[6/67] =
Каждая книга Нового Завета выражает свою особую идею. Деяния дают нам картину христианства в действии. Послание к филиппийцам рассказывает о христианстве радостном. Послание Иакова посвящено практической стороне христианства. Тема книги Откровение - это христианство победившее!
Никао (“побеждать”) в двадцати двух главах Откровения встречается семнадцать раз. Переводится оно всеми глагольными формами этого слова: “побеждающий”, “побеждает”, “победит”, “победил”, “победивший”, “победоносный”. В главе 5 Иисус описан как Тот, кто “победил” (ст. 5). В 6:2 читаем: “И вышел он как победоносный, и чтобы победить” (то есть “Он уже завоевал несколько побед и вышел, чтобы победить еще”). В главе 12 нам сказано, что христиане “победили его [дьявола] кровию Агнца” (ст. 11). В главе 15 Иоанн нарисовал картину победоносной церкви, стоящей в присутствии Бога: “И видел я... победивших зверя...” (ст. 2). Кто-то сказал, что главная идея Откровения - это “Мы победили! Слава Богу, мы победили!”
В этом нашем последнем вводном уроке мы будем говорить о победе и о том, как эта идея раскрывается в книге.
КАК ИДЕЯ ПРЕПОДНОСИТСЯ
Идея излагается в трех частях
Идея победы в книге Откровение излагается в трех частях:
(1) борьба добра и зла,
(2) кажущееся поражение добра и
(3) конечная победа добра.
В качестве примера этой тройственной идеи перечитайте историю двух свидетелей из главы 11. Во-первых, мы видим борьбу добра и зла, когда два свидетеля провозглашают Божью весть (ст. 3-6).
Когда зверь из бездны вступает в сражение с двумя свидетелями, то кажется, что добро явно потерпело поражение:
«Зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице. И многие из народов и колен, языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться...» (ст. 7-10).
После этого мы видим конечную победу добра:
«Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. И в тот же час произошло великое землетрясение… и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих…» (ст. 11-13).
Важность этой тройственной вести христианам I века невозможно переоценить.
Против них была направлена несравненная мощь Рима. Христиан “умерщвляли всякий день” и “считали за овец, обреченных на заклание” (Рим. 8:36). Позорное поражение казалось неминуемым, а гибель христианства - неизбежной. Божий народ остро нуждался в том, чтобы услышать: как бы ни складывались обстоятельства, бразды правления по-прежнему у Бога. В конечном итоге, если они останутся верными Богу, победа будет за ними!
Мы и сегодня нуждаемся в этой вести. Не так давно свобода религии вновь была ограничена в одной из стран Восточной Европы. Христиане пытались противостоять такому повороту событий. Они возмущаются: “Мы горячо молили Бога не допустить этого. Как же это могло произойти?” Им необходимо понять, что в этой жизни иногда кажется, что силы зла побеждают - но в конце все равно победят силы добра.
Весть Откровения необходима даже в тех странах, где есть религиозная свобода. С упадком морали и ростом насилия, когда мы являемся свидетелями деградации нашего общества, мы можем чувствовать себя подавленными. Если мы не будем защищать себя от уныния, мы можем бросить все и сдаться. Как важно осознавать, что любые победы зла - только кажущиеся и кратковременные! В конце концов добрая воля побеждает!
Один мой знакомый пользуется необычным подходом к чтению загадочных историй: первым делом он читает конец книги, чтобы узнать, чем закончится история. Большинство из нас не хочет знать наперед, чем закончится книга. “Не говорите мне, чем все это закончится”, - умоляем мы тех, кто уже прочел книгу. Что же касается конфликта между добром и злом, то здесь, наоборот, мы хотим знать, “как все закончится” - и поэтому Бог включил в Писание эту последнюю книгу. Другой мой знакомый любит сказать с улыбкой: “Я заглянул в конец Библии, и знаете что? Мы побеждаем!”
Многократное повторение идеи
Чтобы мы уж наверняка не пропустили весть о победе, Святой Дух в Откровении повторяет ее вновь и вновь - не меньше семи раз.
В прошлом многие пытались истолковывать сцены из книги Откровение в хронологическом порядке. Этим людям трудно приходилось с теми разделами книги, которые не вписываются в хронологию событий. Например, в главе 12 рассказывается о женщине, “облеченной в солнце” (ст. 1), которая “родила младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным” (ст. 5). Ссылка на управление народами “жезлом железным” взята из Пс. 2; этот так называемый “мессианский” псалом часто использовался авторами Нового Завета (Деян. 13:33; Евр. 1:5; 5:5) для описания Иисуса. Стих 12:5 кажется очевидным указанием на рождение Христа; но если Откровению присущ хронологический порядок, то почему мы читаем о рождении Иисуса в середине книги?
Более того, книга частенько в своем повествовании то забегает вперед, то возвращается назад во времени. Примером может служить то, как в ней описывается нечестивый город Вавилон. О падении Вавилона объявлено в главе 14, как если бы это случилось в прошлом, но до главы 18 о Вавилоне фактически вообще ничего не говорится. Еще один яркий пример: книга, похоже, вновь и вновь описывает завершение истории. Р. Ленски отмечает, что “Откровение подходит к концу света в семи различных местах: 6:12-17; 7:9-17; 11:18; 14:4-20; 16:17-21; 19:11-21; 20:7-15”.
Как можно объяснить такой подход - назад, вперед, и опять назад, и опять вперед - который присущ Откровению? Наилучшим объяснением, по мнению Ф. Пэка, представляется то, что “в различных частях книги один и тот же период и одни и те же события рассматриваются с разных сторон и под различными углами зрения”. Хендриксен полагает, что Откровение имеет семь разделов, что повествование в этих разделах идет параллельно и что “каждый из них охватывает всю [христианскую] эру от первого до второго пришествия Христа”.
Откровение можно себе представить в виде горной цепи с долинами и вершинами, причем самая высокая и самая величественная гора находится в конце пути. Путешествуя по книге, мы будем большую часть времени проводить в долинах испытаний и несчастий. Время от времени, однако, нам будет разрешено постоять на вершине горы, где мы сможем уловить отблеск славы, которая будет принадлежать нам. Это будет воодушевлять нас идти дальше.
Каждый раздел содержит одну и ту же главную мысль: это (1) борьба добра и зла, (2) кажущееся поражение добра и (3) конечная победа добра.
Единство главной идеи
Хотя книга Откровение состоит из нескольких разделов, не следует думать, что они не связаны между. На первый взгляд кажется, что Откровение наполнено целым рядом не связанных между собой эпизодов, и это нас смущает; но по мере изучения вы обнаруживаете удивительное единство и гармонию в передаче главной идеи книги.
Это единство, во-первых, достигается посредством тем, которые последовательно раскрываются в книге. Рассмотрим в качестве примера тему святых (мучеников) под жертвенником. Впервые об этих святых мы читаем в 6:9-11, где они взывают об отмщении: “Доколе, Владыка...?” (ст. 10). В 8:3-5 ангел добавляет фимиам к молитвам святых, а затем повергает огонь с жертвенника на землю; отмщение началось. В 14:7-20 ангел выходит от жертвенника и отдает распоряжение, чтобы серп (мести) был брошен на землю; после этого начинает литься кровь. Наконец, в 16:5-7 голос от жертвенника соглашается с наказанием тех, кто лишил жизни святых: “Они достойны того!” (См. стих 6).
Как мы увидим в следующих уроках, многие из тем Откровения представлены уже в письмах к семи церквам из глав 2 и 3.
РАЗВИТИЕ ИДЕИ
Памятуя о тройственности идеи победы в Откровении, давайте составим план книги, а затем совершим короткое путешествие по ее страницам.
Простой план
Многие исследователи соглашаются, что книга естественно делится на две более или менее равные части, по одиннадцати глав в каждой. Очевидно, что граница проходит по главе 12, потому что (как уже упоминалось) с этой главы вся история как будто начинается сначала - с рождения Иисуса.
А вот как разбить эти две главные части на подразделы - тут согласия нет. Приступая к работе, следует учесть несколько блоков информации: письма к семи церквам (2; 3), книгу с семью печатями (4—7), семь труб (8—11) и семь чаш гнева (15; 16). Вот один из возможных вариантов, как эти разделы могут быть представлены в общем плане:
I. Христос среди семи церквей (1—3).
II. Книга с семью печатями (4—7).
III. Звучание семи труб (8—11).
IV. Появление врагов церкви (12—14).
V. Семь чаш гнева (15; 16).
VI. Уничтожение большинства врагов церкви (17—19).
VII. Уничтожение дракона; новые небеса и земля (20—22).
Такой план мне нравится по нескольким причинам. Во-первых, он прост. У него семь разделов, а семь - это ключевое число в книге. Первая половина книги делится на три раздела, вторая - на четыре. Такое деление, когда семь предметов группируются по три и четыре, является характерным для Откровения. Каждый раздел включает “посещение вершины горы” для воодушевления читателя. Я бы рекомендовал вам принять этот план, так как тогда вам не будет представлять труда увязывать различные части книги с основными пунктами.
Краткий обзор
А теперь давайте совершим небольшое путешествие по книге Откровение. Обратите особое внимание на то, как вновь и вновь повторяется тройственная идея:
I. Христос среди семи церквей (1—3). В главе 1 Христос представлен идущим среди светильников, которые олицетворяют семь церквей. Главы 2 и 3 - это послания к семи церквам. Знакомясь с этими посланиями, мы становимся свидетелями непримиримой борьбы добра и зла, причем зло, похоже, побеждает (2:10, 13). Иисус, однако, дает чудесные обещания тем, кто хранит преданность (2:7, 11, 17): Он вернется (3:3), чтобы наказать нечестивцев (2:16) и вознаградить верных (3:12)!
II. Книга с семью печатями (4—7). Сцена с престолом в главах 4 и 5 подготавливает читателя к остальной книге. Власть не у Рима, а у Бога! Печати снимаются, и мы видим, что первые четыре из них (четыре всадника) олицетворяют борьбу между добром и злом (6:1-8). Вот снята пятая печать, и мы видим мучеников под жертвенником, за которых не мстят (6:9-11); кажется, будто зло торжествует. Затем происходит великая катастрофа (6:12-17) - но слуги Божьи защищены печатью (7:1-8). В конце они оказываются на небесах (7:9-17). Добро восторжествовало!
III. Звучание семи труб (8—11). Первые шесть труб возглашают несчастья, обрушившиеся на землю (8:2—9:21). Затем нам говорится, что именно побудило мир начать гонения на святых: Слово с его горько-сладкой вестью (10:1-11). В центре этого раздела - история о двух свидетелях (11:1-13), из которой (как уже упоминалось) мы узнаем о борьбе, кажущемся поражении и конечной победе. Раздел завершается сообщением о победе (11:14-19).
IV. Появление врагов церкви (12—14). Глава 12 рассказывает о великом красном драконе, который отождествляется с дьяволом, или сатаной (ст. 9). Когда сатана не может добиться победы над Иисусом, он вступает в войну с Божьим народом (это борьба со злом; ст. 17). В главе 13 мы знакомимся с двумя помощниками сатаны: зверем из моря (ст. 1-10; потом он называется просто “зверем”, 14:9) и зверем от земли (ст. 11-18; далее он отождествляется со лжепророком, 16:13). Первый зверь вступает в войну со святыми и побеждает их (ст. 7). Вот и мнимое поражение добра. Пока мы совсем не пали духом, глава 14 возносит нас на вершину горы, чтобы мы увидели целый ряд видений, в которых добро побеждает, а зло наказывается!
V. Семь чаш гнева (15; 16). Представив нам наших духовных врагов, Откровение - уже в который раз - возвращается к “семи”; теперь это семь чаш гнева. Этот раздел ведет непосредственно к третьей части главной идеи - конечной победе праведных (15:2-4) и наказанию нечестивых (15:1, 5-8; 16:1-21). Громкий голос провозглашает: “Совершилось!” (16:17).
VI. Уничтожение большинства врагов церкви (17—19). Назван четвертый враг: Вавилон великий (17:5). Эта ослепительная блудница была “упоена кровию святых и кровию свидетелей...” (17:6; см. также 18:24). Опять происходит борьба, и кажется, что добро побеждено - но три помощника дьявола быстро гибнут один за другим в обратном порядке того, как они были представлены. Сначала описывается разрушение Вавилона великого (18:1—19:4). Затем, когда Иисус приходит как судья и мститель, оба зверя (зверь и лжепророк) “живые брошены в озеро огненное, горящее серою” (19:20).
VII. Уничтожение дракона и появление после этого новых небес и земли (20—22). Цель главы 20 заключается не в том, чтобы рассказать о тысячелетнем царстве, а в описании свержения великого красного дракона. Мы читаем о сражении и видимом поражении: Иоанн видит “души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие” (ст. 4). Однако в этой сцене нашлось место и победе: “А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков” (ст. 10). Завершается Откровение картиной суда (20:11-15) и славным видением небес (21:1—22:15). Силы добра победили!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этом мы завершаем нашу подготовку к изучению непосредственно текста Откровения. Что вы теперь думаете о книге Откровение? Я надеюсь, что у вас теперь появилось такое мнение: “Возможно, его и трудно понять, но нельзя сказать, что невозможно”. Между словами “трудно” и “невозможно” - огромная разница, такая же огромная, как и между “и зачем мне пытаться?” и “я смогу это сделать, если захочу!”
Надеюсь, что вы хотите понять книгу Откровение и что вы хотите получить благословение от ее истин. Как-то Дж. Рэмси попросили написать краткое содержание Откровения. Он неоднократно читал и изучал эту книгу, он преподавал ее и писал о ней; но в данном случае он подошел к ней так, как если бы прочел ее впервые. Позже он писал: “Самый сильный урок, который я заново извлек во время этой своей работы над Откровением, заключается в том, что Бог по-прежнему руководит делами людей и что моя судьба в Его руках”.
Нас ожидает много великих уроков из книги Откровение. Я полон нетерпения перейти к тексту. Надеюсь, что и вы тоже! https://dzen.ru/a/ZcvElQlgaiwIPTQ2 > ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК
> СЛЕДУЮЩИЙ УРОК
#Откровение #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4