❄️А вы знаете почему изобразили ЭВЕНКА на Ёлке Забайкалья 🌲❄️☃️
Из поста Ольги Шимохиной
Букачача. Одна из легенд гласит, что однажды эвенок сел на бугорок, который оказался выходом каменного угля на поверхности земли, и... испачкал зад. Так и появилось название: "чача" по эвенкийски "зад", а эвенкийское слово " бокика" означает "бугорок" . Первооткрывателями букачачинского угля, которым до сих пор отапливается наш район и не только, считаются местные орочëны! Ещё в далекие времена более чем за 100 км орочëны приезжали за жирным букачачинским углём, так как широко использовали его в кузнечном деле!
Вы можете заказать Фигурки и Украшения По номеру телефона, а так же по ссылке внизу +79242779032 Семейная мастерская "Браинько" Шимохина Ольга https://vk.com/wooden_souvenirs75
Татьяна Астафьева –Чернавских История посёлка Букачача В основу поэмы взяты факты из подлинных архивных документов. Описаны реальные события, которые происходили в посёлке на протяжении ста лет. Часть первая 1. Представьте, примерно, картину такую: Тайга вековая. Кукушки кукуют. Гнездятся в тайге - забайкальские птицы, Господствуют волки, медведи, лисицы. Яркое солнце лишь почву прогреет, На сопках багульник кругом заалеет. Воздух пропитан смолой и листвянкой, Дикие пчёлы жужжат над полянкой, Маки цветут, огоньки, валерьяна, Много саранок, мангыра, тимьяна. И муравьи суетятся на куче, Вдруг, набежали нежданные тучи, Дождик прошёл, освежилась природа, Нет здесь пока никакого народа… Ночью луна перламутр льёт с небес, На первозданный нетронутый лес. Тут не ступала нога человека, Это начало - двадцатого века. 2. Средь живописнейших сопок, как в чаше, Создано было селение наше. Значит эвенки тогда изначально, Место для стана нашли не случайно, БОГ - указал этот путь, не иначе, Чтоб размест...ЕщёТатьяна Астафьева –Чернавских История посёлка Букачача В основу поэмы взяты факты из подлинных архивных документов. Описаны реальные события, которые происходили в посёлке на протяжении ста лет. Часть первая 1. Представьте, примерно, картину такую: Тайга вековая. Кукушки кукуют. Гнездятся в тайге - забайкальские птицы, Господствуют волки, медведи, лисицы. Яркое солнце лишь почву прогреет, На сопках багульник кругом заалеет. Воздух пропитан смолой и листвянкой, Дикие пчёлы жужжат над полянкой, Маки цветут, огоньки, валерьяна, Много саранок, мангыра, тимьяна. И муравьи суетятся на куче, Вдруг, набежали нежданные тучи, Дождик прошёл, освежилась природа, Нет здесь пока никакого народа… Ночью луна перламутр льёт с небес, На первозданный нетронутый лес. Тут не ступала нога человека, Это начало - двадцатого века. 2. Средь живописнейших сопок, как в чаше, Создано было селение наше. Значит эвенки тогда изначально, Место для стана нашли не случайно, БОГ - указал этот путь, не иначе, Чтоб разместить скотный двор в Букачаче. Все узкоглазы и плосколицы, А мужики не любители бриться, Редким пучком бородёнка торчит, Речь колоритом гортанным звучит. Жилисты, худеньки и низкорослые, Добрые очень… и дети, и взрослые. Жили эвенки большими родами, И кочевали всю жизнь за стадами… Старый отец – этот род возглавлял, Стойбищем вместе с женой управлял. 3. Разные случаи были ни редко… Муж, пока жив, не отправился к предкам- Навыкам должен сынов научить, Как заболевших оленей лечить. Правильно как вожака заарканить, Чтобы медведя убить, а не ранить, Будешь иначе медведем подмятый, Как с мошкарою бороться проклятой. Как надо соболя бить и куницу, Как до весны сохранить голубицу. Как ремонтировать лыжи и нарты, Компаса не было, не было карты, Как понимать все условные знаки, Чтоб след волкА, отличить от собаки, Как для костра заготовить поленья, Онучи* шить как из замши оленьей. Что должно быть в его сумке заплечной, Всё это должен запомнить навечно. Ну, а старуха невесток подучит, Те нарожают и внуков, и внучек… Малые дети посажены в люльки, Брякают в потках** тарелки, кастрюльки… Крепятся люльки к оленю подпругой, Дети дорогой играют друг с другом. Всяк, кто родился в таёжном просторе, Узкие глазки лишь только откроет: Чумы увидит и рожки оленьи, И никогда не предаст поколенье.
4. Много ветвистых рогов появилось… Солнце уже на закат покатилось. В бликах его золотились лощины, Сосны для чума срубили мужчины. Остов скрепили из свежих шестов, Войлочный чум через час был готов. Несколько встало жилищ остроглавых, Чай заварили душистый… на травах. Брали его из кипящей кастрюли, Блюдце к губам подносили и дули, Громко причмокнут и выдохнут пар, Делали все так, кто мал и кто стар. Бедными были эвенские предки, Сроду не ведали вкуса конфетки, Сахар не видели даже в глаза, Кто бы его им в тайге показал? Слышали, есть у лючи*** белый камень, Он продаётся большими комками, Делает эти комки человек, Тает от чая во рту, словно снег. 5. Сумерки быстро в лесу наступали, В чумах эвенки уставшие спали. В шкуры оленьи любили зарыться, Утром бежали на речку умыться. Речка была глубока и быстра, Чистили зубы золой от костра. От Индигирки, до Енисея, Перемещалось кочевников племя. Гнали стада от Охотского моря, Много познали лишений и горя. Мор их косил, иль затянет зыбун, То дик...Ещё4. Много ветвистых рогов появилось… Солнце уже на закат покатилось. В бликах его золотились лощины, Сосны для чума срубили мужчины. Остов скрепили из свежих шестов, Войлочный чум через час был готов. Несколько встало жилищ остроглавых, Чай заварили душистый… на травах. Брали его из кипящей кастрюли, Блюдце к губам подносили и дули, Громко причмокнут и выдохнут пар, Делали все так, кто мал и кто стар. Бедными были эвенские предки, Сроду не ведали вкуса конфетки, Сахар не видели даже в глаза, Кто бы его им в тайге показал? Слышали, есть у лючи*** белый камень, Он продаётся большими комками, Делает эти комки человек, Тает от чая во рту, словно снег. 5. Сумерки быстро в лесу наступали, В чумах эвенки уставшие спали. В шкуры оленьи любили зарыться, Утром бежали на речку умыться. Речка была глубока и быстра, Чистили зубы золой от костра. От Индигирки, до Енисея, Перемещалось кочевников племя. Гнали стада от Охотского моря, Много познали лишений и горя. Мор их косил, иль затянет зыбун, То дикий зверь нападёт на табун. Путь их лежал по болотам и топям И подошли прямо к угольным копям. Нет их в живых, но когда они были, Первыми каменный уголь добыли! Выходы угля людей привлекли, Чёрные камни они извлекли, Кто-то на пласт даже сверху прилёг, Да и закинул в костёр уголёк… Долго в огне перепляс продолжался, Жар до утра в том костре продержался. Стал этот край с тех времён обжитой, Речку назвали они Агитой. Располагались всегда вблизи рек, Был пастухом кочевой человек. Стадо пасти помогали собаки, С волком вступали в смертеньные драки. Лайки врага за версту уже чуют, И с пастухами за стадом кочуют. Часто в лесу попадали под грозы, Хоть северяне, но мёрзли в морозы. Очень суровой бывала погода, Ведь в Забайкалье зима по полгода. Если вдруг кто –то случайно погибнет, Или смерть старого деда настигнет, Деда того завернут в бересту, От бивака унесут за версту… К толстой сосне, иль листвянке привяжут, Как говорится «жить долго» прикажут. Нынче хоронят в гробу и в земле, Ставится крест или сруб на холме. 6. В духов и в Бога они очень верят, С детства стреляют без промаха в зверя, Если завалят большого медведя, Голову свежую сварят немедля. Скушают. К дереву череп прикрепят, Мухи его моментально облепят. И поспешат от него поскорее, Думают, что они духов хитрее. Тёплую кровь пили прямо из туши, Печень сырую спешили откушать. Чтобы с тропы не посмел дух сбивать, Стадо с людьми не туда посылать, Дух амакана**** они ублажали, Древний эвенский обряд совершали. Видно от предков пришёл тот обычай, С духами надо делиться добычей.
Но в основном оленину любили, Крупных самцов поздней осенью били, В нём сладость ягеля, привкус лугов И пантокрин***** - из оленьих рогов. Детям варили из ягод варенья, А для леченья копали коренья, Раны лечили отварами трав, Чтили отца - он всегда во всем прав. Очень они почитали берёзу, Чтоб не навлечь неприятность и слёзы, Не позволяли себе беспредела, Ветки не жгли, не срывали без дела. Если сохатого свалят в лесу. Мясо на стойбище всё принесут. Пищу готовят на жарком костре, Варится мясо в большущем котле. «Стол» на земле выстилали из веток, Первыми кормят всех маленьких деток. Мясо разложит старуха в чуманы****** Все кочевые народы - гурманы. Сразу стоянка в тот час оживала, Досыта мужу еды не давала, Сытый - ленивый, в тайгу неохота, Голод заставит бежать на охоту. Гордый старик – лишь от собственной пули, Есть может досыта печень косули. Ели на воздухе в дождик и в грозы, В чумах обедали только в морозы. Как наедятся и чая попьют, Смесью курительной трубку набьют, Трубка по кру...ЕщёНо в основном оленину любили, Крупных самцов поздней осенью били, В нём сладость ягеля, привкус лугов И пантокрин***** - из оленьих рогов. Детям варили из ягод варенья, А для леченья копали коренья, Раны лечили отварами трав, Чтили отца - он всегда во всем прав. Очень они почитали берёзу, Чтоб не навлечь неприятность и слёзы, Не позволяли себе беспредела, Ветки не жгли, не срывали без дела. Если сохатого свалят в лесу. Мясо на стойбище всё принесут. Пищу готовят на жарком костре, Варится мясо в большущем котле. «Стол» на земле выстилали из веток, Первыми кормят всех маленьких деток. Мясо разложит старуха в чуманы****** Все кочевые народы - гурманы. Сразу стоянка в тот час оживала, Досыта мужу еды не давала, Сытый - ленивый, в тайгу неохота, Голод заставит бежать на охоту. Гордый старик – лишь от собственной пули, Есть может досыта печень косули. Ели на воздухе в дождик и в грозы, В чумах обедали только в морозы. Как наедятся и чая попьют, Смесью курительной трубку набьют, Трубка по кругу пошла из рук в руки, Курят все женщины… и даже внуки. 7. Все грызуны носят в норы запасы, В норах не портятся долго припасы. Опыт эвенки с мышей переняли И постоянно его применяли. Стали копать углубленья, как норы, Мясо хранили там, в летнюю пору. Впрок занимались они заготовкой, Там же хранили бруснику с моховкой. Делали творог, кумыс, араку, Пили с устаточку по черпаку. Мяса всегда у охотников вволю, Но в основном ели пищу без соли. Грузди, конечно ни с чем не сравнятся, Только без соли, увы …не хранятся. Опыт таёжники брали с животных, В жизни своей применяли охотно. Где же добыть пропитанье зимою? Дикая живность питалась корою, Это эвенки приметили сразу, Не обманулись в приметах…ни разу. Свалят деревьев штук пять на делянке, Снимут кору хоть с сосны, хоть с листвянки, Серу наварят и смачно жуют, Нынче в аптеках её продают. Сладкая есть под корой древесина, Быстро разденут мужчины лесину. Сушится это подкорье в тени, Смелют в муку заболони******* они. Раньше не знали муку из пшеницы, Лишь к заболони добавят водицы, В шарик скатают, на прутик повесят, Сжарят на ужин лепёшек штук десять. Их выпекали по способу предков, Не оставалось в тарелках объедков, Бережно люди к еде относились, Дети с отцом на охоту просились. Скажет: - «Сбирайтесь!» - от радости скачут, Мать если шлёпнет, то дети не плачут. Мать хоть накажет, потом полелеет, Ну а тайга… слабаков не жалеет. Вечер не знает, а что будет утром? Каждый с годами становится мудрым, Мать даёт жизнь, а года дают опыт, Только усердием опыт тот добыт.
8. Чай для эвенка священный напиток, Байховый пили, кирпичный из плиток. Воду на чай тут же черпали в речке, Стали товары менять на Купечке. С Нерчинска едут с товаром купцы, Знают они, что эвенки глупцы. Жили без грамоты эти народы, Жизни учила живая природа. Их называли ещё орочоны, Тёмные были, совсем не учёны… Брали пушнину купцы у эвенков, Мех был различных цветов и оттенков, Им привозили патроны и ружья, Всё, что для жизни так важно и нужно. Спички, иголки, табак, инвентарь, Денег эвенки не ведали встарь. Были разменной валютой меха, Ну а купцы не боялись греха. Сами себе набивали карманы, Над пастухом совершали обманы. Если иголку цыганскую купят, Беличью шкурку купцы с него слупят, Ровно два соболя стоил топор, Кто недоволен, вступал с ними в спор. Скажет: - «Моя тайга снова ходи, Там амакана берлога буди, Шкуру однаха тибе принесу, Белха набью, чернобурый лису, Пусь твоя снова меха захати, Тока пошто шипка мала плати?» Зеркальце сроду не видели предки, Было заморской диковинко...Ещё8. Чай для эвенка священный напиток, Байховый пили, кирпичный из плиток. Воду на чай тут же черпали в речке, Стали товары менять на Купечке. С Нерчинска едут с товаром купцы, Знают они, что эвенки глупцы. Жили без грамоты эти народы, Жизни учила живая природа. Их называли ещё орочоны, Тёмные были, совсем не учёны… Брали пушнину купцы у эвенков, Мех был различных цветов и оттенков, Им привозили патроны и ружья, Всё, что для жизни так важно и нужно. Спички, иголки, табак, инвентарь, Денег эвенки не ведали встарь. Были разменной валютой меха, Ну а купцы не боялись греха. Сами себе набивали карманы, Над пастухом совершали обманы. Если иголку цыганскую купят, Беличью шкурку купцы с него слупят, Ровно два соболя стоил топор, Кто недоволен, вступал с ними в спор. Скажет: - «Моя тайга снова ходи, Там амакана берлога буди, Шкуру однаха тибе принесу, Белха набью, чернобурый лису, Пусь твоя снова меха захати, Тока пошто шипка мала плати?» Зеркальце сроду не видели предки, Было заморской диковинкой редкой, На отраженье дивятся своё, Стоило больше оно, чем ружьё. Дорого стоили спички и соль, Ну а расчёт был песцом и лисой. Бисер с стеклярусом - на глазомер, Брали живого оленя взамен. Летом сдавали купцам голубицу, Огненной те угощали водицей, То напоят пастухов крепкой бражкой, Ну а у пьяных – душа нараспашку, Чуть не задаром меха отдают, Громко смеются и песни поют. Долго эвенская песенка льётся, Что эвенк видит, о том и поётся: «Сёдни моя все меха продала, Горькая вотка с купеза пила». Все подвергаются этой «болезни», Хоть молоко от оленей полезней, Если познаешь на вкус алкоголь, То уж с привычкой смириться изволь. 9. С русскими жили в посёлке совместно, Позже ушли, но куда? - Неизвестно. Больше ста лет с той поры пролетело, Нет никому до людей этих дела… Но всё же память жива у народа, Где- то живут продолжатели рода. Мы не узнаем теперь их имён, Тот, кто из них в Букачаче рождён… Так же, как мы, видел рудник во сне, Где расцветает багул по весне. Место эвенка, где лес и олени, Не убедил даже дедушка Ленин- Взять транспарант и идти бастовать, Тропы отцов не должны пустовать. Учатся дети теперь в интернате, Все пастухи - при хорошей зарплате, Есть в каждом чуме большой холодильник, Телек, компьютер и супер - мобильник. *Онучи - обувь из оленьей замши ** Потки - вьюки с вещами ***Лючи - русские люди ****Амакан- медведь ******Чуманы- тарелки из бересты ******Заболони- мука из деревьев хвойных пород.
Кто желает узнать "ИСТОРИЮ ПОСЁЛКА БУКАЧАЧА" Приобретайте сборники "МОЯ ЛЮБОВЬ - БУКАЧАЧА" Поэма состоит из четырёх частей, заняла в книге 79 страниц. Стоимость сборника 950 руб.Обращайтесь в личку, а кто живёт в посёлке,можете приобрести у Натальи Мальцевой-Холоминой в магазине. Я ей оставила на реализацию в 2016 году, она почему то всё- то не реализовала за 8 лет.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
● Амурская железная дорога - историческая железная дорога, конечный и самый сложный участок Транссибирской магистрали, протянувшийся от берегов реки Шилка в Забайкалье до берегов Амура у Хабаро...
Комментарии 12
Семейная мастерская "Браинько"
Шимохина Ольга
https://vk.com/wooden_souvenirs75
История посёлка Букачача
В основу поэмы взяты факты из подлинных архивных
документов.
Описаны реальные события, которые происходили в
посёлке на протяжении ста лет.
Часть первая
1.
Представьте, примерно, картину такую:
Тайга вековая. Кукушки кукуют.
Гнездятся в тайге - забайкальские птицы,
Господствуют волки, медведи, лисицы.
Яркое солнце лишь почву прогреет,
На сопках багульник кругом заалеет.
Воздух пропитан смолой и листвянкой,
Дикие пчёлы жужжат над полянкой,
Маки цветут, огоньки, валерьяна,
Много саранок, мангыра, тимьяна.
И муравьи суетятся на куче,
Вдруг, набежали нежданные тучи,
Дождик прошёл, освежилась природа,
Нет здесь пока никакого народа…
Ночью луна перламутр льёт с небес,
На первозданный нетронутый лес.
Тут не ступала нога человека,
Это начало - двадцатого века.
2.
Средь живописнейших сопок, как в чаше,
Создано было селение наше.
Значит эвенки тогда изначально,
Место для стана нашли не случайно,
БОГ - указал этот путь, не иначе,
Чтоб размест...ЕщёТатьяна Астафьева –Чернавских
История посёлка Букачача
В основу поэмы взяты факты из подлинных архивных
документов.
Описаны реальные события, которые происходили в
посёлке на протяжении ста лет.
Часть первая
1.
Представьте, примерно, картину такую:
Тайга вековая. Кукушки кукуют.
Гнездятся в тайге - забайкальские птицы,
Господствуют волки, медведи, лисицы.
Яркое солнце лишь почву прогреет,
На сопках багульник кругом заалеет.
Воздух пропитан смолой и листвянкой,
Дикие пчёлы жужжат над полянкой,
Маки цветут, огоньки, валерьяна,
Много саранок, мангыра, тимьяна.
И муравьи суетятся на куче,
Вдруг, набежали нежданные тучи,
Дождик прошёл, освежилась природа,
Нет здесь пока никакого народа…
Ночью луна перламутр льёт с небес,
На первозданный нетронутый лес.
Тут не ступала нога человека,
Это начало - двадцатого века.
2.
Средь живописнейших сопок, как в чаше,
Создано было селение наше.
Значит эвенки тогда изначально,
Место для стана нашли не случайно,
БОГ - указал этот путь, не иначе,
Чтоб разместить скотный двор в Букачаче.
Все узкоглазы и плосколицы,
А мужики не любители бриться,
Редким пучком бородёнка торчит,
Речь колоритом гортанным звучит.
Жилисты, худеньки и низкорослые,
Добрые очень… и дети, и взрослые.
Жили эвенки большими родами,
И кочевали всю жизнь за стадами…
Старый отец – этот род возглавлял,
Стойбищем вместе с женой управлял.
3.
Разные случаи были ни редко…
Муж, пока жив, не отправился к предкам-
Навыкам должен сынов научить,
Как заболевших оленей лечить.
Правильно как вожака заарканить,
Чтобы медведя убить, а не ранить,
Будешь иначе медведем подмятый,
Как с мошкарою бороться проклятой.
Как надо соболя бить и куницу,
Как до весны сохранить голубицу.
Как ремонтировать лыжи и нарты,
Компаса не было, не было карты,
Как понимать все условные знаки,
Чтоб след волкА, отличить от собаки,
Как для костра заготовить поленья,
Онучи* шить как из замши оленьей.
Что должно быть в его сумке заплечной,
Всё это должен запомнить навечно.
Ну, а старуха невесток подучит,
Те нарожают и внуков, и внучек…
Малые дети посажены в люльки,
Брякают в потках** тарелки, кастрюльки…
Крепятся люльки к оленю подпругой,
Дети дорогой играют друг с другом.
Всяк, кто родился в таёжном просторе,
Узкие глазки лишь только откроет:
Чумы увидит и рожки оленьи,
И никогда не предаст поколенье.
Много ветвистых рогов появилось…
Солнце уже на закат покатилось.
В бликах его золотились
лощины,
Сосны для чума срубили мужчины.
Остов скрепили из свежих
шестов,
Войлочный чум через час был готов.
Несколько встало жилищ остроглавых,
Чай заварили душистый… на травах.
Брали его из кипящей кастрюли,
Блюдце к губам подносили и дули,
Громко причмокнут и выдохнут пар,
Делали все так, кто мал и кто стар.
Бедными были эвенские предки,
Сроду не ведали вкуса конфетки,
Сахар не видели даже в глаза,
Кто бы его им в тайге показал?
Слышали, есть у лючи*** белый камень,
Он продаётся большими комками,
Делает эти комки человек,
Тает от чая во рту, словно снег.
5.
Сумерки быстро в лесу наступали,
В чумах эвенки уставшие спали.
В шкуры оленьи любили зарыться,
Утром бежали на речку умыться.
Речка была глубока и быстра,
Чистили зубы золой от костра.
От Индигирки, до Енисея,
Перемещалось кочевников племя.
Гнали стада от Охотского моря,
Много познали лишений и горя.
Мор их косил, иль затянет зыбун,
То дик...Ещё4.
Много ветвистых рогов появилось…
Солнце уже на закат покатилось.
В бликах его золотились
лощины,
Сосны для чума срубили мужчины.
Остов скрепили из свежих
шестов,
Войлочный чум через час был готов.
Несколько встало жилищ остроглавых,
Чай заварили душистый… на травах.
Брали его из кипящей кастрюли,
Блюдце к губам подносили и дули,
Громко причмокнут и выдохнут пар,
Делали все так, кто мал и кто стар.
Бедными были эвенские предки,
Сроду не ведали вкуса конфетки,
Сахар не видели даже в глаза,
Кто бы его им в тайге показал?
Слышали, есть у лючи*** белый камень,
Он продаётся большими комками,
Делает эти комки человек,
Тает от чая во рту, словно снег.
5.
Сумерки быстро в лесу наступали,
В чумах эвенки уставшие спали.
В шкуры оленьи любили зарыться,
Утром бежали на речку умыться.
Речка была глубока и быстра,
Чистили зубы золой от костра.
От Индигирки, до Енисея,
Перемещалось кочевников племя.
Гнали стада от Охотского моря,
Много познали лишений и горя.
Мор их косил, иль затянет зыбун,
То дикий зверь нападёт на табун.
Путь их лежал по болотам и топям
И подошли прямо к угольным копям.
Нет их в живых, но
когда они были,
Первыми каменный уголь добыли!
Выходы угля людей привлекли,
Чёрные камни они извлекли,
Кто-то на пласт даже сверху прилёг,
Да и закинул в костёр уголёк…
Долго в огне перепляс продолжался,
Жар до утра в том костре продержался.
Стал этот край с тех времён обжитой,
Речку назвали они Агитой.
Располагались всегда вблизи рек,
Был пастухом кочевой человек.
Стадо пасти помогали собаки,
С волком вступали в смертеньные драки.
Лайки врага за версту уже чуют,
И с пастухами за стадом кочуют.
Часто в лесу попадали под грозы,
Хоть северяне, но мёрзли в морозы.
Очень суровой бывала погода,
Ведь в Забайкалье зима по полгода.
Если вдруг кто –то случайно погибнет,
Или смерть старого деда настигнет,
Деда того завернут в бересту,
От бивака унесут за версту…
К толстой сосне, иль листвянке привяжут,
Как говорится «жить долго» прикажут.
Нынче хоронят в гробу и в земле,
Ставится крест или сруб на холме.
6.
В духов и в Бога они очень верят,
С детства стреляют без промаха в
зверя,
Если завалят большого медведя,
Голову свежую сварят немедля.
Скушают. К дереву череп прикрепят,
Мухи его моментально облепят.
И поспешат от него поскорее,
Думают, что они духов хитрее.
Тёплую кровь пили прямо из туши,
Печень сырую спешили откушать.
Чтобы с тропы не посмел дух
сбивать,
Стадо с людьми не туда посылать,
Дух амакана**** они ублажали,
Древний эвенский обряд совершали.
Видно от предков пришёл тот обычай,
С духами надо делиться добычей.
Крупных самцов поздней осенью били,
В нём сладость ягеля, привкус лугов
И пантокрин***** - из оленьих рогов.
Детям варили из ягод варенья,
А для леченья копали коренья,
Раны лечили отварами трав,
Чтили отца - он всегда во всем прав.
Очень они почитали берёзу,
Чтоб не навлечь неприятность и слёзы,
Не позволяли себе беспредела,
Ветки не жгли, не срывали без
дела.
Если сохатого свалят в лесу.
Мясо на стойбище всё принесут.
Пищу готовят на жарком костре,
Варится мясо в большущем котле.
«Стол» на земле выстилали из веток,
Первыми кормят всех маленьких деток.
Мясо разложит старуха в чуманы******
Все кочевые народы - гурманы.
Сразу стоянка в тот час оживала,
Досыта мужу еды не давала,
Сытый - ленивый, в тайгу неохота,
Голод заставит бежать на охоту.
Гордый старик – лишь от собственной пули,
Есть может досыта печень косули.
Ели на воздухе в дождик и в
грозы,
В чумах обедали только в морозы.
Как наедятся и чая попьют,
Смесью курительной трубку набьют,
Трубка по кру...ЕщёНо в основном оленину любили,
Крупных самцов поздней осенью били,
В нём сладость ягеля, привкус лугов
И пантокрин***** - из оленьих рогов.
Детям варили из ягод варенья,
А для леченья копали коренья,
Раны лечили отварами трав,
Чтили отца - он всегда во всем прав.
Очень они почитали берёзу,
Чтоб не навлечь неприятность и слёзы,
Не позволяли себе беспредела,
Ветки не жгли, не срывали без
дела.
Если сохатого свалят в лесу.
Мясо на стойбище всё принесут.
Пищу готовят на жарком костре,
Варится мясо в большущем котле.
«Стол» на земле выстилали из веток,
Первыми кормят всех маленьких деток.
Мясо разложит старуха в чуманы******
Все кочевые народы - гурманы.
Сразу стоянка в тот час оживала,
Досыта мужу еды не давала,
Сытый - ленивый, в тайгу неохота,
Голод заставит бежать на охоту.
Гордый старик – лишь от собственной пули,
Есть может досыта печень косули.
Ели на воздухе в дождик и в
грозы,
В чумах обедали только в морозы.
Как наедятся и чая попьют,
Смесью курительной трубку набьют,
Трубка по кругу пошла из рук в руки,
Курят все женщины… и даже внуки.
7.
Все грызуны носят в норы запасы,
В норах не портятся долго припасы.
Опыт эвенки с мышей переняли
И постоянно его применяли.
Стали копать углубленья, как норы,
Мясо хранили там, в летнюю пору.
Впрок занимались они заготовкой,
Там же хранили бруснику с моховкой.
Делали творог, кумыс, араку,
Пили с устаточку по черпаку.
Мяса всегда у охотников вволю,
Но в основном ели пищу без соли.
Грузди, конечно ни с чем не сравнятся,
Только без соли, увы …не хранятся.
Опыт таёжники брали с животных,
В жизни своей применяли охотно.
Где же добыть пропитанье зимою?
Дикая живность питалась корою,
Это эвенки приметили сразу,
Не обманулись в приметах…ни разу.
Свалят деревьев штук пять на делянке,
Снимут кору хоть с сосны, хоть с
листвянки,
Серу наварят и смачно жуют,
Нынче в аптеках её продают.
Сладкая есть под корой древесина,
Быстро разденут мужчины лесину.
Сушится это подкорье в тени,
Смелют в муку заболони******* они.
Раньше не знали муку из пшеницы,
Лишь к заболони добавят водицы,
В шарик скатают, на прутик повесят,
Сжарят на ужин лепёшек штук десять.
Их выпекали по способу предков,
Не оставалось в тарелках объедков,
Бережно люди к еде относились,
Дети с отцом на охоту просились.
Скажет: - «Сбирайтесь!» - от радости скачут,
Мать если шлёпнет, то дети не плачут.
Мать хоть накажет, потом полелеет,
Ну а тайга… слабаков не жалеет.
Вечер не знает, а что будет утром?
Каждый с годами становится мудрым,
Мать даёт жизнь, а года дают опыт,
Только усердием опыт тот добыт.
Чай для эвенка священный напиток,
Байховый пили, кирпичный из плиток.
Воду на чай тут же черпали в речке,
Стали товары менять на Купечке.
С Нерчинска едут с товаром купцы,
Знают они, что эвенки глупцы.
Жили без грамоты эти народы,
Жизни учила живая природа.
Их называли ещё орочоны,
Тёмные были, совсем не учёны…
Брали пушнину купцы у эвенков,
Мех был различных цветов и оттенков,
Им привозили патроны и ружья,
Всё, что для жизни так важно и нужно.
Спички, иголки, табак, инвентарь,
Денег эвенки не ведали встарь.
Были разменной валютой меха,
Ну а купцы не боялись греха.
Сами себе набивали карманы,
Над пастухом совершали обманы.
Если иголку цыганскую купят,
Беличью шкурку купцы с него слупят,
Ровно два соболя стоил топор,
Кто недоволен, вступал с ними в спор.
Скажет: - «Моя тайга снова ходи,
Там амакана берлога буди,
Шкуру однаха тибе принесу,
Белха набью, чернобурый лису,
Пусь твоя снова меха захати,
Тока пошто шипка мала плати?»
Зеркальце сроду не видели предки,
Было заморской диковинко...Ещё8.
Чай для эвенка священный напиток,
Байховый пили, кирпичный из плиток.
Воду на чай тут же черпали в речке,
Стали товары менять на Купечке.
С Нерчинска едут с товаром купцы,
Знают они, что эвенки глупцы.
Жили без грамоты эти народы,
Жизни учила живая природа.
Их называли ещё орочоны,
Тёмные были, совсем не учёны…
Брали пушнину купцы у эвенков,
Мех был различных цветов и оттенков,
Им привозили патроны и ружья,
Всё, что для жизни так важно и нужно.
Спички, иголки, табак, инвентарь,
Денег эвенки не ведали встарь.
Были разменной валютой меха,
Ну а купцы не боялись греха.
Сами себе набивали карманы,
Над пастухом совершали обманы.
Если иголку цыганскую купят,
Беличью шкурку купцы с него слупят,
Ровно два соболя стоил топор,
Кто недоволен, вступал с ними в спор.
Скажет: - «Моя тайга снова ходи,
Там амакана берлога буди,
Шкуру однаха тибе принесу,
Белха набью, чернобурый лису,
Пусь твоя снова меха захати,
Тока пошто шипка мала плати?»
Зеркальце сроду не видели предки,
Было заморской диковинкой редкой,
На отраженье дивятся своё,
Стоило больше оно, чем ружьё.
Дорого стоили спички и соль,
Ну а расчёт был песцом и лисой.
Бисер с стеклярусом - на глазомер,
Брали живого оленя взамен.
Летом сдавали купцам голубицу,
Огненной те угощали водицей,
То напоят пастухов крепкой бражкой,
Ну а у пьяных – душа нараспашку,
Чуть не задаром меха отдают,
Громко смеются и песни поют.
Долго эвенская песенка льётся,
Что эвенк видит, о том и поётся:
«Сёдни моя все меха продала,
Горькая вотка с купеза пила».
Все подвергаются этой «болезни»,
Хоть молоко от оленей полезней,
Если познаешь на вкус алкоголь,
То уж с привычкой смириться изволь.
9.
С русскими жили в посёлке совместно,
Позже ушли, но куда? - Неизвестно.
Больше ста лет с той поры пролетело,
Нет никому до людей этих дела…
Но всё же память жива у народа,
Где- то живут продолжатели рода.
Мы не узнаем теперь их имён,
Тот, кто из них в Букачаче рождён…
Так же, как мы, видел рудник во сне,
Где расцветает багул по весне.
Место эвенка, где лес и олени,
Не убедил даже дедушка Ленин-
Взять транспарант и идти бастовать,
Тропы отцов не должны пустовать.
Учатся дети теперь в интернате,
Все пастухи - при хорошей зарплате,
Есть в каждом чуме большой холодильник,
Телек, компьютер и супер - мобильник.
*Онучи - обувь
из оленьей замши
** Потки - вьюки с вещами
***Лючи - русские люди
****Амакан- медведь
******Чуманы- тарелки из бересты
******Заболони- мука из деревьев хвойных пород.
Приобретайте сборники "МОЯ ЛЮБОВЬ - БУКАЧАЧА"
Поэма состоит из четырёх частей, заняла в книге 79 страниц.
Стоимость сборника 950 руб.Обращайтесь в личку, а
кто живёт в посёлке,можете приобрести у Натальи Мальцевой-Холоминой в магазине.
Я ей оставила на реализацию в 2016 году, она почему то всё- то не реализовала за 8 лет.