(Откровение 8:1-6)
В главе 6 мы видели, как быстро, одна за другой были сняты шесть печатей. Затем, в главе 7, мы вернулись назад и увидели очень важный момент - запечатление Божьего народа на земле и ликование перед престолом на небесах. И, наконец, в главе 8 мы возвращаемся к первоначальному ходу событий и наблюдаем снятие седьмой печати.
Первые шесть стихов главы 8 выполняют несколько целей:
(1) завершают второй раздел книги (4:1—8:5);
(2) вводят в третий раздел книги (8:6—11:19);
(3) содержат особую весть надежды для сражающихся христиан.
Первую цель мы рассмотрим, когда будем говорить о снятии седьмой печати, а позже подробно поговорим о том, как эти стихи давали надежду гонимым христианам. Но прежде чем приступить непосредственно к сути урока, нам нужно ненадолго сосредоточить свое внимание на второй цели: ввести в третий раздел книги.
ЦЕЛЬ ПОДГОТОВКИ
Глава начинается так:
“И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб” (Отк. 8:1, 2).
После снятия седьмой печати должны были прозвучать семь труб - точно так же, как (дальше в книге) звучание седьмой трубы подготовит сцену для излития семи чаш гнева (главы 15 и 16).
Трубы не только следуют за седьмой печатью; их можно представить как главное действие седьмой печати. Фрэнк Пэк считает, что “все семь труб составляют содержание седьмой печати”. А Джим Мак-Гигган уверен, что “седьмая печать содержит семь труб, а седьмая труба содержит семь чаш”.
Между семью печатями, семью трубами и семью чашами существует много удивительных параллелей: каждая из семерок сгруппирована по четыре и три (в каждой серии первые четыре образа близко связаны между собой, а последние три несколько отличаются). “Все три части охватывают по существу одну и ту же тему и часто содержат схожую, а порой и вовсе идентичную информацию”, - пишет Мартин Киддл. Более того, все они завершаются практически одинаково, подчеркивая Божью силу (8:5; 11:19; 16:18-21).
Но это не означает, что все три части идентичны во всех отношениях и поэтому являются просто самоповторами. Каждая из этих серий имеет свою индивидуальную тему и свой акцент. Все они имеют логическое развитие, которое можно выразить следующим образом:
(1) Печати сняты: откровение.
(2) Трубы протрубили: предупреждение.
(3) Чаши гнева пролиты: кара.
Основная мысль каждой серии остается той же: все в руках Божьих, и Он сделает все так, как надо!
СИЛА МОЛИТВЫ
А теперь обратимся к сути нашего урока. В начале разбора 8:1-6 я предварительно отметил, что ключевым моментом этого отрывка следует считать важность подготовки: Бог использует эти стихи для того, чтобы подготовить нас к звучанию семи труб; точно так же и нам с вами нужно готовиться к любому важному делу. Это важная тема, но чем больше я изучал эти стихи, тем больше меня впечатляло заключенное в этом отрывке глубокое учение о молитве. Позвольте мне поделиться с вами моими мыслями о том, что происходит, “когда христиане молятся”.
Небеса слушают
Отрывок начинается со снятия седьмой печати: “И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие” (ст. 1).
Как часто бывает в Откровении, повествование захватывает некоторых из нас врасплох. С тех пор, как мы последовали за Иоанном в небесный тронный зал (4:1, 2), мы все время слышим какие-то звуки. В главах 4 и 5 мы слышали небесный хор. В главе 6 - громовые удары копыт, вопли мучеников и грохот разваливающейся на части вселенной. Глава 7 завершилась все громче и громче звучавшим гимном, который пел самый большой хор на свете. В этих главах почти все говорилось или пелось “громким голосом” (5:2, 12; 6:10; 7:2, 10).
И вдруг наступило безмолвие - полное и всеобщее. Эта тишина продолжалась “как бы полчаса”. Полчаса - недолгий срок, если только вы не ожидаете чего-то. Если вам нужно срочно отправить своего ребенка в больницу и вы только ждете, что скажет врач, полчаса для вас будут все равно, что полжизни. Когда Иоанн ожидал, что же произойдет дальше, эти небесные тридцать минут, наверное, показались ему вечностью.
Толкователи в словах “как бы на полчаса” ищут некий символический смысл. “Что бы это значило?” - мучаются они. Лучше было бы спросить: “Какой цели это служит в повествовании?” В музыкальных партитурах используются значки, которые называются паузами. Когда певец или музыкант подходит к паузе, он замолкает на то время, которое в ней указано; он держит паузу. Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь спрашивал: “Что означает эта тишина в музыке?” Мы ведь понимаем, что здесь этой тишиной достигается какая-то цель: усилить общий музыкальный эффект, дополнить настроение песни. Точно так же главной целью безмолвия в стихе 8:1 было, вероятно, усилить ожидание следующих откровений.
Некоторые комментаторы называют еще одну цель этого безмолвия. Дж. Бисли-Мюррей отмечает, что сам контекст подсказывает “причину тишины на небесах. Остальная часть отрывка после стиха 2 посвящена, главным образом, теме молитвы... Вполне правдоподобно, что безмолвие наступило для торжественного слушания молитв”. Уильям Барклей пишет: “Вот-вот должны прозвучать обращенные к Богу молитвы святых; и, может быть, все на небесах замирает для того, чтобы слышать эти молитвы святых... Даже небесная музыка, даже гром откровения затихают, чтобы Божье ухо могло уловить шепот молитвы самых смиренных из Его верующих”. Фрэнк Пэк высказывает подобную мысль: “Восхваления воинства ангелов, старцев и четырех... животных прекратились, чтобы можно было услышать молитвы святых... на земле”.
Вы можете возразить: “Но Богу не нужна абсолютная тишина, чтобы услышать Свой народ”. Это так, но не забывайте, что перед нами символ. Когда говорит уважаемый нами человек, мы создаем по возможности идеальные условия для того, чтобы никакой звук не мешал слушать его: мы прекращаем свои дела, велим детям вести себя тихо, выключаем радио или телевизор. А здесь символически изображается Божье повеление небесам и земле замолчать, чтобы Он мог лучше слышать Своих святых. Эта картина трогает меня до глубины души. Вот что пишет Юджин Петерсон: “Мы живем в шумном мире. На нас кричат, нас подстрекают, нас зовут. У каждого есть для нас срочное сообщение. Нас окружает шум: телефон, радио, телевизор, стерео. Громкость всего этого оглушает. Мир представляет собой толпу, в которой все говорят одновременно и никто не хочет или не может слушать. Но Бог слушает. То, что Он слушает нас, еще более удивительно, чем то, что Он говорит с нами. Все, что мы говорим, - каждый стон, каждый шепот, каждая робкая попытка молитвы - все это не остается не услышанным. Все небеса замолкают. Громкие голоса ангелов, пронзительные звуки труб, оглушительные песни вокруг престола - все затихает, когда слушает Бог”.
Именно для этого наступила почти тридцатиминутная тишина или для чего-то другого - весь отрывок в целом говорит о том, что Бог слушает молитвы Своих особенных людей. “Иоанн говорит своим попавшим в трудное положение читателям - как тогда, так и сейчас, - что их молитвы слушают на небесах, что они не останутся без ответа. Тот Бог, который милует и судит, не умер, не оглох и не стал равнодушным” (Альберт Болдингер).
Чудесная истина, что Бог слушает Свой народ, проповедуется повсюду в Библии. Об этом незамысловато говорят притчи: “Господь... молитву праведников слышит” (15:29). Бог сказал Соломону: “Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня” (3 Цар. 9:3). Он послал Езекии слово: “Я услышал молитву твою, увидел слезы твои” (4 Цар. 20:5). Бог по-прежнему слышит молитвы и просьбы верных. Петр писал: “Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их” (1 Пет. 3:12). Иоанн вторит ему: “И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас” (1 Ин. 5:14). Отличительной чертой раннехристианской молитвы была уверенность в том, что она не остается не услышанной.
Разве не удивительно знать, что, когда мы молимся, небеса слушают?
Небеса радуются
Отрывок говорит также о том, что, когда христиане молятся, небеса радуются.
В стихе 2 мы читаем, что семи ангелам дано семь труб, но прежде, чем им было позволено протрубить в них, на сцене появился еще один ангел:
“И пришел иной ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Богом” (Отк. 8:3, 4).
Символ взят из Ветхого Завета: золотой жертвенник – это жертвенник курения, который находился в том месте скинии, которое называлось святое место, или святилище (Исх. 30:1-8; 26:33).
Он был небольшим: высотой около метра и шириной каждой стороны чуть больше полуметра; он был сделан из дерева и покрыт золотом. Жаровня (кадильница) помещалась наверху жертвенника, и на ней сжигался фимиам. Этот жертвенник стоял прямо перед завесой, которая отделяла святилище от святого святых.
В определенное время священник выносил кадильницу к бронзовому жертвеннику (жертвеннику всесожжения), стоявшему снаружи скинии, и наполнял жаровню углем (см. Лев. 16:12; см. также Чис. 16:46 ). Затем он заносил кадильницу и фимиам в святилище, ставил жаровню на золотой жертвенник и посыпал истертые в порошок благовония на раскаленные угли (см. Лев. 10:1). Вскоре святилище наполнял сладкий аромат, который проникал и в святое святых. В святом святых находился ковчег завета, накрытый крышкой, над которой Бог обещал встречаться со Своим народом (Исх. 25:17-22; 26:34). Иудеи думали, что благовоние доносилось до Самого Бога.
Почти с самого начала фимиам, сжигаемый на золотом жертвеннике, ассоциировался с восходящей к Богу молитвой. Давид писал: “Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое” (Пс. 140:2). После завершения строительства храма, во время проводимого дважды на день обряда каждения фимиама (Исх. 30:7, 8), иудеи собирались во дворе женщин на молитву. В Лк. 1 пишется, что, когда Захария вошел в храм для воскурения фимиама (ст. 5, 8, 9, 11), “все множество народа молилось вне во время каждения” (ст. 10). Образ смешения фимиама и молитв, по всей видимости, был хорошо знаком ранним христианам, особенно иудейского происхождения. (Не забывайте, что это символ. Символическое курение фимиама в этом тексте не оправдывает употребление благовоний во время богослужений в наше время).
В Отк. 5 говорится, что каждый из двадцати четырех старцев имел “золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых” (ст. 8). В главе 8 картина несколько смещается: здесь мы читаем, что фимиам был добавлен к молитвам святых, “и вознесся дым с молитвами святых от руки ангела пред Бога” (ст. 3, 4). Если провести разграничение между молитвами и фимиамом, то последний может символизировать ходатайство Христа и Святого Духа (Рим. 8:26, 34; см. также Евр. 7:25; 1 Ин. 2:1). Леон Моррис отмечает: “Молитва не одинока, как часто думают. Существует небесная помощь, и наши молитвы доходят до Бога”.
Мы не должны позволить спорам о жертвеннике и фимиаме увести нас от главной мысли: когда христиане молятся, небеса радуются! Говоря языком Ветхого Завета, это благоухание было приятно Богу, как и ваши молитвы приятны Ему. “Молитва праведных благоугодна Ему” (Прит. 15:8). Небеса радуются, когда вы молитесь.
Небеса отвечают
Бог хочет, чтобы мы молились обо всем: “Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом” (Фил. 4:6). “Если об этом стоит думать, об этом стоит молиться”.
Однако в начале Отк. 8 святые явно молятся о чем-то конкретном - их просьба, похоже, подобна той, которую громкими голосами высказывали находившиеся “под жертвенником... убиенные..: доколе, Владыка святой и истинный: не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?” (6:9, 10). Такой вывод нам позволяют сделать события, последовавшие за молитвами:
“И взял ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. И семь ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить” (Отк. 8:5, 6).
Слово “земля” означает всех тех, кто не обновлен духовно. Мученики вопрошали: “Доколе, Владыка... не мстишь живущим на земле за кровь нашу?”. То, что ангел сбросил огонь с жертвенника “на землю”, означает мщение тем, кто противостоял христианам.
Когда огонь достиг земли, “произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение”. В главе 4 мы видели исходившие от Божьего престола “молнии и громы и гласы” (ст. 5). В главе 6 отмечалось, что землетрясение символизирует ненадежность того, что люди считают непоколебимым. Сочетание того и другого усиливает мысль о Божьем суде.
За всем этим последовали звуки драматического предупреждения семи труб. Бог ясно дал понять неверующим: если вы причините зло Моему народу, будете отвечать передо Мной!
Первые христианские читатели крайне нуждались в той вести, которая заключалась в стихах 5 и 6. “Против них была выставлена тяжелая техника гонений и издевательств. У них же не было ни оружия, ни голоса. У них было мало денег и никакого авторитета” (Петерсон). По крайней мере, некоторые из них, должно быть, спрашивали: “А что можно сделать перед лицом римского могущества?” Глава 8 Откровения отвечает: “Молиться!” У Томаса Торренса есть такие заставляющие задуматься слова: “Какие силы мастера стоят за миром и каковы сокровенные тайны нашей судьбы? Вот поразительный ответ: молитва святых и Божий огонь. Более сильной, более могущественной, чем весь мрак и все отпущенные в этот мир силы, более могучей, чем что бы то ни было, является сила молитвы, подожженной Божьим огнем и сброшенной на землю... Молитвы святых и Божий огонь движут всем миром. Они - самые могущественные, самые волнующие, самые революционные, самые ужасные силы, какие только знает мир. Боже, если бы только мы в церкви Христовой по-настоящему понимали силу подобной молитвы!”
Библия учит, что, когда христиане молятся, небеса не только слушают, не только радуются, но и отвечают. Бог отвечает на наши молитвы! Иисус сказал: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам” (Мф. 7:7). Иаков писал: “Много может усиленная молитва праведного” (Иак. 5:16). А Иоанн просто сказал: “Чего ни попросим, получим от Него” (1 Ин. 3:22). И далее: “И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него” (1 Ин. 5:14, 15).
Верим ли мы этим строкам? Верим ли мы в силу молитвы?
Отк. 8:1-6 подсказало разным авторам следующие мысли о молитве:
“Молитва - это одна из форм прямого участия христиан в Божьем правлении” (Д. Найлс).
“Самое сильное влияние на землю оказывает молитва; и нет на земле таких значительных событий, которые не имели бы явного или скрытого для человека отношения к христианским молитвам” (Б. Коффман).
“[В битве со злом] секретным оружием христиан является божественный ответ на молитву верных” (Г. Хейли).
“[Когда приходят трудности,] молитва... - это самое целесообразное, что может сделать любой человек” (Ю. Петерсон).
Однажды двое мальчиков поспорили, кто дальше прыгнет. После соревнования победивший мальчик попытался вернуть свой приз за первое место. “Я схитрил, - сказал он. - Перед тем, как прыгнуть, я помолился”. Он не схитрил; но он понимал, что с Божьей помощью он может сделать то, что один сделать не в состоянии, и это урок, который нужно усвоить всем нам. Хвала Богу за то, что, когда христиане молятся, небеса отвечают!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Псалме 54 Давид изливает Богу свою душу: “Внемли мне, и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь от голоса врага, от притеснения нечестивого; ибо они взводят на меня беззаконие, и в гневе враждуют против меня. Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня; страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня. И я сказал: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы»” (Пс. 54:2-6).
А вы когда-нибудь испытывали подобные чувства, когда жизнь вас, как Давида, сбивала с ног? Послушайте, как дальше псалмопевец выражает свою веру: “Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня. Он услышит голос мой” (ст. 17, 18). Какой он сделал вывод? “Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику” (ст. 23). Давид понимал основную истину нашего текста: когда Божий народ молится, небеса слушают, небеса радуются, небеса отвечают.
Эти великие истины, если мы их примем, окажут влияние на нашу жизнь. В результате мы будем больше молиться. В результате мы будем исследовать свою жизнь, чтобы разобраться, правильны ли наши отношения с Богом. “Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит” (Прит. 15:29). Прежде чем назвать Бога Отцом, вы должны родиться свыше от воды и Духа (Ин. 3:3, 5); вы должны креститься в воде для прощения своих грехов (Деян. 2:38).
Если вам нужно стать чадом Божьим или, если вы отошли от Господа, вернуться к Нему, я молюсь, чтобы вы сделали это сегодня! https://dzen.ru/a/Ze334xDJVCtywvLG > ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК
> СЛЕДУЮЩИЙ УРОК
#Откровение #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев