Но как мы знаем "скорое тепло" не всегда хорошо, например у белорусов есть поверье, что «калі гром грыміць на зялёны лісток, то будзе багаты гадок". Если же первый гром упадёт на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. Если же первый гром упадёт на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. И, наблюдая эту закономерность, древние славяне старались задобрить Перуна-Громовника в этот день и приносили ему жертвы, а Маланьицу чествовали песнями, просили у ней скорейшей весны.
Реконструкция на базе фольклора:
«Ой Додола-Додолюшка, Перуница светлая!
Муж твой в походе, правь воеводит;
Дива в лесах, Перун — в небесах.
Сойди к славянам молнией рьяной!
У нас вдоволь хлеба — сойди к нам с неба!
У нас вдоволь соли — не лиши нас доли!
Сойди громливо, сойди счастливо,
Сойди красиво — честным людям на диво!
Додола славна, на надежду дана!»
Наблюдая на Громницы за погодой, люди заметили, что какая погода будет первого числа, то таким будет и весь февраль. Если день будет ясный, солнечный — жди ранней весны. «Прыйшлi грамнiцы — скiдай рукавiцы».
«Если на Громницу капель — в весну раннюю верь», если же метель завьюжит, то и до конца месяца метельно будет. Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно. Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного.
По народному поверью в эту пору Медведь, Лесной Хозяин в своей берлоге поворачивается на другой бок-«февраль рассечёт зиму пополам, а медведю бок согреет» На склоне дня славянские ребятишки проживающие на Украине и южнее собиралась где-нибудь на пригорке за околицей и начинала первый раз закликать Солнышко, чтобы выглянуло оно «из-за гор-горы» и показало этим, что Весна действительно встретилась с Зимою. Со дня Громницы начинались первые заклички весны, в районах средней полосы России - закликать весну начинали позже.
Есть чудесный миф «О Змее Громовержце и Оленухе». Суть его проста, как все гениальное. Он описывает основные процессы и вехи течения жизни (и закономерность взаимоотношений Мужчины и Женщины), которые находят свое отражение в праздниках Кола. Жизнь есть единение и взаимодействие двух начал, двух разных энергий. Характер этого взаимодействия и определяет свойства и атрибуты времен года: зарождения, развития, апогея и жатвы урожая.
Змей Громовержец спит в своих подземных чертогах. На груди у него покоится чудесное ожерелье Силы – Огнедева. Мать всего живого Оленуха спускается в чертоги Змея и, воспользовавшись своими женскими чарами, похищает ожерелье Силы. Оленуха выносит на поверхность земли Огнедеву и Силой и Сиянием наполняется Земля. Радуются Дети Земли этой Силе, все живое просыпается, Силою наполняется (Громница, Масленица). Змей же, заметив пропажу, пускается в погоню за Оленухой и тоже выходит на поверхность Земли (Красная Горка, день весеннего равноденствия). А Оленуха, тем временем, возносится еще выше, в чертоги Небесные (Русалий Великдень, Белтан). Там её и настигает обманутый Змей. Но не может он противостоять чарам Матери Всего Живого и соединяется с ней в экстазе любви (Купала, день летнего солнцестояния). Громовержец возвращает себе Огнедеву. Теперь Сила на его стороне, и он увлекает за собою Оленуху в чертоги подземные. В момент вхождения в обитель Громовержца, Оленуха сбрасывает свои рога – символ Мудрости и Силы Матери. Рога остаются Детям Земли и дарят им Мудрость (Богач, день осеннего равноденствия). Змей, довольный своим успехом, успокаивается и засыпает. (Коляда, день зимнего солнцестояния) А у Оленухи, тем временем, вырастают новые рога, и, движимая желанием помочь своим детям, она вновь похищает Ожерелье Силы и выходит с ним на поверхность Земли (Громница). Коло замкнулось.
Нет комментариев