Один - старик с седой бородой. Он шикарно одет, у него на шее - массивная золотая цепь, а в руке - шкатулка с драгоценностями. Вторая рука много раз обернута жемчужной нитью. Всё это он предлагает девушке. «Пойдём со мной, - как бы убеждает он её. - Ты будешь жить в роскоши». Юноша, в отличие от старика, просто предлагает ей свое сердце.
Казалось бы это просто выбор между богатой жизнью со стариком и бедной с молодым возлюбленным. И кажется, что девушке невозможно сделать этот выбор и она в сомнениях. Конечно, ей хочется богатой и красивой жизни, но для этого ей надо предпочесть старика, с которым вряд ли она будет счастлива. Но и с юношей, у которого кроме лютни ничего нет, жизнь тоже будет не такой уж легкой. Да, он молод и прекрасен, но одними песнями, как известно, сыта не будешь. Но…
И тут мы подходим к неким знакам на картине, которые могут ускользнуть при первом взгляде на неё. Ведь стоит повнимательнее приглядеться к картине и тогда можно увидеть некоторые детали, которые раскроют нам то, что ускользает от поверхностного взгляда и говорят о том, что это не просто бытовое полотно о выборе между богатством без любви и любовью без богатства...
Итак, что же это за детали и знаки-намеки?
Сначала о мужских персонажах картины.
Старик находится слева от нас, а юноша - справа.
Что это значит?
На самом деле это классическое для живописцев старых врмен расположение дьявола и ангела.
Таким образом, старик на этой картине - это дьявол-искуситель, нашептывающий девушке нечто соблазнительное. А юноша – ангел, который ничего не говорит, а как бы является сторонним наблюдателем и просто ждёт, какой выбор сделает девушка.
Так какой же выбор героини картины тут подразумевается?
Следует обратить внимание на то, как близко девушка находится к старику. Она даже слегка наклонена к нему, их волосы почти касаются друг друга.
К тому же она повернулась спиной к юноше и как бы отдаляется от него, причем сам юноша дальше от центра картины, чем старик, и дальше от девушки. Он почти уже уходит за пределы изображения, тогда как старик устремлен к середине его.
Так что же выходит? Получается, что девушка, скорее всего, уже сделала свой выбор. И этот выбор - богатство.
Увы, дьявол на картине без всякого насилия или принуждения явно побеждает в поединке. Побеждает силу сердечного зова силой денег...
Вот такое интересное полотно создал самый большой академист Франции XIX века Вильям-Адольф Бугро. И сделал это мастерски и смысл вложил. Так что получилось очень интересно. Хотя и грустно...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев