( 9 декабря ст.ст.), воскресенье.
Неделя 26-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост. Монастырский устав: Разрешается рыба.
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в воскресный день, за богослужением читается несколько евангельских отрывков. Один из них – в память зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы (Лк. 8, 16–21), а также рядовое чтение того же евангелиста (Лк. 17, 12–19).
Евангелие от Луки, глава 8, стихи 16–21:
8.16. Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
8.17. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
8.18. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
8.19. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.
8.20. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
8.21. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
Послание апостола Павла к Галатам, глава 4, стихи 22–31:
4.22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
4.23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
4.24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
4.25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
4.26 а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам.
4.27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
4.28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
4.29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
4.30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
4.31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
(Лк. 8, 16–21)
Каждый из стихов сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержит особое наставление.
Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет (Лк. 8, 16), – говорит Господь, подразумевая следующее: принявший благодать Христову должен быть горящей свечой. Свеча – учение о тайне Царства Божия, и если Господь позволил Своим ученикам знать тайны Своего Царства, это значит, что они должны быть открыты для всех: слово Божие должно быть проповедано всею жизнью тех, кто принял его.
Здесь Господь научает не только апостолов, но и каждого из нас быть светлыми по жизни и поведению. И как свечу не покрывают сосудом и не ставят под кровать, но ставят на подсвечник, чтобы входящие видели свет, так и христианин должен быть светом в мире, стараясь вести добрую и праведную жизнь, дабы свет этот сиял перед людьми.
Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы (Лк. 8, 17). Наступит великий и страшный день, когда Господь объявит все тайны человеческие перед людьми и перед ангелами. Тогда люди увидят и узнают друг друга такими, какими сейчас их видит и знает один Господь. Все станет явным для всех: кто что делал, к чему стремился, что думал и чувствовал в своей земной жизни. И каждый войдет в ту вечность во времени, которую заслужил.
Блаженный Феофилакт замечает: «Что бы кто ни делал втайне: доброе или злое – все обнаружится и здесь, а особенно в будущем веке. Что было сокровеннее Бога? Однако и Он явился во плоти».
Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь (Лк. 8, 18). В какой мере мы будем внимательны к слову Божию, в такой мере получим и пользу. Ведь кто, имея дары, продолжает трудиться, умножая их, будет иметь больше. В противном же случае можно утратить и то, что имеется теперь.
Святитель Кирилл Александрийский поясняет: «В людей, охотно обучающихся и хорошо расположенных к принятию божественных глаголов, вселится Святой Дух, взращивающий в них дарования. У тех же, кто стяжал искру света и пренебрег ею, совершенно угаснет и отнимется даже то малейшее, что они имели прежде. Это и претерпели иудеи. Приняв свет из закона, они не приумножили его, а когда пришла Истина, они оказались близоруки и лишились даже того, что ранее приобрели».
Таким образом, тому, кто желает и старается приобрести дары благодати, Сам Бог дарует все; а если в ком нет ни желания, ни старания, тому не принесет пользы даже то, что он, как ему кажется, имеет.
Во время того, как Господь наставлял учеников и людей, к нему пришли Матерь и братья Его, но не могли подойти к Нему по причине множества окружавших Его людей. И когда Господу дали знать, что они желают видеть Его, он ответил: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (Лк. 8, 21), – тем самым показывая, что все люди, единственной целью которых является исполнение воли Божией, являются по-настоящему родными для Господа.
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что этими словами Господь научает тому, что не должно «…полагаться на родство и оставлять добродетель… Есть одно только благородство – исполнение воли Божией, и это благородство лучше и превосходнее того (плотского) родства».
Исполнение воли Божией, дорогие братья и сестры, является именно тем, что дает человеку возможность находиться в общении и единении со Спасителем. Только тогда исполняем мы волю Божию, когда слушаем и храним слово Его, укрепляющее в душе веру, побуждающее любить ближнего и творить дела милосердия. Сила благодати, сокровенная в слове Божием, укрепляет волю к исполнению закона Божия, постепенно возводя человека к совершенству и блаженной вечной жизни.
Помогай нам в этом Господь!
Рядовое Евангелие от Луки, глава 17, стихи 12–19:
17.12. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
17.13. и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
17.14. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
17.15. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
17.16. и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17.17. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
17.18. как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
17.19. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Послание апостола Павла к Ефесянам, Глава 5, стихи 8 - 19:
5.8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
5.9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
5.10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
5.11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
5.12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
5.13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
5.14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
5.15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
5.16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
5.17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
5.18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
5.19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
(Лк. 17, 12–19)
Строки сегодняшнего евангельского чтения рассказывают о чуде, совершенном Господом во время последнего Своего путешествия из Галилеи в Иерусалим на последний праздник Пасхи, когда Он был распят.
Когда Спаситель проходил из Галилеи в Самарию по пути в Иерусалим, Его встретили десять прокаженных. Как мы уже знаем, иудеи не общались с самарянами, а среди этих прокаженных был, по крайней мере, один самарянин. Но общее несчастье заставило их забыть, что одни из них иудеи, а другие – самаряне; они помнили лишь о том, что их объединяет страдание и что им всем нужна помощь.
Прокаженные целой группой в десять человек находились вдали, потому что закон запрещал им приближаться к здоровым людям ближе чем на сорок пять метров. Уже отсюда видно, в какой изоляции жили прокаженные. И вот они остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас (Лк. 17, 12–13).
Господь повелел им идти и показаться священникам. Очевидно, этим самым Он давал им понять, что они сейчас исцелятся, что уже начался сам процесс исцеления и что они, как только дойдут до священников, окажутся совершенно здоровыми.
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Это значило, что Он Своею чудотворную силою исцеляет от болезни, ибо посылает их к священникам для того, чтобы они, согласно требованию закона, освидетельствовали исцеление от проказы, причем приносилась жертва и давалось позволение жить в обществе».
Покорность слову Господа – идти на освидетельствование к священникам – указывает на живую веру прокаженных. И действительно, по дороге они заметили, что болезнь их оставила. Получив исцеление, они, однако, как это часто бывает, забыли о Виновнике своей радости, и только один из них, самарянин, возвратился к Христу, чтобы поблагодарить Его за исцеление. Этот случай показывает, что хотя иудеи и презирали самарян, последние оказывались иногда выше их.
Александр Павлович Лопухин пишет: «Этот факт евангелист Лука сообщает, очевидно, с той целью, чтобы показать, что язычники – самарянин был близок к ним, по крайней мере, по своему происхождению – оказывались более способными оценить блага открывшегося Царства Божия, чем иудеи, которые давно уже были подготовляемы к принятию этого Царства».
Господь со скорбью и кротким упреком спросил: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк. 17, 17–18).
Эти девять явились примером человеческой неблагодарности Благодателю Богу. Ведь они пришли к Господу, страстно желая исцеления; Он исцелил их, они же были счастливы, что получили просимое. Но им и в голову не пришло принести хвалу Подателю этого блага. Только один отверженный самарянин остановился в изумлении перед чудесным, исцеляющим, спасающим Богом и устремился воздать хвалу Спасителю.
Много чудес совершает для нас Господь, многократно и многообразно одаривая нас Своими милостями и щедротами. Каждый из нас, взглянув на свой жизненный путь, увидит, что в течение всей жизни Господь ведет нас к спасению, прощая грехи и даруя Свои благодеяния, за которые мы должны благодарить Его. Но очень часто мы воспринимаем все доброе, что есть в нашей жизни, как само собой разумеющееся, будто бы это дано нам по каким-то нашим заслугам и нам некого благодарить за эти дары.
Между тем именно благодарение является сущностью христианской жизни. И вовсе не потому, что в этом нуждается Господь, а потому, что в этом нуждаемся мы сами: только через благодарение мы можем подлинно приобщиться Спасителю и всему, что есть у Него. Лучшей же благодарностью Ему будут наши усилия оправдать Его доброту и милосердие. Будем же, дорогие братья и сестры, учиться благодарить Господа за все, что Он нам посылает, благодарить не только словами и делами, но и примером всей нашей жизни.
Помогай нам в этом Господь!
ПРОПОВЕДЬ ДНЯ
О благодарении делами
(Лк.17:12–19)
Протоиерей Вячеслав Резников.
Однажды, когда Господь входил «в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали, и громким голосом говорили: Иисус Наставник, помилуй нас»! Они не просили исцеления, но просто просили милости. Люди по разным причинам так обращаются к Богу. Или – от совершенной веры, когда все готов принять, как Божью милость. Или – от малой веры, когда страшно потерять и ее, если не получишь просимого. Ну а когда просят многие одновременно, то один Бог знает, у кого какая вера, и по чьей вере дается всем.
Так просили и прокаженные. Веры им хватило назвать Иисуса только «наставником». И Господь по их малой вере так им и ответил: «Пойдите, покажитесь священникам». И они пошли. И пошли, наверное, тоже с разными чувствами. Кто с робкой надеждой, а кто и с разочарованием. И вдруг по дороге начали совершаться чудеса: один за другим, а может быть, и все одновременно, – «когда они шли, очистились». Очистились, и… пошли дальше! И только один «из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его».
Но почему же не пришли остальные? «Не десять ли очистились? Где же девять»? Трудно представить, чтобы, все вместе получив исцеление, они могли допустить, что это – простое совпадение. Скорее всего, некоторые размышляли так: «зачем возвращаться? Виновник всего – Бог. А Он – на всяком месте. Достаточно даже на ходу воскликнуть: «слава Тебе, Боже»! – И довольно, и Он услышит. Так, успокоив совесть, избавили себя от труда обратного пути. А иные, может быть, рассуждали так: «По Его слову я исцелился. Но разве Он велел мне вернуться и благодарить? Он велел идти и показаться священникам, что я и выполняю, строго по Его словам».
В первом случае простая леность хочет оправдать себя благочестивыми рассуждениями. Да, Бог на всяком месте. И хорошо, что мы в это верим. Но вера без дел мертва. И благодарить надо делами. В данном случае – вернуться, пройти обратный, может быть, и немалый путь. Во втором случае видим послушание не по разуму. Но вы же именно к Иисусу обращались, именно у Него просили исцеления? Получили? Значит, надо именно к Нему вернуться, именно Его поблагодарить, а потом и идти к священникам.
Пусть ты когда-то в тяжелой болезни робко попросил Бога просто помиловать тебя, даже не веря, что будешь услышан. А тут вдруг и врач хороший нашелся, и нужные лекарства, и курс лечения удачно прошел. И пусть много протекло времени, но все-таки вспомни, что когда-то, пусть и неуверенно, – попросил Бога. И прежде, чем благодарить людей, поблагодари Его. Поблагодари делом, с утруждением себя. Приди в церковь, постой, помолись, поклонись, закажи благодарственный молебен, подай милостыню. И увидишь, как возрастет твоя вера. И в следующий раз будешь просить не как посторонний, но -как сын, который знает, что у родителей одна цель: чтобы тебе было хорошо и в этой жизни, и в будущей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2