(ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ)
Последний из псалмов аллила (112, 113, 114, 115, 116, 117), псалом 117 — один из самых красивых в Псалтири и центральная глава Библии: до нее насчитывают 594 главы, и после нее следует также 594 главы. Этот гимн благодарения за Божье спасение начинается и заканчивается одним и тем же славословием: “Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его”. Часть этой фразы повторяется в стихах 2, 3 и 4.
Мы не знаем ни кто написал этот псалом, ни что послужило поводом для его сочинения. Он мог быть написан как в знак благодарности за военную победу, так и за какое-либо другое божественное избавление, физическое или духовное. Он предназначался для исполнения в качестве национального гимна. Автор прославляет Бога за некое избавление, которое Он дал Израилю.
Новый Завет отражает частое использование иудеями этого псалма. Стихи 22 и 23 цитируются в Мф. 21:42 и Мк. 12:10, 11. Стих 22 также приводится в Лк. 20:17 и 1 Пет. 2:7. Петр в своей речи перед синедрионом обратился к образу отвергнутого камня (Деян. 4:11). Матфей, Марк, Лука и Иоанн отмечают, как народ цитировал стих 26 (Мф. 21:9; 23:39; Мк. 11:9, 10; Лк. 13:35; 19:38; Ин. 12:13). Стих 6 приведен в Евр. 13:6.
Псалом показывает, чем Господь является для нас.
I. ОН НАША СИЛА (ст. 1-14)
Когда приходит беда, Бог дает нам крепость духа, которая нам нужна для того, чтобы выстоять и победить. Он — наша сила.
“Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Да скажет ныне дом Израилев: «ибо вовек милость Его». Да скажет ныне дом Аарона: «ибо вовек милость Его». Да скажут ныне боящиеся Господа: «ибо вовек милость Его»” (ст. 1-4).
Призвав Израиль славить Бога, псалмопевец троекратно приглашает возвестить Божью милость. “Израиль”, “дом Аарона” и “боящиеся Господа” — это выражения для обозначения Израиля в целом, священников и благочестивых людей за пределами Израиля. Бог прославляется за одно из Его великих качеств: верность Своему завету. Слова “Вовек милость Его” в этом псалме встречаются пять раз, а в псалме 135 — двадцать шесть раз. Эта фраза передает ту мысль, что всегда можно рассчитывать, что Бог будет верен тем обещаниям, которые дал Своему народу.
“Из тесноты воззвал я к Господу — и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь. Господь за меня — не устрашусь: что сделает мне человек? Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей” (ст. 5-9).
Автор столкнулся с какой-то бедой. В самые тяжелые минуты он воззвал к Господу о помощи, и Бог внял его молитве, послав ему избавление. Он был в трудной ситуации (в “тесноте”), но Господь вывел его на простор (место, где нет тесноты). Когда понимаешь, что Бог с тобой, то не боишься ничего, что может сделать тебе человек.
Среди тех, кто помог псалмопевцу, Бог был вождем, их Командиром. Поэтому в лицо врагам псалмопевец мог смотреть с уверенностью, что избавление обязательно придет. Хоть и нет ничего плохого в том, чтобы в трудные времена попросить помощи у друзей и знакомых, но лучше все-таки обратиться к Богу. Человеческая помощь зачастую бывает ненадежной. У правительства и армии ограниченные возможности для нашей защиты, но Бог никогда не подводит. Нет противника, который был бы для Него слишком сильным.
“Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их; обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их; окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их. Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня. Господь — сила моя и песнь; Он соделался моим спасением” (ст. 10-14).
Глагол, переведенный “низложил”, в стихах 10-12 встречается трижды. В этом псалме он употреблен не буквально, но передает ту мысль, что противящиеся Богу народы будут быстро и эффективно низложены, то есть исчезнут с лица земли.
Эта часть псалма может указывать на то, что беда, с которой столкнулся псалмопевец и которая была преодолена, была каким-то общенациональным событием. Возможно, против Израиля выступили нечестивые народы. Стих 13 прямо указывает на врага. Этот враг толкнул народ псалмопевца к краю гибели, но Господь спас их. Так Господь стал их силой, их спасением и их песней. Избавленные благодаря Его силе, они познали Его спасение. И они поют из благодарности за это удивительное избавление.
II. ОН НАШЕ СПАСЕНИЕ (ст. 15-18)
Перед нами картина полного избавления. Бог был спасением израильского народа.
“Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу! Десница Господня высока, десница Господня творит силу! Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня” (ст. 15-18).
Трижды возглашает псалмопевец благодарение Богу, и каждый раз он упоминает десницу Господа. Из всех шатров в Израиле разносились радостные восклицания о том, что Божья правая рука поднялась на их защиту. Правая рука считалась рукой силы. Она обычно крепче; правой рукой, протягивая ее другому человеку, мы оказываем ему честь (Пс. 109:1). Величание Божьей десницы — это образ восхваления Божьей силы.
Автор был избавлен от смертельной опасности. Теперь, после соприкосновения со смертью, он может успокоиться в осознании того, что это Божья благодать помогла ему пройти через тяжелое испытание. И он дает слово неустанно хвалить Бога за Его благодеяние.
К псалмопевцу и его народу испытание пришло в наказание. И хотя Он наказал их жестокой битвой, Он не дал им умереть.
III. ОН НАША ПЕСНЯ (ст. 19-29)
Бог — наша песня. Получив Его силу и познав благодаря этой силе полное избавление, народ стал с глубокой благодарностью петь о Божьих делах. Всякий, кто ходит с Богом, вскоре обнаружит, что Бог стал его песней.
“Отворите мне врата правды, войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа, праведные войдут в них. Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением” (ст. 19-21).
Стихи 19-21 передают как бы разговор у ворот храма. Звучит так, будто поклоняющийся спрашивает, как войти на территорию храма. Ищущий вход осознает, что пропуском для входа является праведность. Понимая это, он, как праведный человек, спрашивает разрешения войти и поблагодарить Господа за то, что Он ответил на его молитвы. Он хочет предстать перед Богом и воздать Ему хвалу за спасение.
“Камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это — от Господа и дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!” (ст. 22-24).
Использованная в следующем стихе метафора взята из области строительства. Краеугольный камень, скреплявший по углу стены строения, был важной частью хорошо построенного здания. Обычно для этой цели брали большой крепкий камень. Израиль и был таким камнем. Соседние народы отбросили его, считая бесполезным и незначительным. В то время как другие народы отвергли его, Бог пожелал сделать его главной частью Своей работы в мире. Он дал Израилю важную цель и миссию.
Наш Господь применил иллюстрацию о краеугольном камне к Себе, когда предупреждал фарисеев о трагических последствиях Его неприятия (Мф. 21:42; Мк. 12:10, 11; Лк. 20:17). Петр также применил ее к Иисусу (Деян. 4:11). Иисус был главным краеугольным камнем, избранным Богом, но отвергнутым людьми.
Своим чудесным избавлением Бог создал повод для пения этого псалма — день национального ликования по случаю спасения, полученного от Господа. Каждый мог возблагодарить Бога за Его благодеяние, говоря: “Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный”.
“О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня. Бог — Господь, и осиял нас; вяжите веревками жертву, ведите к рогам жертвенника. Ты Бог мой: буду славить Тебя; Ты Бог мой: буду превозносить Тебя. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его” (ст. 25-29).
Восхваление псалмопевца переходит в молитву о том, чтобы Бог продолжал Свою работу по спасению Его народа. Израильтяне осознавали свою постоянную зависимость от Бога; они знали, что перестань Бог заботиться о них даже на один короткий день, и народ погибнет.
Последняя картина псалма опять изображает идущих в храм на поклонение. Мы слышим, как священники благословляют пришедших: “Благословен грядущий во имя Господне”.
Этими словами и возгласами “Осанна!” народ встречал Иисуса, когда Он въезжал в Иерусалим (Мф. 21:9). В этой части псалма они видели мессианский смысл.
Яхве был их Богом. Они знают Его как Бога силы, потому что Он избавил их, и восхваляют Его за это. Он удалил от них мрачную ночь бедствия. Поэтому, провозглашая Его своим Богом, они приносят Ему благодарственные жертвы.
Псалом завершается рефреном, с которого и начинался: “Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почему мы радуемся в Боге? Одна причина вырастает из другой, и всего получается три причины, о которых говорит псалом 117. Бог — наша сила во времена испытаний. Когда Его избавление полное, мы считаем Его нашим спасением. Когда же мы радуемся тому, что Бог сделал для нас, Он становится нашей песней.
> ПРЕДЫДУЩАЯ ПРОПОВЕДЬ
> СЛЕДУЮЩАЯ ПРОПОВЕДЬ
#Псалмы #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1