(Откровение 6:1-8)
Образы и терминология книги Откровение стали частью нашей лексики. Задумайтесь только над словом “апокалипсис”. Его распространенное толкование - “большое или полное разрушение”, и телевидение с интернетом используют это слово именно в этом смысле. Пророчествующие о страшном суде словом “апокалипсис” называют конец света.
Другое слово, которое часто можно услышать, - “Армагеддон”, под которым подразумевают “столкновение с катастрофическими последствиями” или даже “решающую битву между силами добра и зла”. Книга о стратегии ядерной войны была названа “Волшебники Армагеддона”. Еще одно слово, связанное с Откровением, - это “миллениум” в значении “тысяча лет”. Оно употреблялось тем чаще, чем ближе был к нам двадцать первый век. Этому слову часто придают зловещие оттенки.
Одним из самых известных символов Откровения являются всадники из главы 6. Билли Грэм написал книгу-предупреждение о грозящем миру самоуничтожении, назвав ее “Приближающиеся удары копыт: четыре всадника Апокалипсиса”. Известный антивоенный роман Винченте Бласко-Ибанеза (по которому поставлен фильм) называется “Четыре всадника Апокалипсиса”. Подобные произведения отражают некоторое непонимание истинного смысла этих четырех всадников, но все же иллюстрируют тот факт, что этот образ не чужд и современному человеку. Брюс Метцгер пишет: “Мало какие еще главы в Откровении так прямо обращены к нашему времени... В книгах, газетах, журнальных статьях и по радио мы читаем и слышим о четырех всадниках Апокалипсиса, и сегодня скачущих по земле”.
В этом уроке мы попытаемся исследовать возможные значения четырех всадников для того времени, когда жил Иоанн. В следующем уроке мы обсудим, какое значение (если оно есть) имеют эти всадники для нас сегодня.
ОЖИДАНИЕ
Центральным моментом в главе 5 был тот, что Агнец взял запечатанную книгу из рук Сидящего на престоле (5:7). В 6:1 Иоанн говорит:
“И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри” (Отк. 6:1).
Слова “иди и смотри” приводятся далеко не во всех рукописях; в целом древние манускрипты свидетельствуют в пользу только одного слова: “прииди (иди)” (см. Современный Перевод и Славянское Евангельское Общество). Слова “иди и смотри” наводят на мысль, что они адресованы Иоанну. Обращение “приди” является, вероятно, повелением для всадников.
Иоанн, должно быть, подумал, что либо он сам прочтет написанное в свитке, либо кто-то прочтет ему эти слова. Но вместо этого он увидел скачущих коней. Свиток оказался иллюстрированной книгой, картинки которой сходили со страниц и с грохотом проносились перед глазами Иоанна. Мне вспоминаются книжки, которые были распространены в дни моего детства. В верхнем углу каждой страницы была нарисована серия картинок. При быстром листании страниц создавалось впечатление, что картинки оживают.
В некотором отношении символизм первых четырех печатей был знаком иудеям и христианам того времени. Лошадь обычно вызывала мысль о войне. “Конь [был] животным, который предназначался для сражений; быки нужны были для земледелия, ослы - для перевозки тяжестей, а конь - для сражений”, - пишет Ю. Петерсон. Число коней и даже их масть имеют свой аналог в Ветхом Завете. В Зах. 1:810 и 6:1-7 говорится о четырех конях разной масти, используемых на Божьей службе. Однако между конями в книге Захарии и в 6-й главе Откровения можно увидеть значительные отличия. Если все хорошенько проанализировать, оказывается, что четыре всадника Апокалипсиса уникальны.
ДЕЙСТВИЕ!
Победа
Когда была сломана первая печать:
“Я взглянул: и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный и чтобы победить” (Отк. 6:2).
У этого всадника был лук - оружие, символизирующее военную мощь (см. Пс. 45:10; Иер. 51:5; Иез. 39:3, 9; Ос. 1:5). Большая часть символики этой первой печати относится к теме победы: белый конь у древних символизировал победу. Венец, данный наезднику, был не царской короной (диадемой) - это был венок победы (стефанос). Кроме того, слова “победоносный” и “победить” говорят сами за себя.
Можем ли мы сказать, кто этот победоносный наездник? Поскольку имя четвертому всаднику было “смерть” (6:8), мы вправе думать, что каждому из них можно дать какое-нибудь название общего характера. В таком случае мы спрашиваем: кого или что символизирует скачущий на белом коне? В этом уроке я даю два возможных определения того, кто такой всадник на белом коне: это либо Иисус, либо символ завоевания/империализма, - потому что считаю, что оба они имеют право на существование. Высказываются и другие догадки. Например, сторонники “непрерывно-исторического” подхода в этом всаднике пытаются угадать какую-то конкретную историческую личность. Те, кто придерживается “футуристского” подхода (премилленарии), как правило, называют этого всадника “Антихристом” (которого они считают конкретной личностью) несмотря на тот факт, что текст нигде не дает для этого повода. О слабостях футуристского подхода см. урок “Хорошее начало полдела откачало”. Всякие попытки отождествить первого всадника с какой-то конкретной исторической личностью (кроме Иисуса) игнорируют особенности апокалиптического языка.
Много лет назад, когда я только начинал вести занятия по Откровению, я был уверен, что этот всадник - Иисус. Ведь Христос является на белом коне в главе 19. У этой точки зрения много сторонников, и она может быть вполне правильной, но со временем я пришел к тому заключению, которое выразил Фрэнк Пэк: “Единственное сходство между этим конем и его всадником и тем, который описан в 19:21 - это цвет лошади”. Рассмотрим некоторые отличия:
Представляется, что контекст говорит в пользу той точки зрения, что первого всадника следует рассматривать в неразрывной связи с другими тремя - как существенную часть разрушительных сил, выпущенных на землю. Подумайте вот о чем: все четыре всадника выводятся на сцену одинаково, четырьмя существами. (Перед вскрытием других печатей четыре существа не говорят никаких вводных слов). Четыре всадника, очевидно, действовали как одно целое, дополняя друг друга. Кроме того, “четыре” - это “космическое число” - число, имеющее отношение к земле, - которое указывает на то, что все четыре всадника были разрушительной силой на земле.
Я убежден, что всадник на белом коне из главы 6 противопоставляется Всаднику на белом коне (Христу) из главы 19. Всадник в главе 6 только кажется победоносным, но истинным победителем будет Иисус.
Если я прав, то какое определение можно дать первому всаднику? А как вы смотрите, если мы назовем его “империализмом” или “алчностью”? Мировые войны часто начинаются с того, что одни люди хотят заполучить то, что принадлежит другим. Алчность неизменно наталкивается на сопротивление и приводит к конфликту. Иаков, говоря об источнике вражды - межнациональной ли, национальной или межличностной - писал: “Откуда у нас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?” (Иак. 4:1). Таким образом, первый всадник подготавливает сцену для второго.
Война
“И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий, и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч” (Отк. 6:3, 4).
Можно спорить по поводу личности всадника на белом коне, но со вторым всадником проблем нет: он скакал на кроваво-красном коне, лишал землю мира, вынуждал людей, не имевших друг к другу личной вражды, убивать друг друга и держал в руках смертоносный меч, известность которому принесли римские легионеры. Этот “меч” - не тот, что в 1:16 и 2:12. Здесь это махайра, меч для ближнего боя, которым пользовались в римской армии. Этот меч назван большим не за свои размеры (образцы махайра, найденные при раскопках развалин Помпеи, всего лишь 50 см в длину и 5 см в ширину), а потому, что он был главным фактором в военных победах Рима. Ошибаются те, кто считает, что махайра - это меч с изогнутым клинком, который использовался священниками, главным образом, в качестве ножа для жертвоприношений.
Этот жестокий и кровавый всадник разоряет народы, оставляет осиротевшими семьи, разбивает сердца матерей. Это Война, жуткий убийца многих тысяч, включая детей и прочих невинных.
Нужда
Неизбежным следствием войны являются экономические трудности. И потому был послан третий всадник:
“И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай” (Отк. 6:5, 6).
У этого всадника было необычное снаряжение для наездника. У первого был лук, у второго меч, а у этого - мера (весы; Современный Перевод), очевидно, для того, чтобы взвешивать зерно. Необходимость взвешивания пищи указывает на ее ограниченное количество (см. Лев. 26:26; Иез. 4:16). По крайней мере, было ограничено то ее количество, которое мог себе позволить средний человек, на что указывает фраза “хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий”.
Динарий был дневным заработком поденщика (см. Мф. 20:2), а хиникс пшеницы составлял примерно “столько, сколько хватило бы человеку с умеренным аппетитом на день” (У. Вайн). Таким образом, в изображении трудных времен человек мог заработать лишь на то количество пшеницы, которого хватило бы только ему одному - без учета семьи. Семейным придется покупать ячмень. Ячмень был грубым зерном, считавшимся пригодным только для корма скота да для тех, кто был вынужден жить, как скот, но он был дешевле - три хиникса на динарий.
Согласно древним писателям, приведенные цены в восемь-шестнадцать раз превышали обычные в то время цены на пшеницу и ячмень. Перед нами предстает картина безудержной инфляции.
А что можно сказать о других основных продуктах - оливковом масле и вине? Рядовой гражданин не мог себе их позволить - что, вероятно, и объясняет смысл загадочного наказа: “елея же и вина не повреждай”.
Во время набега третьего всадника на землю рядовому труженику нужно было трудиться от рассвета до заката только для того, чтобы накормить свою семью, и при этом ничего не оставалось на одежду, жилье и другие предметы первой необходимости! Чтобы представить себе это положение, вообразите, как трудно было бы выжить, если бы цены на бакалею и другие основные товары ежедневного спроса увеличились бы в 25 раз, в то время как ваш заработок остался бы прежним!
Смерть
Мы еще не закончили с последствиями войны. Предстояло явиться четвертому наезднику - жуткому всаднику на бледном коне:
“И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными” (Отк. 6:7, 8).
Конь четвертого всадника бы устрашающего цвета. Слово, переведенное “бледный”, - по-гречески хлорос, что значит “зеленый”. Этот конь был зеленоватого цвета (желто-зеленый; Славянское Евангельское Общество) - наводящего ужас цвета мертвечины.
Зловещий всадник на зеленом коне был Смертью, и его целью было собрать страшный урожай, который еще остался от других всадников. За смертью следовал ад, обиталище бестелесных духов. Не думайте, что ад был “пятым всадником” или каким-то отдельным существом. В Откровении ад всегда следует за смертью (1:18; 20:13, 14). Они действуют сообща: смерть заявляет права на тело, а ад - на душу.
Смерть часто рисуют в виде всадника в капюшоне, прикрывающем череп, или старухи с косой. Ад изображают в виде открытой могилы или омерзительной твари, которая ковыляет, “с трудом передвигаясь и волоча за собой скрюченную ногу” (Дж. Мак-Гигган). Я представляю себе ад зловещим черным облаком, которое вплотную следует за смертью и поглощает всех, кого убивает бледный всадник, причем клубящийся туман растет все больше и больше. Страшная парочка.
Смерть и ад не только собирали жуткий урожай, оставшийся от первых трех всадников; им было сказано “умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными”. Последствия войны не заканчиваются с прекращением сражения. Не такая уж редкость умереть после последнего выстрела и вовсе не на поле брани - когда болезни, голод и насилие шествуют по истерзанной войной земле.
Вероятно, имеет значение тот факт, что это все те же четыре агента смерти, которых Бог использовал и для наказания Иерусалима за его грех. В Иез. 14 Господь сказал пророку, что пошлет “четыре тяжкие казни Мои: меч и голод, и лютых зверей и моровую язву, чтобы истребить в нем людей и скот” (ст. 21). Грех имеет неотвратимые последствия. “Что посеет человек, то и пожнет” (Гал. 6:7). То же самое можно сказать и обо всем народе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ?
Ясно, что четыре всадника олицетворяют Бедствие с заглавной буквы, но можно ли что-то более конкретное сказать об этих всадниках и том месте, которое им отведено в Божьем плане?
Некоторые убеждены, что цель первых четырех печатей состояла, главным (если не исключительным) образом, в том, чтобы явить Божий план покарать Римскую империю. Хотя наказание зла нельзя исключить, все же я сомневаюсь, что это было сутью видения: (1) изображенные в видении трагедии являются всеобщим бедствием, которое испытывают все, кто оказывается на пути неистовых всадников, будь то римляне или христиане. (2) За всадниками сразу же следовала пятая печать, которая открывала убиенных святых, вопрошавших: “Доколе, Владыка... не судишь и не мстишь... за кровь нашу?” (6:10). Естественно предположить, что они были убиты на залитой кровью дороге, по которой мчались всадники. (3) За описанием мучеников идет шестая печать (6:12-17) с наказанием неправедных, что является косвенным указанием на то, что за предыдущими печатями скрывалось нечто иное.
Все вышесказанное, на мой взгляд, позволяет предположить, что здесь требуется общее толкование четырех всадников - толкование, в котором есть место как для идеи всеобщей трагедии, так и для реальности тех уникальных проблем, с которыми столкнулись христиане первого века. Мое высказывание далеко от совершенства, но позвольте все же высказать его:
В результате человеческой алчности (первый всадник) в мир ворвались войны и нужда (второй и третий всадники). К этим страданиям прибавилась смерть, являющаяся неотъемлемой частью грешного мира (четвертый всадник). Войны, нужда и смерть - удел всех людей, но христиане получают их вдвойне: последователи Иисуса не только испытывают обычные превратности жизни, но их часто еще не понимают и преследуют за веру.
В качестве иллюстрации того, что “христиане получают вдвойне”, вспомним экономические трудности, олицетворяемые третьим всадником. Весьма эффективным оружием против христиан было их изгнание с рынка - экономический рычаг, принуждавший к отступничеству тех, кто пытался сопротивляться.
Поскольку Откровение адресовано прежде всего “рабам [Иисуса]” (1:1), то я считаю, что в 6:1-8 Иисус хотел, чтобы Иоанн и другие христиане увидели, что четыре всадника мчались по направлению к ним, намереваясь растоптать их.
Попытайтесь увидеть эту сцену такой, какой она открылась Иоанну. Представьте себе не холеных рысаков, а тяжелых боевых лошадей с крутыми боками, раздувающимися ноздрями, которые становятся на дыбы и бьют в воздухе своими ужасными копытами. Кроме того, не забывайте, что всадники “не... олицетворяют последовательность исторических периодов” (Эколс). Они появляются не в хронологическом, а в логическом порядке.
А теперь представьте четверку боевых лошадей, которые бок о бок мчатся прямо на вас: грохочут копыта, глаза горят, гривы развеваются по ветру, а безумные всадники еще и пришпоривают их. Если ваше воображение позволит, почувствуйте горячее дыхание из их ноздрей перед тем, как копыта растерзают ваше тело, поломают ваши кости и растопчут жизнь в вашем теле.
“Наверное, нет более страшной картины, чем эти четыре коня Апокалипсиса с их наездниками”, - пишет Эрл Палмер. Чтобы в полной мере оценить откровение о последующих печатях, вам нужно ощутить этот ужас. Поставьте себя на место христиан I века и почувствуйте ту опасность, в которой они жили!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В следующем уроке мы продолжим изучение четырех всадников, уделив внимание тому воздействию, которое они оказывают на нашу жизнь сегодня. Однако прежде чем завершить данный урок, зададимся вопросом: “Почему Бог начал Свое послание христианам с такого ужасного видения?” Когда стали открываться печати, Иоанн, возможно, надеялся получить весть о мире, а вместо этого увидел напоминание о проблемах. Для чего? Нам не дано знать Божьи помыслы, но позвольте привести несколько возможных вариантов ответа, с какой целью были посланы эти четыре всадника.
(1) Подготовить христиан к тому, что ждало их впереди. Я согласен со старой поговоркой: “Предупрежден - значит вооружен”.
(2) Показать, что все по-прежнему подконтрольно Богу. Перечитайте эти восемь стихов и подчеркните слова “иди и смотри!” и “дано [дана]”. Всадники не делали ничего такого, что Бог не позволил им делать.
(3) Подчеркнуть, что Бог ограничивает проблемы христиан. В 1 Кор. 10:13 говорится, что Бог не посылает верным христианам испытаний сверх их сил. Подобная же мысль выражена символически в 6:8, где сказано, что власть смерти и ада ограничивается “четвертою частью земли”. Бог ограничивает тех, кто притесняет нас.
(4) Наставить в том, что Бог активно участвует во всех событиях, какими бы они нам ни казались - “хорошими” или “плохими”. Это один из самых важных уроков, заключенных в 6:1-8. Бог исполнял Свои планы. Мы поговорим об этом еще в следующих уроках, но эта истина должна быть очевидной уже в этом уроке. Бог знает, что делает! Наша задача - научиться доверять Ему! https://dzen.ru/a/ZeNXUCuLE3-vKE-h > ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК
> СЛЕДУЮЩИЙ УРОК
#Откровение #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев