Что бы мы подумали, если бы сегодня увидели людей, забивающих барана или быка, а затем сжигающих их на жертвеннике? «Какое варварство!» — возможно, воскликнули бы мы. Однако если бы мы жили среди израильтян в дни Моисея или последующие столетия, то такая сцена была бы обычной. Во время действия закона Моисея животные приносились в жертву в огромных количествах. Во время таких жертвоприношений постоянно проливалась кровь животных. Почему?
Независимо от того, можем мы понять и объяснить это или нет, в Библии утверждается, что по ветхому завету пролитие крови было необходимо для прощения грехов. Автор Послания к евреям, анализируя эти запятнанные кровью столетия, делает вывод относительно эры Моисея: «Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови нет прощения» (Евр. 9:22). В Лев. 17:11 говорится о важности очищения кровью: «Потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь эта душу очищает».
Израиль был святым народом, очищенным кровью жертвенных животных. Давайте рассмотрим их очищение, а затем подумаем о том, как нас сегодня тоже очищает кровь.
ИЗРАИЛЬ БЫЛ ОЧИЩЕН КРОВЬЮ
Мы выясним, как часто Израиль приносил жертвы, а затем поговорим о значении этих жертв.
Частота кровавых жертв
Народ израильский полагался на очищение кровью. Израильтяне приносили разные жертвы, и не во всех них фигурировала кровь животных. Однако когда они хотели получить прощение грехов, они приносили либо «жертвы повинности», либо «жертвы за грех». Как правило, эти жертвы за грех требовали пролития крови животного (см. Лев. 4:27-31). Посредством пролития крови израильтянину прощались его грехи. Для согрешившего израильтянина существовало правило, что он должен принести кровавую жертву, чтобы получить прощение за совершённый грех. (В Лев. 5:11-13 находится исключение из этого правила. Оно гласит, что если человек очень беден, то он может принести некоторое количество муки в жертву повинности).
Все общество, Израиль в целом, тоже полагалось на очищение кровью. Говоря иначе, народ израильский должен был руками священников приносить постоянные животные жертвы, чтобы сохранять правильные отношения с Господом. По Закону, помимо других жертв, необходимо было приносить козла в жертву за грех по следующим праздникам:
• Праздник новомесячия, в первый день каждого месяца (Чис. 28:11-15);
• День Пасхи, в четырнадцатый день первого месяца и в каждый из семи дней Праздника опресноков, который следовал сразу после Пасхи (Чис. 28:16, 17, 22-24);
• День первых плодов, еще называемый Пятидесятницей или Праздником седмиц (недель) (Чис. 28:26, 30);
•День труб, в первый день седьмого месяца, который стал первым днем еврейского года (Чис. 29:1, 5) и со временем приобрел известность как «Рош ха-Шана», что означает «первый день года» или «глава года»;
•День очищения, в десятый день седьмого месяца (Чис. 29:7, 11);
• каждый день семи дней Праздника кущей, начиная с пятнадцатого дня седьмого месяца (Чис. 29:12, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 36).
Праздником, специально предназначенным для получения прощения грехов народом Израиля в целом, был День очищения, который соблюдался в десятый день седьмого месяца. Он описан в Лев. 16. В тот день первосвященник очищал Израиль от грехов, принося в жертву тельца за собственное очищение и козла за очищение народа. Он сжигал этих животных на жертвеннике всесожжения и кропил их кровью крышку ковчега, находившегося внутри святого святых (Лев. 16:6, 11, 14-16). Он также возлагал руки на другого козла и отпускал его в пустыню, тем самым удаляя из стана грехи, которые были возложены на козла (Лев. 16:21, 22). Хотя по ритуалу один козел отпускался живым, смерть другого козла и тельца подчеркивала тот факт, что Израиль был народом, очищенным кровью.
Здесь мы видим, что, как правило, отдельные израильтяне, которые хотели получить прощение за совершённый грех, должны были принести кровавую жертву. Кроме того, народ в целом, чтобы сохранить правильные отношения с Богом, приносил кровавые жертвы ежемесячно, в праздник первого дня каждого месяца, и ежегодно, по великим иудейским праздникам. Таковыми праздниками были: праздники Пасхи и опресноков, праздник седмиц (или Пятидесятница), праздник труб и праздник кущей. И еще ежегодно в День очищения первосвященник брал кровь животных и входил в святое святых, чтобы совершить очищение за себя и за всех людей. Неудивительно, что в Новом Завете говорится, что по Ветхому Завету все очищалось кровью!
