(Откровение 17:1-6)
Представьте себе: ранний вечер. Вы включили телевизор и смотрите какую-то передачу, как вдруг она прерывается экстренным сообщением: “Ураган снес с лица земли такой-то город. Подробности в 22:00”. Позже, во время прокручивания торговой рекламы, появляется несколько кадров, показывающих разрушения города с небольшим комментарием и обещанием подробностей в 22:00. В 22:00 начинается вечерний выпуск новостей с полным репортажем об урагане, принесенном ущербе и жертвах среди населения города.
По тому же сценарию в книге Откровение рассказывается о разрушении Вавилона великого: в главе 14 сообщается о том, что по небу летит ангел, возвещая: “Пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы” (ст. 8). Подробного описания Вавилона не дано. Не указываются и детали его падения. Мы имеем только само сообщение.
В главе 16 выливание на землю чаш гнева заканчивается разрушением Вавилона: “И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его” (ст. 19). Из этого отрывка явствует, что Бог недоволен городом Вавилоном, но многие вопросы еще остаются без ответа. Был ли Вавилон реальным городом, и если да, то что это за город? Чем Вавилон навлек на себя гнев Бога? “Как конкретно он должен был погибнуть?”
И, наконец, в главах 17—19 нам дается “полный репортаж” о разрушении Вавилона великого: в главе 17 мы находим разъяснение, кем (и чем) является Вавилон; в главе 18 ярко описано его падение; в главе 19 мы видим радость верных по поводу его падения. (То, что падению Вавилона было уделено так много внимания, указывает на важность этого события для ранних христиан - и для нас с вами).
Наш урок будет посвящен первым шести стихам главы 17. Нам надо определить, кем Вавилон великий был в прошлом и кем является сейчас. Нам особенно надо подчеркнуть уникальное место Вавилона в плане дьявола: это третий союзник сатаны. Первым союзником был зверь из моря (его обычно называют просто “зверь”); вторым был зверь из земли (его также называют “лжепророком”); третий союзник - Вавилон великий. Зверь (во время Иоанна это была Римская империя) представлял такое орудие дьявола, как устрашение. Лжепророк (в дни Иоанна это были учреждения, насаждавшие поклонение императору) представлял второе орудие, используемое сатаной: обман. Вавилон великий символизирует третье орудие: соблазн.
Ваше сердце (ваша сокровенная сущность) состоит из разума, эмоций и воли. Дьявол пытается согнуть вашу волю с помощью устрашения. Если это оказывается безуспешным, то тогда он пытается затуманить ваш разум обманом. Если, однако, вы упорно сопротивляетесь его давлению и отказываетесь верить его лжи, то на этот случай у него припасено еще кое-что: Вавилон великий, который обращается к самой темной стороне ваших эмоций. Вавилон попытается соблазнить вас, а успеха он добивается чаще, чем терпит поражения.
Вавилон - грозный враг. Этому уроку я дал название “Когда Вавилон пытается соблазнить вас”. Чтобы это название произвело нужное впечатление, “Вавилон” можно заменить именем привлекательной женщины. Не выбирайте на эту роль вашу жену. Ради нашей цели вспомните какую-нибудь соблазнительную женщину из мира. Что если бы она попыталась соблазнить вас? Что если бы она попыталась с помощью обольщения заставить вас нарушить законы людей и Бога? Как бы вы отреагировали на это?
В центре внимания этого урока будет три истины, содержащиеся в нашем тексте. Мы с вами должны знать эти истины, если хотим противостоять смертельным чарам Вавилона.
ЕЕ СОБЛАЗНИТЕЛЬНОСТЬ НЕЛЬЗЯ ОТРИЦАТЬ
Глава 17 начинается так:
“И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих” (Отк. 17:1).
Который из семи ангелов это был, нам не сказано.
Искусительница
Ангел сказал Иоанну: “Я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих” (ст. 1). В стихе 5 эта “великая блудница” названа “Вавилоном великим”. Позже ангел объяснит фразу “воды многие”: “Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки” (ст. 15). Четырехкратное повторение: “люди, народы, племена и языки” - включает всех. Фраза “сидит на” говорит о том, что великая блудница правит этими беспокойными массами мира.
Слово “блудница” сразу указывает нам на то, что ее делом был соблазн. (Если у кого-то есть какие-либо сомнения по поводу того, что уловки блудницы могут соблазнять, прочтите Прит. 5, 7 и 9). Успех, который сопутствовал ей в ее профессии, подчеркивается в стихе 2:
“С нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле” (Отк. 17:2).
“Цари земные” - это влиятельные правители мира. Куда вели эти люди, туда и следовали их подчиненные: “И вином ее блудодеяния упивались живущие на земле” (ст. 2). Алкоголь может снизить сопротивление искушению, а великая блудница знала все хитрости своего ремесла.
Затем ангел унес апостола “в духе в пустыню” (ст. 3). Иоанн продолжал пребывать под водительством Духа. Пустыня - это то место, куда была унесена женщина из главы 12 и где она находилась под защитой Бога (12:14). Может быть, Иоанн был перенесен туда, чтобы великая блудница не могла настигнуть его. А может быть, это была выгодная позиция, с которой он мог лучше рассмотреть ее.
Там его глазам предстало удивительное зрелище:
“И повёл меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами” (Отк. 17:3).
Багряный зверь, на котором она сидела, - это первый зверь, упомянутый в главе 13: “...И я увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные” (13:1). В главе 17 появляются дополнительные детали к описанию этого чудовищного существа. Он был красного цвета, как и его хозяин, дракон (сатана) (12:3). Раньше богохульные имена были только у него на голове; теперь же он преисполнен богохульством. И опять слово “сидящую” указывает на власть и правление: женщина управляла зверем, как опытный наездник управляет своей лошадью.
Сама женщина описана в стихах 4 и 5:
“И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным” (Отк. 17:4, 5).
Порфира и багряница - это одежда пурпурного цвета, какую носили только цари и элита. Золото, драгоценные камни и жемчуга могли позволить себе только богатые. Вавилон носила все атрибуты “царицы” (18:7). Это не был кричаще одетый уличный прохожий; она вращалась в высоких кругах. Сегодня бы она принадлежала к утонченному, пресыщенному, декадентствующему высшему обществу. Ее бы показывали в телепрограмме “Образ жизни богатых и знаменитых”.
Город
Прежде чем пойти дальше, нам необходимо определить, кто такая эта “великая блудница”. Вновь и вновь в нашем тексте ее называют “Вавилоном”. Вавилон, что издавна стоял на реке Евфрат в Месопотамии, был одним из наиболее известных городов древности. Как пишет Тенни, именно там “роскошь городской жизни, образованность и торговля стали впервые привлекать внимание людей”. “Это была политическая и религиозная столица мировой империи, прославившаяся своей... моральной испорченностью” (Маунс). В представлении иудеев Вавилон был синонимом безбожия и ненависти к народу Божьему. Вавилоняне в 586 г. до н.э. разрушили Иерусалим и увели израильтян в плен в чужие для них земли. Фраза “Вавилон великий” заимствована из Дан. 4:30 и указывает не на ее действительную ценность, а на ее воображаемую важность.
Не вызывает сомнений, что здесь Святой Дух имел в виду город (ст. 18; 16:19), город с духом Вавилона. Вопрос в том, какой именно это город. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны спросить себя, какой город должны были прежде всего вспомнить читатели Иоанна, читая слова “великий город, царствующий над земными царями” (ст. 18). Единственный вписывающийся в эти рамки город - это город Рим. (Обратите внимание, что причастие “царствующий” - настоящего времени: “великий город” правил в то время, когда писалось Откровение). Эфирд пишет: “Ясно, что женщина - это Рим. Иоанн не мог бы быть более выразительным, даже если бы он нарисовал картину и подписал ее большими буквами”.
Если у кого из ранних читателей и возникло сомнение по этому вопросу, оно было однозначно устранено весьма прозрачным “намеком” в стихе 9: “Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена”. Суит пишет: “Никакого мало-мальски серьезного сомнения не может быть в отношении значения этих слов. Семь холмов Рима - самый избитый образ у латинских поэтов...” Хейли соглашается: “Семь холмов по берегам Тибра, на которых был построен Рим, издавна были любимой темой римских поэтов и писателей... Рим должен был сразу прийти на ум читателям Иоанна”.
Даже те авторы, которые не считают, что Вавилон великий означает Рим, согласны с тем, что это первое, что пришло бы в голову ранним христианам. Если бы Святой Дух не хотел, чтобы читатели Иоанна подумали о Риме, он, вероятно, добавил бы оговорку: “Я не имею в виду Рим”. “Как Вавилон в глазах иудеев был носителем зла и символизировал гонения, так и Рим для Иоанна был еще одним Вавилоном, источником соблазнительной роскоши и порока, таящегося в сладострастном материализме и эгоизме”, - отмечает Метцгер.
Искушение
Однако большинство из нас согласится с Фрэнком Пэком в том, что “Вавилон великий символизирует гораздо больше, чем просто античный город Рим с его греховным идолослужением и растлевающим поклонением императору. Он символизирует все влияния и силы, действующие в мире, отвергающем Бога, в его различных формах на протяжении веков”.
Так как нашей исходной точкой был город, то первая ассоциация, которая приходит мне в голову, - это мегаполис, подобный тем, в которых мне доводилось бывать и который является не только центром искусства и культуры, но также источником порока и морального разложения. Можно привести бесчисленное множество примеров того, как молодые люди (а иногда и не такие уж молодые), услышав пение сирен “большого города”, отправились туда и вскоре восприняли его образ жизни.
Мы должны понимать, однако, что нам не обязательно переезжать в Нью-Йорк, Москву, Лондон или Париж, чтобы быть соблазненными великой блудницей. Вавилон великий присутствует везде и всюду, где удовольствие, удобства и прибыль являются главными целями в жизни. Живете ли вы в Муроме в России или в Вагга-Вагга в Австралии, блудница одинаково шепчет вам на ухо, пытаясь увлечь вас с пути “тесного и узкого” (см. Мф. 7:14).
Вот что пишет Макартни в отношении прелестей Вавилона: “О мир, мир, какой же ты обманщик!.. Ты соблазняешь нас своей лестью и очаровываешь нас своим накрашенным лицом настолько, что мы, в своей слепой страсти и горячей любви к тебе, за еще одно краткое мгновение твоих призрачных растлевающих удовольствий, с радостью продаем наши души, забываем о нашем Боге, заново распинаем нашего Господа и отказываемся от наших надежд на вечное счастье”. И не сомневайтесь: Вавилон знает ваши слабости (Иак. 1:14) и попытается их использовать.
Чтобы не быть соблазненными, мы должны прежде всего понимать, что искушение обольщает, что грех может быть приятным, а запретное - привлекательным. Если апостол “дивился удивлением великим” (Отк. 17:6), когда увидел сладострастную блудницу Вавилон, то что можно сказать о нас с вами? Когда она шепчет: “Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен” (Прит. 9:7), - нельзя колебаться. Надо “убегать” (2 Тим. 2:22) - как когда-то давным-давно сделал Иосиф (Быт. 39:12).
ЕЕ ДЕГРАДАЦИЯ НЕСОМНЕННА
Чтобы не быть соблазненными, мы должны развить в себе способность видеть не только то, что лежит на поверхности, но реальность, прячущуюся за блеском.
Мерзость
За пышными нарядами скрывалась истинная сущность Вавилона: это была “великая блудница” (ст. 1). Уилкок так рисует ее портрет: “...Повсюду на [Вавилоне] написано только одно - блуд, блуд, блуд. Мы слишком хорошо знакомы с греческим корнем этого слова: порн-. Иоанн повторяет его пять раз, но не с наслаждением, как некоторые, а будто выплевывая в безуспешной попытке избавиться от гадкого привкуса”.
В древнем Риме было модно повязывать вокруг головы ленты, и римские блудницы иногда использовали такие головные повязки для рекламы своих услуг. На лбу великой блудницы было написано: “ВАВИЛОН ВЕЛИКИЙ, МАТЬ БЛУДНИЦАМ И МЕРЗОСТЯМ ЗЕМНЫМ” (ст. 5). Она не только сама была блудницей; она учила своих дочерей быть блудницами.
В последнее время было приложено немало усилий - в пьесах, книгах, фильмах и телепрограммах, - чтобы представить проституцию в благоприятном свете. Позиция Библии, тем не менее, остается такой, какой она была всегда: проституция - это грех, грех, ведущий к проклятию души, если не раскаяться в нем и не отвернуться от него.
Блудодейство Вавилона, несомненно, подразумевало и сексуальную проституцию, но оно этим не ограничивалось. Великая блудница была виновна, как пишет Маунс, “в проституировании всего праведного и благородного ради достижения сомнительных целей могущества и роскоши”. В Ветхом Завете словом “блудница” называли всех и каждого, кто продавал себя миру: Ниневия была блудницей завоевания (Наум. 3:4). Тир был блудницей торговли (Ис. 23:8, 17). Вавилон был госпожой удовольствий (Ис. 47:5). Иерусалим был виновен в религиозном блуде (Ис. 1:21; Иер. 2:20; Иез. 16:15; 23-29; Ос. 9:1). Когда мы покидаем Господа ради богов этого мира, то мы не только нарушаем Его закон, мы разбиваем Ему сердце.
Блудница из главы 17 противопоставлена невесте из глав 19 и 21: блудница одета в богатства, а невеста - в праведность. Блудницей движет похоть, а невестой - любовь. Блудница продает секс по договору, невеста же дарит любовь по причине своей преданности. Блудница думает только о себе; невеста же печется о своем Муже (Иисусе). Они отличаются характером, положением и судьбой.
Два стиха срывают маску очарования с Вавилона, и женщина перед нами предстает такой, какая она есть в действительности: в стихе 4 она представлена держащей золотую чашу и предлагающей испить ее содержимое, как если бы она была наполнена напитком, дающем силы и энергию. Однако, присмотревшись, мы видим, что чаша наполнена “мерзостями и нечистотою блудодейства ее”. Блудница предлагает удовольствие, но в действительности это не что иное, как безнравственность.
Наиболее откровенное высказывание в отношении ее истинного характера содержится в стихе 6:
“Я видел, что жена упоена была кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых, и, видя её, дивился удивлением великим” (Отк. 17:6).
“Святые” и “свидетели Иисусовы” сопротивлялись ее соблазнительным уловкам, и это привело ее в ярость. Она испытывала дьявольское удовольствие, пытая и убивая тех, кто был невосприимчив к ее “чарам”.
Моя бабушка любила говаривать: “Красив не тот, кто лицом смазлив; дела красят человека”. Великая блудница, возможно, выглядела красивой внешне, но ее дела обнажали ее безобразие.
Клоака
Отнести слово “гадкий” к Риму времен кесарей не трудно. Согласно его собственным историкам, Рим был центром вырождения - и не тайного, а явного и откровенного. Римский историк Тацит описывал Рим как место, “где скапливаются, находя пристанище, все самые ужасные и постыдные вещи в мире”. Философ Сенека назвал Рим “грязной клоакой”.
Рим назван “матерью блудниц”, потому что его безбожное влияние распространилось по всему миру. “Все порнай [блудницы] всех покоренных ею народов - ее дети; все пороки и суеверия предместий вскормлены ее грудью”, - пишет Суит.
Кроме того, Рим был виновен в убийстве святых. Крайности Нерона вызывали отвращение даже у его собственных подчиненных. Эдикты Домициана сделали отказ от поклонения императору преступлением, карающимся смертью.
Защищенность
И вновь мы говорим, что блудница олицетворяет больше, чем просто Рим; она олицетворяет любое искушение на нашем пути. Чтобы не быть соблазненными этими искушениями, мы должны видеть их истинную сущность. Блудница обещает запретные удовольствия, но “ноги ее нисходят к смерти” (Прит. 5:5). Проницательный взгляд учится распознавать между внешней привлекательностью и настоящей добротой, между тем, что скоротечно, и тем, что вечно. Искушения, однажды ясно увиденные, уже больше не привлекают, а отталкивают.
ЕЕ ГИБЕЛЬ НЕ ЗАСТАВИТ СЕБЯ ДОЛГО ЖДАТЬ
В-третьих, чтобы не быть соблазненными великой блудницей, мы должны понимать, что ее гибель неминуема.
Гибель
В видении ее положение кажется завидным: она выглядит “достигшей” - но мы не должны упускать из виду цель видения. Ангел показывал “суд [проклятие] над великою блудницею” (17:1). Старая пословица гласит: “Чем выше взберешься, тем больнее падать”. Эта пословица характеризовала Голиафа. Она прекрасно характеризует и Вавилон великий.
Рим
Христианам первого века видение говорило: “Дни Рима сочтены, как бы хорошо он ни выглядел”. “Невозможно сделать иной вывод, чем тот, что Иоанну была показана предсказанная гибель могущественного агента, которого боялась церковь, - города Рима и Римской империи”, - отмечает Робертс.
Средство избавления
Для христиан, живущих сегодня, видение утверждает, что “греховные наслаждения” - “временны” (Евр. 11:25), и конец их - смерть (Рим. 6:23). Поэтому апостол Иоанн и призывал всех сыновей и дочерей Божьих:
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего). И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Могут быть даны и другие рекомендации относительно того, как не быть соблазненными великой блудницей, например: “Не отводи взгляда своего от Иисуса, чтобы мир не ослепил тебя”. Однако сейчас мы подчеркиваем три принципа, предложенные нашим текстом: (1) не умаляйте удовольствия греха: они искушают; (2) не игнорируйте истинную природу греха: она приводит к падению; (3) не любите этот мир: он не вечен.
Павел знал о слабости плоти (Рим. 7:14, 15). Ему приходилось постоянно усмирять свое тело - держать его в повиновении - чтобы после проповедования другим самому не погибнуть (1 Кор. 9:27). Если Павлу приходилось бороться с плотью, то насколько это более актуально для нас!
Ходит поверье, что в средние века испанская инквизиция использовала орудие пыток, которое называлось “Дева”. Оно имело форму красивой женщины, одетой в роскошные одежды. На лице у нее была пленительная улыбка, а руки ее были протянуты для объятия. Жертву толкали к этой деве “поцеловать ее”. И тогда руки “девы” охватывали жертву, сжимая в смертельных объятиях, и в ее тело вонзалась сотня ножей, невидимых до этого. Вот так и Вавилон великий делает красивое лицо и приглашает людей насладиться запретными удовольствиями. Но потом, однако, он пронзает их тысячей печалей и отправляет их души в ад (Рим. 6:23). Если он поманит, бегите! (См. 1 Кор. 6:18; 10:14; 1 Тим. 6:11; 2 Тим. 2:22). https://dzen.ru/a/Zk-imJwqMUH0iNFZ > ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК
> СЛЕДУЮЩИЙ УРОК
#Откровение #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев