совершил первую посадку на крейсер первый в СССР серийный самолет вертикального взлета и посадки Як-38 (Як-36М).
С начала 1960 гг. в СССР велись интенсивные работы по созданию самолетов вертикального взлета и посадки. Советский самолет, палубный штурмовик – Як-38 проектировался в ОКБ А.С. Яковлева, опытные экземпляры были изготовлены на московском машиностроительном заводе этого ОКБ – ММЗ «Скорость». При его постройке использовались данные, полученные при разработке и испытаниях опытного самолета Як-36, совершившего свой первый полет в 1964 г.
Як-38, первоначально носивший имя Як-36М, был оснащен одним подъемно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъемными двигателями РД-38, расположенными за кабиной пилота.Также на нем была установлена уникальная система автоматического катапультирования летчика при аварийных ситуациях (в частности, отказе двигателей или струйного управления) на малых скоростях и режиме висения.
В 1971 г. наземные испытания опытных экземпляров самолета были завершены и предстояло выполнить экспериментальную посадку на корабль. Для этого на противолодочном крейсере «Москва» Черноморский завод оборудовал временную взлетно-посадочную площадку, возвышавшуюся на 300 мм над полетной палубой – боялись сжечь при посадке подпалубное оборудование и изоляцию. Як-36М был доставлен из подмосковного города Жуковский на аэродром в Кировское под Феодосией на тяжелом военно-транспортном самолете.
18 ноября 1972 г. в ясную солнечную погоду летчик М.С. Дексбах взлетел с аэродрома в Кировском на самолете Як-36 М и, совершив пролет на малой высоте над крейсером «Москва», зашел на него на посадку. Самолет шел на околозвуковой скорости. Все происходило настолько скоротечно, что глиссаду снижения Дексбах выполнил самостоятельно по ориентирам-судам, поставленным в 7-ми и в 3,5 км от неподвижно стоящего на траверсе мыса крейсера «Москва». В первой точке он запустил подъемные двигатели, а во второй начал перевод сопел подъемно-маршевого двигателя в вертикальное положение. Посадка прошла успешно. При подходе, возле самой кормы «Москвы» мощные вертикальные струи двигателей ЯК-36М подняли из воды мириады частиц водяной пыли, которая создала радугу. Самолет медленно, осторожно продвигался к кораблю и, наконец, опустился в центре посадочной площадки. По воспоминаниям очевидцев, это было фантастическое зрелище.
Всего было построено 231 самолетов Як-38 различных модификаций в 1974-1989 гг. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолет базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»).
Необходимо также сказать, что первый полет опытного экземпляра английского самолета вертикального взлета корабельного базирования «Sea Harrier» состоялся лишь спустя 7 лет после первой успешно выполненной посадки на крейсер советского Як-38.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев