“На третий день была свадьба в Кане галилейской, и мать Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брачный пир. И как недоставало вина, то мать Иисуса говорит Ему: «Вина нет у них». Иисус говорит ей: «Что Мне и тебе, женщина? Еще не пришел час Мой». Мать Его сказала служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте». Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: «Наполните сосуды водой». И наполнили их доверху. И говорит им: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, черпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег до сих пор». Так положил Иисус начало чудесам в Кане галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его” (Ин. 2:1-11).
Конечно, в разное время в разных местах обычаи разные, но на свадьбах почему-то всегда происходит что-нибудь неприятное. Почему-то на них люди, действующие из самых добрых побуждений, оказываются в неловком положении. В рассматриваемом нами тексте, Ин. 2:1-11, говорится о том, как Иисус посетил свадьбу, где тоже оказался в таком положении. То, что Он делал на этом торжестве, поможет нам много узнать о том, кем в действительности является Сын Человеческий (1:51).
ИИСУС НА СВАДЬБЕ
На свадьбу была приглашена мать Иисуса. Либо получив личные приглашения, либо по настоянию Марии, но Иисус и Его ученики тоже пришли на свадьбу. Она проводилась в Кане Галилейской — в деревушке, расположение которой не установлено. Иероним (345-420 гг.), великий переводчик Библии, утверждал, что по ночам можно было видеть огни Каны из Назарета, тем самым указывая, что она находилась недалеко от дома Иисуса, где прошло Его детство.
Хотя об иудейских свадьбах первого столетия известно довольно много, мы почти совсем не знаем подробностей этих свадеб. Считается, что свадьба начиналась без невесты, в доме жениха. Его друзья и семья собирались веселой толпой и шли по городу, часто выбирая долгий и извилистый путь, к дому невесты. Там, собственно, и проходила свадебная церемония. После празднования в доме невесты новобрачные и все участники устраивали еще одну процессию по улицам города. На этот раз они шли к дому жениха, где торжество продолжалось целую неделю. Все это, должно быть, происходило и на той свадьбе, на которой оказался Иисус в Ин. 2.
Иисус был полноправным участником торжества. Это было счастливое время, время радости и смеха. Обратите внимание, что Иисус по собственной воле пришел на свадьбу! Можете представить Его там? Можете представить себе Его размягченную улыбку, когда Он общается с другими гостями? Короче говоря, можете представить себе развлекающегося Иисуса? Испытывает ли тот Иисус, которого вы рисуете в своем воображении, радость? Может ли Он чувствовать Себя уютно на свадебном пиру? Судя по этому тексту — несомненно!
Сперджен, английский проповедник XIX века, говорил о радости благочестивого человека: “Я превозношу веселость во всех тех, кто хочет завоевывать души; не замороженную возвышенность, а искреннее, счастливое состояние духа. Больше мух ловится на мед, чем на уксус, и больше душ увлечет на небеса человек, у которого на лице эти небеса, чем тот, у кого на лице преисподняя”.
Уильям Барклей писал: “Иисус никогда не считал преступлением быть счастливым. Зачем же так считать его последователям?”
Иоанну, я полагаю, хотелось, чтобы мы подсмотрели в окно за свадебным пиром и увидели, как Иисус развлекается. Ему предстояло еще многое сделать, в мире существовало зло, и на пути Его ждал крест. Все эти мысли могли наложить отпечаток суровости на лицо Иисуса и лечь тяжким бременем на Его сердце, но Сын Человеческий нашел время, чтобы пойти на праздник, пообщаться со своими друзьями, воздать почести невесте и жениху и повеселиться на свадьбе в Кане. Всякое представление об Иисусе, в котором нет места для радости, является неполным.
ИИСУС И СЕМЬЯ
Праздник продолжался, и случилось так, что “недоставало вина” (2:3). Мать Иисуса, по-видимому, несла какую-то ответственность за исправление ситуации и потому просила сына что-нибудь предпринять. Она не сказала, каких конкретных действий она ждет от Иисуса, а просто сказала Ему: “Вина нет у них” (2:3). Иисус ей ответил: “Что Мне и тебе, женщина? Еще не пришел час Мой” (2:4). Другими словами: “Какое Мне и тебе до этого дело?” Нас может обеспокоить резкость в словах Иисуса. Нам не дает покоя то, что Он оказывается даже слишком земным. Хотя я не думаю, что Он был непочтителен или груб по отношению к Своей матери, я все же полагаю, что Иисус был раздражен из-за того, что Мария хотела, чтобы Он вмешался в ситуацию, которая могла осложнить исполнение Его более великой миссии.
Очень важно увидеть, что Иисусу приходилось справляться с напряжением и трудностями, вызванными Его принадлежностью к земной семье. Его пребывание “во плоти” выражалось также и в том, что Он был сыном и братом. Позже, в главе 7, мы видим даже соперничество, когда реакцией родных братьев Иисуса на Его распространяющуюся славу была ревность и враждебность. Когда мы видим, как Иисус решает проблему, возникшую с Его матерью, и выслушивает придирки Своих братьев, мы получаем гораздо более полное представление о Нем, чем могли бы получить каким-либо иным путем.
Семья как для Иисуса, так и для нас чрезвычайно важна. В то же время семья осложняет нам жизнь. В семейных отношениях бывает трудно разобраться, часто они ставят нас поневоле в трудные ситуации. В своих семьях мы познаем величайшие радости и самую глубокую боль. Отношения эти очень близки, постоянно меняются и часто ставят в затруднительное положение. Мы начинаем свою жизнь, взирая на своих родителей как на богоподобные создания, которые все знают; потом наступает время, когда мы начинаем задумываться, знают ли они вообще что-нибудь; потом же мы возвращаемся к тому, что нас снова начинает поражать их мудрость. Большую часть своей жизни мы находимся между двумя поколениями, задаваясь вопросом, какую степень власти мы можем распространять на одних, и решая, какую степень власти мы должны позволять другим в отношении нас самих!
Иисуса на свадьбе тянет в разные стороны поток семейных сложностей. Мы видим Его находящимся между Своей любовью и почтительностью к матери, с одной стороны, и Своей преданностью долгу, с другой. Это ставит Его в чрезвычайно неловкую конфликтную ситуацию, когда нужно выбрать между “хорошим” и “лучшим”. Ему приходится балансировать между желаниями Своей матери и волей Своего Небесного Отца. Хотя нам так и не представилась возможность видеть Иисуса в роли мужа и отца, мы все же видим Его в роли взрослого сына, справляющегося со сложной ситуацией, вызванной Его принадлежностью семье. За все это мы, живущие в семьях, можем быть благодарны!
ИИСУС ЯВЛЯЕТ БОЖЬЮ СЛАВУ
Сказав матери, что еще не пришло Ему время раскрывать Себя как творца чудес, Иисус обратился к слугам, присутствовавшим на пиру, и приказал им налить воды в шесть каменных кувшинов, стоявших поблизости. Они сделали, как им было сказано, и наполнили кувшины до краев. Затем Он велел слугам зачерпнуть немного воды и отнести к распорядителю торжества. И вновь они безоговорочно повиновались. Когда распорядитель попробовал воду, он обнаружил, что она превратилась в вино. Более того, она стала лучшим вином на свадебном пиру! Он даже позвал жениха и спросил его, что это за странный порядок — лучшее вино подавать в конце.
Иоанн завершает этот эпизод следующими словами: “Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его” (2:11). Слово “чудо” (в данном случае его можно перевести как “знамение”) для Иоанна было очень важным. В главах со 2 по 12 записано семь главных чудес, или знамений. Этим словом названы сверхъестественные деяния Иисуса. Знамение — это больше, чем чудо; это то чудо, которое указывает людям на Источник этих чудес — на Божьи дела в Его Сыне Иисусе. Совершив чудо обращения воды в вино, Иисус “явил славу Свою” (2:11), тем самым показав, что Бог действительно с Ним. Ученики Иисуса восприняли это чудо так, как и положено воспринимать знамение: они уверовали. Два ключевых слова — “чудеса” и “уверовать” — стоят рядом в стихах, где Иоанн говорит о цели написания этого Евангелия: “Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” (20:30, 31).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этот удивительный случай недвусмысленно призывает нас уверовать. Описанное чудо показало, что Иисус был именно тем, кем Он Себя называл. Оно также показало, что Иисус обладал силой менять положение вещей. В этой истории вода стала вином; позже люди, потерявшиеся в темноте, обратились в детей Божьих, несущих свет. Помните, однако, что этот рассказ должен оставаться в контексте всего Евангелия от Иоанна. Это всего лишь первое — и, вероятно, самое незначительное — чудо, сотворенное Иисусом. Позже мы увидим более великие чудеса, призывающие к гораздо большей вере. А пока достаточно спросить: “А вы видели чудо? Что вы думаете об Иисусе? Укрепляетесь ли вы в своей вере? Будете ли вы продолжать искать, слушать, наблюдать и следовать?” https://dzen.ru/a/ZyKd8rUDcQmETKQK #ИисусХристос #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев