Проект «нового Советского союза» Путина затрещал по швам из-за санкций Запада
"ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ УЯЗВИМОСТЬЮ" - 976278488939
Российские власти хотят определять мировой порядок и поставить себя в центре «макрорегиона», который объединил бы бывшие советские республики, превратившись в один из мировых центров экономического влияния. Проблема в том, что даже связанные с Россией «общей судьбой» и тесными экономическими отношениями страны Центральной Азии больше предпочитают извлекать выгоду из ее проблем и использовать санкции против нее в своих интересах, признают в Москве.
Владимир Путин не раз заявлял о необходимости изменить мировой порядок, основанный, по его утверждению, на правилах, которые Запад навязывает остальному миру. Заглянуть в представления Кремля о новом мироустройстве позволяет презентация, оказавшаяся в распоряжении Financial Times. Она рассматривалась на стратегической сессии правительства под председательством премьера Михаила Мишустина в прошлом апреле. Среди участников было несколько десятков высокопоставленных правительственных чиновников и руководителей крупнейших госкомпаний, а также представители идеологической обслуги режима, такие как Сергей Караганов и Александр Дугин.
Амбиции Москвы заключаются в восстановлении доступа к международной торговле путем объединения вокруг России стран в евроазиатский торговый блок, который бы соперничал по экономическому влиянию с США, Евросоюзом и Китаем, говорится в презентации. Россия рассматривает создание такого «макрорегиона» как важный долгосрочный проект, на который не повлияет исход переговоров с Западом о будущем Украины и который поможет укрепить ее позиции «на мировой арене». Новый блок свяжет Россию с глобальным Югом, предоставляя всем сторонам доступ к сырью, развивая финансовые и транспортные связи и объединяя их на основе общего «мировоззрения… где мы пишем правила для нового мира [и проводим] собственную санкционную политику», говорится в докладе.
Амбиции Москвы, однако, упираются в тот простой факт, что даже, казалось бы, наиболее зависимые от нее страны заинтересованы не в новом «едином могучем союзе», а в том, чтобы заработать на ее проблемах и воспользоваться ими для сближения с Западом.
Препятствия на пути мирового возрождения России остаются значительными, признается в докладе. В нем отмечается, что западные страны проводят успешную политику «кнута и пряника» в отношении центральноазиатских государств, заставляя их соблюдать санкции, предлагая доступ к мировым рынкам, транспортным коридорам и цепочкам поставок в обход России.
Союзники России, в свою очередь, воспользовались ее «уязвимостью» – вытеснили ее предприятия со своих территорий, взяли под контроль импортные и экспортные товарные потоки и выиграли от релокации производств из России, говорится в докладе. При этом страны Центральной Азии стремятся получить дополнительные комиссионные, чтобы компенсировать риски нарушения санкций, отмечается в нем.
Переезд в этот регион высококвалифицированных россиян, перевод туда личных средств, корпоративного капитала и компаний, открытие новых бизнесов, в том числе для экспорта в Россию продукции взамен западной, и организация реэкспортных маршрутов, перенаправляющих в Россию западные товары, стали важнейшим фактором, обеспечившим ускорение роста ВВП Центральной Азии с 4,5% в 2022 г. до 5,2% и 5,4% в последующие два года соответственно, отмечал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Для таких реэкспортных каналов в ЕБРР даже придумали термин «евразийская карусель».
Через год с небольшим после начала развязанной Путиным войны в Украине около 15 500 компаний в Казахстане имели российский капитал – вдвое больше, чем до ее начала, оценивал тогда ЕБРР. В Казахстан перебрался, в частности, Polymetal, бывший одной из крупнейших компаний по добыче золота и серебра в России.
Страны Центральной Азии стремятся «интегрироваться без России» в такие группы, как Организация тюркских государств, жалуются авторы доклада. Они «изменили свое мировоззрение», «переосмыслив нашу общую историю», продвигая английский в качестве второго языка вместо русского и переходя на западные стандарты образования, а также отправляя свою элиту учиться на Запад.
Между тем, Армения, входящая в Евразийский экономический союз (который, как отмечается в презентации, страдает от «системных проблем»), пытается понемногу разорвать связи с Россией – от военных до экономических.
Предложить авторам доклада особо нечего, кроме как «играть вдолгую», апеллировать к общей истории и заявлять об уважении независимости южных соседей. При этом в правительстве понимают что, победы в войне против Украины будет недостаточно для прекращения санкционного давления Запада, а для других государств «тесные отношения с такой страной [как Россия] будут источником трудностей».
Зато Беларусь кабинет Мишустина не разочаровала. Если еще в 2018 г. Александр Лукашенко говорил о необходимости снизить экономическую зависимость от России, то шесть лет спустя заявил, что Беларусь всегда будет вместе с ней, и это самый успешный пример объединительной политики Москвы, указывается в докладе.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев