"Ах, Васильев! Это, батюшки, такой феномен, какого еще не было на земле!.. Я такой одарённой натуры еще не встречал!"
Он, этот мещанин по происхождению, держал себя всегда и всюду так, что не знающие его полагали, что он, по крайней мере, граф по крови."
© И.Н.Крамской
* * *
"...нахален, насмешлив, самоуверен. Откуда только такие берутся?! ... ведь говорят, он беден, этот Васильев, а вечно надушен, идеально подстрижен и одет как самый заправский франт — в цилиндре, дорогом сюртуке, лайковых перчатках. Нигде толком не учился — а вот уже бранит почем зря Академию и её порядки, говорит, они нелепы, смешны и уж лет тридцать как устарели. Языков не знает и за границею не бывал — а так кстати умеет вклеить в разговор французское или немецкое смешное словечко или латинский учёный термин, что просто диву даёшься. И музыке, сам рассказывает, специально не обучался, инструмента дома не имеет — а сядет за рояль, да и сыграет что-нибудь из Бетховена. Удивительный субъект! "
© И.Е.Репин
***
"Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин."
© Н.Н.Ге
* * *
"Я зашёл от света, чтобы видеть картинки, и онемел, – картинки меня ошарашили… Я удивился до полной сконфуженности… Скажи, ради бога, да где же ты так преуспел? – лепечу я. – Неужели это ты сам написал?! Ну, не ожидал я!.. Небо-то, небо… Как же это? Неужели это без натуры?.. Я никогда еще не видывал так дивно вылепленных облаков, и как они освещены!!!"
© И.Е.Репин
***
Родился Федор Васильев в 1850 году в небольшом городке Гатчина, что под Петербургом в семье мелкого чиновника Александра Васильева. А так как его родители были не венчаны, то он был внебрачным сыном и не имел права на отчество.
Дар живописца у Федора проявился очень рано, еще малолетним пацаненком он со знанием дела перерисовывал картинки из журналов, которые ему нравились. А к десяти годам он довольно умело рисовал мелом и писал масляными красками.
Очень быстро осознав, что именно живопись его призвание, Федор начал посещать по вечерам классы Рисовальной школы при Обществе поощрения художеств и параллельно устраивается помощником к реставратору Соколову — одному из лучших в Петербурге.
Целеустремлённость юного Васильева была феноменальна - он четко знал, чего хотел от жизни.
В 16 лет Васильев знакомится с известными русскими художниками — Иваном Шишкиным и Иваном Крамским.
А еще юному художнику посчастливилось попасть под опеку к графу Павлу Сергеевичу Строганову — крупному меценату, играющему в художественной жизни столицы значительную роль. Именно он стал первым покупателем картин, а со временем и опекуном 17-летнего самородка. Строганов снабжал его материалами для работы, предоставлял в полное распоряжение коляску для выездов на пленэр и приглашал подолгу гостить в своих имениях в провинциях России и Малороссии. Благодаря графу, Васильев приобретёт и светский лоск, и манеры аристократа.Васильев, будучи практически самоучкой, работал очень много.
Слава пришла к нему в 21 год...
В 1871-м году на конкурсе Общества поощрения художников Васильев со своим полотном «Оттепель» обскакал самого Алексея Саврасова. Работа, получив первую премию, имела феноменальный успех. А копию с этого произведения для себя заказал сам наследник престола, будущий император Александр III.
А год спустя Академия художеств отправляет «Оттепель» на Всемирную выставку в Лондон — и там доморощенного живописца снова ждет ошеломительный успех и слава.
А в 23 его не стало.
Жизненный путь художника был действительно очень короток, но несоизмеримо меньше отведено ему было на творчество - всего пять лет. Однако его творческое наследие, а написал Васильев около 100 изумительных пейзажей, до сих пор заставляет восхищаться его проникновенностью и глубиной. Художник сумел найти и воплотить в свои произведения пейзажного жанра собственное направление — лирико-поэтическое.
©
Федор Васильев родился 10 февраля 1850 г.
публикация ВКонтакте
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев