По народным поверьям, в этот день единственный раз за зиму гремит гром — Громовержец Перун начинает битву с силами зимы и хлада. Другое широко распространённое название Громницы — Сретение, то есть встреча.
По славянским сказаниям, в эту пору зима встречается с весной (или с летом, если делить годовое коло на две части — тёмную-зимнюю и светлую-летнюю).
В народе говорят:
"На Громницу зима с летом (с весной) встретились";
"На Громницу Солнце — на лето, зима — на мороз";
"На Сретение зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет (о Сретенских оттепелях)";
"На Сретение кафтан с шубой встретились";
"Какова погода на Сретение — такова и весна будет";
"На Сретение снежок — весной дожжок" и т.п.
Если Морена-Зима "не сдаётся" — на Сретение ударяют морозы, называемые в народе Сретенскими.
В пору двоеверия на Руси Сретенье ("Сретение Господне") напоминало христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшейся, по христианским поверьям, в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества Христова.
В народе Сретение считается также первыми закличками весны (вторые заклички вВесны — Сороки — 9 берёзозола/марта; третьи заклички весны — на Масленицу, в пору Весеннего Равноденствия, когда Весна-Дева приходит в Явь).
Множество обрядов, совершаемых на Сретение/Громницу, связано с так называемыми Громничными свечами (см. далее), а также с водой. В народе издревле почитали "Сильной" воду, набранную на Водокрес (6 сеченя/января), когда творили Великое Водосвятие, а также на Сретение, когда совершалось Малое Водосвятие.
В Белоруссии до наших дней сохранился обычай, когда родители или близкие родственники обрызгивают Сретенской водой с благопожеланиями сына, уходящего в армию. По народным верованиям, купание в проруби на Сретение делает человека сильным и здоровым, и даже простое умывание Сретенской водой уносит многие хвори и болезни.
Сретение — "перелом" зимы. Считается, что о сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, предчувствуя скорое своё пробуждение.
В народе примечают:
"Если на Сретение холода завернут — весна холодная, поздняя";
"Тихий и облачный день на Сретение — будет хороший урожай хлебов и плодов";
"На Сретение небо звёздное — зима не скоро плакать начнёт (т.е. весна ожидается поздняя)";
"На Сретение капель — урожай на пшеницу";
"На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов, снег в полдень — средних, к вечеру — поздних".
На Сретение вечером заклинают Солнце. Если Солнце перед закатом выглянет сквозь облачную наволочь — значит, прошли последние морозы; если же Солнце вовсе не покажется — ожидай суровых Власьевских (приходящих после Велесова/Власьева дня — 11 лютеня/февраля) морозов. При заклинании Солнца на Сретение поют: "Солнце-вёдрышко, выгляни, красное, из-за горы, Выгляни, Солнышко, до вешней поры!"
Славянскому Сретению/Громнице соответствует древнекельтский Имболк (от imb-volk — "ливень") — праздник поворота зимы на весну, время очистительных обрядов (омовений). При римлянах Имболк отмечался в февральские календы (1 февраля). Древние кельты отмечали его в конце третьего Лунного месяца после Самайна и тринадцатого месяца, который добавляли в календарь каждый третий Солнечно-Лунный год.
Громничные свечи
Громничные свечи (Громовые свечи, "громницы") — свечи, посвящаемые в этот день Богу громовержцу Перуну и его божественной супруге — Громовице-Палянице (Царю Огню и Царице Маланьице/Молоньице — в эпоху двоеверия).
На Украине громничные свечи традиционно изготавливались женщинами, особенно — девушками. Часто они делались из трёх свечек, сплетённых в "косу" и расходящихся кверху маленьким Трезубцем — символом единства Тремирья (Яви, Нави и Прави).
В Белоруссии громничные свечи, будучи олицетворениями живого огня, Перуновой силы, изготавливались преимущественно мужчинами. Такую свечу отливал из воска сам хозяин дома в последний шесток (субботу, день в седмице, посвящённый предкам) перед праздником. Считалось, что чем больше будет громничная свеча, тем благополучнее пройдёт год. Освящённую на Капище свечу приносили домой, зажигали у порога, после чего каждому из домашних, начиная с самого хозяина дома, "падсмальвалi" волосы на голове в форме "крыжа" (солнечного и огненного креста). Затем с зажжённой свечой обходили весь дом посолонь, заглядывая в каждый угол и поваживая там огнём, дабы "выжечь всё лихо из угла в угол" — очистить Перуновой силой своё жилище от всякой нежити и скверны.
В качестве оберегов на дверях и воротах рисовали или выжигали свечой солнечные кресты и коловраты. Одну громничную свечу обязательно несли в хлев и разламывали на столько частей, сколько голов домашнего скота там было. Верили, что такая свеча убережёт скотину от падежа и болезней. Для этого скотине чуть-чуть подпаливали ею шерсть, а остатки воска закатывали в шкуру. Громничные свечи, перевязав их полосками пакли, хранили в укромном месте или в красном куту (домашней Божнице) в течение всего года — до следующей Громницы, используя такую свечу в качестве оберега.
В народе верили, что летом Громничная свеча будет хранить дом от удара молнии и пожара. Слыша приближающиеся раскаты грома, её зажигали и ставили на окно с той стороны, откуда надвигалась гроза. Громничные свечи на протяжении года зажигали в пору больших праздников, в дни рождения членов семьи, во время болезни, родов, чтобы облегчить последние минуты жизни умирающему человеку, во время похорон и т.д. Также Громничные свечи широко использовались при волошбе: их зажигали и ставили в воротах, чтобы отвести от себя сглаз и порчу; громничной свечой "замыкали" (т.е. обходили по кругу) корову, чтобы сберечь её от нечистой силы, и т.п.
Описание обряда на Громницу
"Перуне Громе Мару бороне во свете рече, а Нави сече в молоньях грядый небесный ратай ста ряду век, а нам оберег! Гой!"
Рекут, что есть в начале месяца лютеня день, когда единственный раз в зимнее время можно услышать раскаты Перунова грома в небесах. А происходит это потому, рекут, что о сию пору встречается где-то далеко на мироколице Яви старуха зима с юной весной, и происходит меж ними великая битва — бой тьмы и хлада со светом и теплом. И бьются-ратаются Светлые Боги, предводительствуемые Перуном, супротив Навьих сил — Морениных сродников, Кощных потворников, и дрожат небеса от ударов громовой палицы Перуновой, и люди внимают Гласам Богов, и жрец, затеплив громовую свечу на Капище Перуновом, речёт слово вещее:
"Реку на Громье в зимне укромье, Перуне зиме о Яре силе во громех грядый небесный радарь огни всполыми, а ино отрини зиму, преломи весну, отвори ста днесе среча твоего меча во ночи года оберег года! Гой!"
А внизу, под горой, у Капища Чернобогова, где за четырёхугольной оградой лежит чёрный камень, Кощному Богу посвящённый, творятся обереги Именем Грозного Бога — Перуна Навегонителя:
"Перуне Боже, сам тьмы преможе, ставь коло ны высоки тыны чтоб кощны рати не могли яти во людях живу, а в родах силу! Гой!"
Затем жрец, беря в рукавицы (никак не голой рукой!) глиняный горшок с комьями сухой земли, поднимает его над головой и с размаху бьёт о каменну твердь, дабы взяли Навьи Боги своё — кощное, отжившее, но не замаяли живого, и уходит, не оглядываясь, прочь…
Ведунья Лада Громница-Перуница
2 лютеня/февраля славяне празднуют день Громницы-Перуницы, небесной Богини, воплощения Блискавки-Молнии. Казалось бы, с чего празднику Молнии быть зимой? Но в традиции всё закономерно. Сей день ещё называют Сретеньем, то есть Встречей: считается, что в этой точке Сварожьего Годового Кола встречаются зима и лето (кстати, многие европейские народы, в том числе и славяне, в древности разделяли год на 2 сезона, а не на 4). По поверьям, это единственный день зимы, когда можно услышать гром и увидеть молнию.
Как маленькие "отражения" небесного пламени, народ всюду запаливал великие и малые огни на Земле. Среди всех этих огней наиболее известны "громовые свечи", или "громницы", дошедшие до нас через века двоеверия.
В Белоруссии все ритуалы на Громницу были связаны с "грамнічнай" свечой. Воск для неё готовили заранее. Каждый хозяин выплавлял свечу самостоятельно в последний шесток (субботу) перед праздником. Известно, что она была примерно 10 вершков (44 см.) в длину, а толщина — две четверти вершка. Такие размеры позволяли в случае необходимости носить свечу на груди или засунуть в рукав, чтобы никто не мог о ней догадаться.
Громовые свечи — сильное средство народной магии. С их помощью можно отвести молнию и вообще грозу от избы, села или поля. Либо наоборот — закликать во время засухи грозу с дождём. Громничная свеча помогала и во время важных хозяйственных работ: при первом весеннем выгоне скота, распашке поля, сборе урожая и заготовке зерна. Её брали с собой, когда шли свататься или когда бабка-повитуха принимала новорождённого, ставили её в Красный угол на Осенних Дедов (21–27 листопада/октября) и Радуницу (Весенние Деды, 1–7 травеня/мая), давали человеку при смерти, чтобы легче было отойти в мир иной. Свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней. Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося при этом Богиню прогнать своей очищающей и целительной силой духов болезни. Воск её принимался больными, как лекарство.
В Белоруссии на Громницу проводили обряд "агнистага крыжавання" ("огненного крещения"). Сначала хозяин крест на крест поджигал (совсем чуть-чуть) у себя на голове волосы, потом — жене, потом всем остальным членам семьи по старшинству. После этого семья шла выжигать крестики на шерсти домашних животных. Потом простукивали свечой все стены, перекрытия и двери своего дома, хлевов и хозяйственных построек. Эти действа должны были уберечь семью от удара молнии и вообще любых разрушительных воздействий. После этого свечку прятали в укромный уголок дома, либо клали в Красный угол среди других святынь. Существует также очень много примет, связанных с громничной свечой. Во время обряда наблюдали, как горят свечи: частое потрескивание указывает на большое количество гроз в году. Когда человек тяжело умирал, зажигали громничную свечу и смотрели, в какую сторону пойдёт от неё дым: если за двери, то больной скоро умрёт, если расходится по дому — будет ёще некоторое время жить.
Но вернёмся к Богине. У южных славян эту Богиню зовут Громовицей. На Украине бытует ещё одно Имя — Паляница (так же называют ритуальный хлеб, что хозяйки пекут в честь особых праздников). Во многих песнях и сказах — это образ Дивчины-Воительницы. Перуница — это волевая, сильная сторона женского начала. История древних славян знает женщин-богатырш, их так и звали — девы-поляницы (паляницы). Это название, вероятно, происходит от слова "поле" — ведь сражения проходили на просторных открытых полях, ср. выражения: "поле битвы", "поле брани". Эти девы бились против врагов наравне с мужчинами своего племени, что вызывало удивление и восторг чужеземцев.
Традиция подчёркивает девственность Перуницы, она — именно Девушка-Воин, дочь Перуна, Его первейшая помощница и соратница. Здесь можно провести параллель с древнегреческой традицией.
Афина — Дева-Воительница, дочь Громовика-Зевса. Причём, не просто дочка: Зевс самостоятельно породил её из своей головы. Таким образом, она — часть его сущности, его "Женская анима", "Зевс в платье". Независимая сильная женщина, идущая своим путём. И это знаменует не только силу, но и храбрость, и острый разум. Афина — ещё и покровительница мудрости, она часто изображалась с совою — символом этого достоинства. Atheneum — "храм Афины" — так с античности до сего дня называют "святилища мудрости" — библиотеки, музеи, научные учреждения. Атрибутом Афины является копьё — скорее всего, символ молнии. Дева Перуница также изображается с золотым "громовым" копьём. Ещё одна параллель традиций наблюдается с кельтами. 1 лютеня/февраля они празднуют Имболк — древний языческий праздник, сохранившийся в кельтском двоеверии как "день святой Бригиты". До того, как стать христианской "святой", Бригита была кельтской Богиней, покровительницей поэзии и ремёсел (как и Афина), а особенно — кузнечного дела. А уж эта стезя во все времена и во всех мифологиях связана с огнём, а равно с Громовыми Божествами.
У славян, проживающих в относительно тёплом климате (Украина и южнее), со дня Перуницы начинаются закликания Весны. В условиях средней полосы России это делается позже.
Первые заклички бывают на Сороки — 9 березня/марта. Громница — значимый день для женской волошбы. Особенно для дев, которые на данном этапе ценят силу и волю, идут стезёй Перуницы — это наилучший день для свершения важных шагов.
Источник
velesovkrug.ru.
Нет комментариев