Значение кровавых жертв
Никто не сомневается, что Ветхий Завет учит, что для получения прощения грехов Израиля, как личных, так и коллективных, требовалось приносить в жертву кровь животных. Вопрос — «Зачем?» Зачем нужно было животному (или животным) умирать, чтобы человек смог получить прощение или чтобы народ смог очиститься? Ответ Бога на этот вопрос мы находим в Лев. 17:11: «Потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь эта душу очищает».
«Душа... в крови», — сказал Бог. Поэтому, когда проливалась кровь животного, когда его убивали, у него забиралась жизнь. Каким-то образом жизнь, отнятая у животного, даровала жизнь: человеку (или людям), за которых животное приносилось в жертву, даровалось прощение, или очищение.
В результате пролития крови, источника жизненной силы, животного жизнь получал грешный человек. Как? Вместо грешного человека наказывалось (убивалось) животное: оно расплачивалось за грехи человека. Человек, который приводил животное для жертвоприношения, заслуживал за свои грехи смерти, но вместо него умирало животное. Грешник очищался, и его грехи смывались.
Одна деталь относительно того, как совершалась жертва за грех, свидетельствует в пользу этого толкования. Прежде чем заколоть животное, человек, приводивший его, должен был «возложить руку свою на голову жертвы за грех, и заколют козу в жертву за грех на месте, где закалывают жертву всесожжения» (Лев. 4:29). Возлагая руку на голову животного, приносимого в жертву, согрешивший человек символически перекладывал свой грех на животное. Животное закалывали, как если бы оно было виновно в грехе, переложенном на него. Его убивали вместо грешника!
Таким образом Израиль очищался кровью, заменяя смертью животных смерть, которой заслуживали грешники. Из этого факта вытекает несколько других истин: (1) Бог серьезно относится к греху; когда Божий народ грешит, это сильно оскорбляет Его. Поэтому Он осуждает грешников. (2) Согрешающие заслуживают смерти; смерть — наказание, которое Бог определил за грех. Грешники рискуют быть убитыми Господом; они подпадают под Его гнев. (3) Бог милостиво предусмотрел, как грехи Его народа могут быть прощены. (4) Однако это не отменяло необходимости какой-то смерти за грех; он требовал заместительной смерти животных.
ХРИСТИАНЕ ОМЫТЫ КРОВЬЮ
Всякий, кто знаком с основами Нового Завета, уже понял, что эти факты об очищении Израиля в значительной степени остаются справедливыми и в отношении нашего очищения. Новый завет утверждает, что сегодня люди спасаются пролитием крови Христа (см. Мф. 26:28; 1 Пет. 1:2, 18, 19; Рим. 3:24, 25; 5:8, 9; Еф. 1:7; Кол. 1:20; Отк. 7:14).
Фраза «кровь Христа» означает смерть Христа (см. Лев. 17:11). Так как кровь Иисуса пролилась во время Его смерти, то сказать, что мы спасены Его кровью, — значит сказать, что мы спасены Его смертью, и наоборот. Новый Завет учит, что наше спасение, наше очищение, возможно благодаря смерти Христа, или благодаря пролитию Им Своей крови на кресте.
Принесение Иисуса Христа в жертву на кресте было, несомненно, лучшей жертвой, нежели принесение быков и козлов по закону Моисея. Жертва Христа была превосходнейшей во многих отношениях.
1. В жертву был принесен Тот, кто был и человеком и Богом: Иисус Христос, Сын Божий. Такая жертва, конечно, значительнее принесения в жертву животного. В Евр. 9:13, 14 говорится: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы через окропление освящает осквернённых, чтобы чисто было тело, то тем более кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному!»
2. Это была добровольная жертва. Животные не отдавали себя в жертву за грехи других сознательно и преднамеренно; если бы они могли избежать ножа, который лишал их жизни, то они бы это сделали. В отличие от них, Иисус сказал: «Я Пастырь добрый... и жизнь Мою полагаю за овец... Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её» (Ин. 10:14-18).
3. Это была безгрешная жертва. Жертвенные животные должны были быть без изъяна, то есть «без порока»; но не имеющее изъяна животное ни в какое сравнение не идет с жертвой безгрешного Сына Божьего. Как Первосвященник, приносящий жертву за грехи, Иисус Христос был «святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес» (Евр. 7:26). Жертва, принесенная нашим Первосвященником — а именно Он Сам, — была, как говорит Библия, без «греха» (Евр. 4:15).
4. Это была жертва, принесенная один раз и на все времена. Животные приносились в жертву за грех ежедневно, ежемесячно и ежегодно на протяжении более тысячи лет. Христос умер на кресте однажды. Его единственная жертва, несомненно, превосходила тысячи жертв, принесенных по Закону. В Послании к евреям сказано, что Христос «однажды принёс Себя в жертву, чтобы взять... грехи многих» (Евр. 9:28; см. 9:12; 10:1-3).
5. Она могла уничтожить грехи, тогда как ветхозаветные жертвы не могли этого сделать. Согласно Новому Завету, эти животные жертвы никогда не уничтожали грехи. Они не «могли сделать совершенными» тех, кто приносил их (Евр. 10:1), ибо «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Жертва Христа, наоборот, «навсегда сделала совершенными освящаемых» (Евр. 10:14). Животные жертвы не могли прощать грехи; кровь Христа может и прощает!
Кажется, что это учение противоречит некоторым ясным отрывкам из книги «Левит», где говорится, что приносившие в жертву животных, получали прощение (см., например, 4:20, 26, 31, 35). Как эти стихи можно согласовать с учением в Послании к евреям? Читатель должен принять две истины. Во-первых, израильтяне получали прощение, как и утверждает «Левит». Во-вторых, они прощались не силой крови животных, как указывается в Послании к евреям. Они прощались силой крови Христа, которая пролилась не только за грехи тех, кто живет по новому завету, но и «для искупления от преступлений, сделанных в первом завете» (Евр. 9:15).
Поэтому, когда люди, жившие в век Моисея, исполняли указания, которые Бог дал им относительно того, как избавиться от вины греха, то они получали прощение благодаря крови Христа, которая пролилась на тысячу лет позднее. Для Бога, знающего будущее, в то время, когда израильтянин приносил в жертву животное, кровь Христа уже пролилась. Поэтому Бог мог, в свете жертвы Христа, простить грехи послушного израильтянина, который принес в жертву животное. Бог прощал его не в силу действенности крови животного, а благодаря смерти Иисуса Христа за грехи всего человечества во все времена.
Наше спасение кровью подобно спасению израильтян в том, что они, будучи в определенном смысле изначально спасены кровью, затем постоянно были очищаемы ею. Какую роль играла кровь в первоначальном спасении израильтян? Они стали Божьим святым народом, когда Господь вывел их из Египта. То вызволение можно приравнять к спасению христианина от греха. Их вызволение могло состояться при условии пролития крови ягнят в связи с десятой казнью — смертью первенцев. Когда эта казнь произошла, защитой израильтян от смерти послужило пролитие крови. Каждой семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки и перекладины дверей в своем доме. Бог дал им такие указания относительно пасхального агнца: «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь. И увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю египетскую» (Исх. 12:13). Так как десятая казнь убедила фараона отпустить Израиль, то можно сказать, что пролитие крови способствовало освобождению, или спасению, Израиля.
Вскоре после этого, как свидетельствует книга «Левит», Бог дал израильтянам систему жертвоприношений, чтобы они постоянно очищались от своих грехов. Жертвы, предписанные Законом, не спасали народ Божий, поскольку его спасение произошло, когда они вышли из Египта. Скорее можно сказать, что эти жертвы сохраняли их спасение. Они были призваны обеспечить правильные отношения израильтян с Богом, отношения, которые установились после их выхода из Египта.
Это сравнимо с тем, как мы сегодня спасаемся кровью Христа. Когда в Новом Завете говорится, что мы спасены Его кровью (Рим. 5:8, 9; Еф. 1:7), то обычно под этим подразумевается момент нашего изначального спасения, когда мы стали христианами. Когда мы приняли крещение, мы получили прощение грехов (Деян. 2:38); мы были спасены (1 Пет. 3:20, 21), и наши грехи были омыты (Деян. 22:16; Еф. 5:26; Тит. 3:5) кровью Христа (Отк. 1:5). Поэтому наше изначальное очищение было подобным очищению израильтян, которые в определенном смысле были спасены кровью агнца. Мы спасаемся нашим пасхальным Агнцем — Иисусом Христом, «Агнцем Божьим». Павел сказал: «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).
Ежедневные, ежемесячные и ежегодные жертвы за грех и жертвы, приносимые в День очищения, необходимы были Израилю, чтобы сохранить свое спасение. Сегодня мы остаемся угодными Богу точно так же, как в свое время Израиль: полагаясь на пролитие крови для прощения грехов. Нам не нужно постоянно закалывать животных, чтобы получать Божьи благословения, ибо кровь Христа постоянно очищает нас от наших грехов. Иоанн писал: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7). Не только наше изначальное очищение есть результат пролития крови, но мы постоянно очищаемся благодаря пролитию крови Христа.
Жертвы за грех по левитскому законодательству были заместительными жертвами. Грешник возлагал свои руки на голову животного, символически передавая ему свои грехи. Затем животное убивали вместо грешника, который заслуживал быть убитым. Такая практика, вне всякого сомнения, должна была послужить прообразом (предварительной картинкой) того, что должно было произойти в будущем. Замена грешника животным была прообразом величайшей реальности, которую нам посчастливилось видеть: когда Христос умер на кресте, Он заменил Собой грешников.
Намек на то, что Мессия, Христос, умрет за грешников, мы находим у Исаии: «Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши... И ранами Его мы исцелились... Господь возложил на Него грехи всех нас... Когда же душа Его принесёт жертву умилостивления... Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт... Он понёс на Себе грех многих...» (Ис. 53:5-12).
Иисус дал понять, что Он пришел умереть вместо грешников. Он сказал: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28; см 1 Тим. 2:6).
Павел говорил о заместительной смерти Христа, когда сказал: «Ибо не знавшего греха [Христа] Он [Бог] сделал для нас жертвой за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Бог, образно говоря, возложил руки Свои на Христа и переложил грехи всего человечества на Него. Затем Бог позволил Христу умереть на кресте, понеся наказание за грехи, которое по справедливости заслужили грешники. Иисус Христос взял на Себя вину наших грехов и был наказан за эти грехи, чтобы мы не понесли наказание за свои собственные грехи. Он умер вместо нас!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эти великие истины учат тому же, что и ветхозаветные жертвы. (1) Бог относится к греху серьезно. Будучи святым, Он должен наказывать грех. (2) Справедливое наказание за грех — смерть (см. Рим. 6:23). (3) Бог милостиво предусмотрел для нас прощение грехов за счет смерти, пролития крови, Иисуса Христа. (4) Чтобы получить спасение за счет крови, которую Бог по благодати предоставил, мы должны кое-что сделать. Для изначального получения спасения мы должны повиноваться евангелию. Писание велит неспасенным принять Иисуса, уверовав в Него и повиновавшись Его повелению покаяться, исповедать Его Сыном Божьим и креститься для прощения грехов. Для постоянного спасения христианину велено ходить во свете. Это значит, что мы как последователи Христа должны делать все от нас зависящее, чтобы повиноваться воле Бога во всем.
Нет противоречия в том, чтобы сказать, что Израиль был спасен по Божьей благодати, но израильтянам все равно нужно было старательно повиноваться Господу. Подобным же образом, нет противоречия в том, чтобы сказать, что мы спасены благодатью (Еф. 2:8, 9), но все равно должны кое-что сделать. Чтобы в полной мере воспользоваться благодатью, которую Бог предоставил нам, чтобы обрести вечное спасение, мы должны повиноваться евангелию и жить праведно, храня верность. По Божьей спасающей благодати, очищение драгоценной кровью Иисуса Христа доступно каждому из нас. https://dzen.ru/a/ZyPsuHLpzTS1QKh_ #Грех #Христиане #Иудаизм #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев