Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику ﷺ, членам его семьи, его сподвижникам и тем, кто последовал и следуют по их пути! О Господь, прояви к нему Твое безграничное милосердие, возвеличь его положение, окажи ему почет и возвысь его уровень.
А затем историческая наука, несомненно, имеет огромную важность в жизни каждого народа и общины, и в особенности в жизни мусульман. Выдающийся историк и ученый-богослов аль-Хафиз ас-Сахавий, да помилует его Аллах, пишет, что предметом изучения истории и ее сущностью являются человек и время. Мусульманский историк Ибн Халдун, да помилует его Аллах, говорил, что история - это не просто прошлые события, а их комментирование и создание тонкой нити, которая связывает эти события между собой с истечением определенного времени.
О значимости исторической науки сказано много, в частности это объясняет нам благородный Коран. Всевышний Аллах в Своем священном Коране говорит означающее следующее: «В историях о них (о пророках и их народах) — урок для обладателей разумом. Это (Коран) — не вымышленный рассказ, а подтверждение того, что было до него (прежних священных писаний), (а также) объяснение всего (что необходимо знать о вере), верное руководство (избавляющее от заблуждения) и милость (ведущая к счастью в обоих мирах) для (истинно) верующих людей.»¹,
Следовательно, занятие изучением истории, особенно истории мусульманской общины, не является для мусульман бесполезным времяпрепровождением, или же всего лишь знанием и сохранением прошлых событий.
Ибн аль-Асир, да помилует его Аллах, говорил: «Тот, кого Всевышний Аллах наделил хорошим нравом и наставил на праведный путь, знает, что в изучении истории заключается множество польз и выгод как для этого, так и для потустороннего миров».
Аль-Хафиз ас-Сахавий передал от Абу Бакра бин Хамиса, да помилует их Аллах: «Лучшее, чему следует уделять внимание после Корана и Сунны, это - знание истории, уточнение и записывание достоинств, заслуг и подвигов выдающихся людей и настоящих героев Ислама, а также знание преданий о них. В этом есть побуждение для тех, кому необходимо следовать их истории и хорошим качествам, чтобы эти мужественные люди были постоянно перед твоими глазами, и необходимо всячески стараться подражать им в этих похвальных качествах».
На важность исторической науки указывает и ученый Шукайб Арслан, да помилует его Аллах. Он пишет, что сохранение истории является первым условием для сохранения любой общины или нации, и ее последующего развития. Невозможно представить на земном шаре существование общины, знающей свою сущность, кроме той которая сохранила свою историю, хранит в памяти свое прошлое, помнит од своих основах, принципах и сохранила свою литературу (адаб).
Таким образом, занятие изучением истории духовной жизни выдающихся людей Ислама, его героев, ученых-богословов мусульманской общины, методом точного научно-исторического исследования, позволяет сохранить сведения о той или иной личности, а также и любую науку в ее первозданной чистоте. Это способствует опровержению всяких привнесенных людьми, или по своему невежеству, или же специально, в корыстных целях, нововведений и ложной информации.
Знание истории оберегает человека от пути заблудших течений, потому что если человек знает о том, какого пути держались предводители исламской общины, знает о том каким было их вероубеждение и поведение, то он увидит, что представители этих заблудших групп не идут по пути праведных предшественников. Сегодня мы видим, какие старания прилагают заблудшие люди для того, чтобы показать себя поборниками Ислама. Ничуть не стыдясь, они используют их имена для того, чтобы заставить невежественных людей поверить себе.
На пользу, извлекаемую нами из чтения историй о предводителях нашей общины, нам указывают и слова имама аш-Шафии, да помилует его Аллах: «У того, кто изучает историю, увеличивается ум и уменьшаются ошибки».
Изучение истории имеет огромную пользу для обладателей разума, дабы заняться подготовкой к Судному дню. Сподвижники Пророка, да благословит их Аллах и приветствует, и последующие за ними поколения мусульман не переставали совместно вспоминать и обсуждать прошлые события, и заниматься поиском преданий (асаров). Они являются великими предводителями, служащими для нас образцовым примером.
Всевышний Аллах сказал означающее следующее: «Аллах доволен опередившими и первыми из числа мухаджиров и ансаров, а также искренне последовавшими за ними, и они довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это великое преуспеяние!»²
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшие люди — мое поколение. Затем те, которые будут после них, затем те, которые после них»³.
Наши праведные предшественники (ас-саляф ас-салих) — образец чистоты убеждений и помыслов, богобоязненности и искренности, исламской этики и морали.
Их образ жизни в соответствии с Исламом был далек от превознесения, гордости, надменности и страсти к приумножению, но в его основе была правдивость в отношениях, милость и любовь, и довольство тем, чем наделил Аллах.
Возглавив общину, эти лучшие из мусульман показали своей жизнью образец поведения настоящего муъмина. Они имели мало общего с царями и правителями своего времени: их скромный образ жизни, достойное поведение и бесконечная вера в Аллаха являлись безупречным примером для каждого.
Праведные халифы являлись среди сподвижников лучшими, кто стремился к благим делам, кто совершал их больше всех остальных. Всевышний Аллах избрал праведных халифов для того, чтобы они сопровождали Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, на его нелегком пути, поддержали его в деле установления религии Ислама.
В последующие столетия период правления праведных халифов называли «золотым веком» ислама, когда процветали изначальные мусульманские добродетели, а самим халифам присвоили титул «ар-рашидун» - идущие праведным путем.
Кто же эти люди? Праведные халифы - это самые уважаемые среди сподвижников Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: Абу Бакр ибн Абу Кухафа, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффани Али ибн Абу Талиб, да будет довелен ими Аллах, создавшие крепкое государство на основе Корана и Сунны с принципами справедливости.
По своим достоинствам четыре праведных халифа превосходят всех сподвижников, поскольку приняли Ислам раныше всех, вели самоотверженную борьбу за религию Ислама и вынесли немало испытаний в этой борьбе.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, неоднократно указывал на необходимость признания превосходства и достоинств четырех праведных халифов и следования их примеру.
Он сказал: «Я завещаю вам бояться Аллаха! Слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит много раздоров. Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путем. Держитесь за это коренными зубами, и полностью избегайте новшеств [в религии]⁴ ‚ ибо каждое нововведение есть заблуждение!»⁵
Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вкратце - это его образ жизни и его метод. А «сунной праведных халифов» является лишь то, что они делали в соответствии с Сунной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибо никто после Пророка не имеет полномочий устанавливать и узаконивать что-то в религии.
‘Али аль-Къари, да помилует его Аллах, поясняя этот хадис, сказал: «То есть они (праведные халифы) не поступали, кроме как в соответствии с Его сунной. И их причисление к сунне было по причине их знания о ней, либо по причине ее избрания и извлечения из нее пользы».
О том, что четырех праведных халифов следует любить, и это является обязательным для мусульманина, говорили почти все ученные Ислама. Знать о жизни этих достойнейших людей, об их личностях и достоинствах и брать пример с них необходимо каждому мусульманину.
Дорогие братья и сестры по вере! Отдавать должное сподвижникам и их заслугам должен каждый мусульманин до самого Судного дня, если он является истинным верующим.
Мы можем извлечь большую пользу, если прочтем истории праведников, предаваясь раздумьям о ней. Мы знаем, что имена этих имамов и предводителей мусульман сегодня известны во всем мире. Об их жизни написано много книг на разных языках. Однако, чтобы извлечь настоящую пользу от изучения их истории, эта история должна быть написана человеком в полной мере понимающим духовную сторону этих выдающихся мусульманских деятелей.
¹). Сура «Юсуф»:12, аят: 111
²). Сура ат-Тавба : аят 9, аят: 100
³). аль-Бухари № 3651, № 6429, Муслим № 2533
⁴). под новоизобретенным понимается не все новое в религии, а только то, что не имеет основы в Шариате, то есть такое, которое не обосновано правилами основ фикха и не согласуется с религией. Дело, которое основано на этих правилах и может быть возвращено к ним в случае необходимости, не является запретным и порицаемым нововведением.
⁵). Абу Дауд № 4607, ат-Тирмизи № 2676, Ибн Маджах № 43, Ибн Хиббан № 5
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
Лечение Кораном.
Мы на ЮТУБЕ https://youtube.com/c/AbdullahDeybuk Абдуллах Дейбук https://t.me/Abdullah_Deybuki Семья в Исламе https://t.me/islam_semua
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев