Нет ничего скучнее школьного учебника по русской литературе. Все писатели в нем гении. Все они родились, написали свои гениальные произведения и умерли. У них не было личной жизни. Они не ели, не спали, не путешествовали, не били друг другу морду. Русские писатели в школьном учебнике занимались исключительно тем, что беспокоились о будущем отчизны и поклонялись прекрасной даме. Тургеневу единственному разрешено было иногда охотиться, но тоже только для того, чтобы потом писать о прекрасной русской природе. А так, в целом, картина печальная. Гончаров лежал на диване, Крылов безбожно обжирался, за Пушкина вообще стыдно — взрослый мужик всю жизнь прожил с няней, ел с ложечки и засыпал под сказки. Ну что, кто-то станет их читать? Ну, возможно, какой-нибудь сильно прыщавый восьмиклассник и станет. Я лично — нет. Я страшно рад за Наташу Ростову и за её первый бал, но на сто второй странице описания этого чуда чудного мне хочется выйти в окно, Лев Николаевич.
А между тем, проблема решается просто. Просто нужно говорить о писателях правду. Не надо говорить, что Некрасов со своим "Кому на руси жить хорошо" ездил по деревням и весям, обливаясь слезами за бедный русский народ. Скажите правду — что Некрасов жрал в три горла и тратил тысячи направо и налево. Что деревню он видел, проезжая в своей роскошной троечке, медведей стрелять из заграничных ружей. Что Гончаров не лежал на диване, а плавал кругосветку, вот, дневник остался, не хуже Крузенштерна, надо сказать. Дайте шанс Лескову — у него кроме как про блоху вообще ничего не читают, так скажите, что Лесков был вегетарианцем, пусть его хотя бы кто-то, хотя бы свои полистают. Скажите, что Бунин при живой жене стал жить с молоденькой девушкой, поселив их всех вместе. Что им от бедности было нечего есть, нечего носить, нечем писать — чернил и то не хватало. А то слишком идеальный у нас нобелевский лауреат получается. Почему никто не скажет, что Паустовский работал в трамвае? Что Волошин спал на снегу в горах Андорры, дойдя оттуда из Франции пешком? Что Цветаева брилась налысо? Господи, писатели такие же люди. Дайте им шанс!
Оля Андреева
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 149
Если человеку интересно творчество писателя, поэта, то он пойдёт в библиотеку и возьмёт книгу об этом писателе (поэте) и почитает сам. Другое дело, какие книги о писателе он выберет.
А может, и не пойдёт. Мне, например, никогда не было интересно знать количество женщин Пушкина, жизнь Маяковского в семье Брик, сексуальная ориентация Чайковского. Всё перечисленное я узнала в достаточно зрелом возрасте, случайно (из телепередач телеканалов, которые я потом прекратила смотреть за склонность к сплетням) и восторга всё это у меня не вызвало.
И вообще, учебник и так перегружен, а Вы предлагаете подробно писать о жизни писателей и поэтов. За счёт каких писателей это будет внедряться, Вы подумали? Кого ещё из программы выкинут?
Программа любого предмета даёт ученику необходимый минимум знаний. Задача преподавателя пробудить интерес учеников к внеурочному чтению, поиску дополнительной информации.
Я училась в школе с 1962 по 1971 год включительно. Наша учительница истории (директор школы) нам объяснила так: Вы все учитесь в средней школе. Это значит, что вы получаете средние знания, т.е. то, что должен знать средний по развитию человек. Хотите вырасти над средненьким, сереньким, обычным - занимайтесь дополнительно, самостоятельно, дома. Нравится литература - читайте дополнительно, других писателей, другие произведения ...ЕщёЕсли уж учитель на уроке не "зацепит" учеников, рассказав им немножко о писателе, рассказав, где можно интересующимся прочитать о жизни писателя, то никакие статьи в учебнике его не "зацепят".
И вообще, учебник и так перегружен, а Вы предлагаете подробно писать о жизни писателей и поэтов. За счёт каких писателей это будет внедряться, Вы подумали? Кого ещё из программы выкинут?
Программа любого предмета даёт ученику необходимый минимум знаний. Задача преподавателя пробудить интерес учеников к внеурочному чтению, поиску дополнительной информации.
Я училась в школе с 1962 по 1971 год включительно. Наша учительница истории (директор школы) нам объяснила так: Вы все учитесь в средней школе. Это значит, что вы получаете средние знания, т.е. то, что должен знать средний по развитию человек. Хотите вырасти над средненьким, сереньким, обычным - занимайтесь дополнительно, самостоятельно, дома. Нравится литература - читайте дополнительно, других писателей, другие произведения тех писателей, с которыми вас уже познакомили. Нравится история - читайте исторические произведения, заказывайте в библиотеке (была такая услуга в библиотеке, присылали книги даже из Москвы, из Ленинской библиотеки). Нравится физика, химия, биология, математика - читайте научно-популярную литературу. Любой учитель по любому предмету подскажет, что именно можно почитать, где взять, как заказать.
И читали, и заказывали, и с учителями советовались. И факультативные занятия были по физике, по математике, по литературе, всего и не перечислишь.
А нынче учитель не хочет слова сверх программы сказать, написано в учебнике - читай, вот и весь сказ.
Но Ваше "Надо воспитывать" - это слова в пустоту" - ужаснее этой мысли нет. Вы, что, уже смирились, что наше образование превратилось в услугу? И даже думать не моги требовать от учителя не просто оттарабанить "материал", а ещё и заинтересовать ученика?
С такой позицией впору закрывать группу. На фига будущему квалифицированному потребителю читать каждый день? Да, не дай Бог, он ещё умным станет...
Позвольте Вам не поверить! Из своего опыта знаю: читала, посещала библиотеку с 5 лет, уж куда больше программного читала, но жизнью писателей заинтересовалась только к 10 классу.
Не нужно это детям знать в раннем возрасте. Мы же не знали и очень любили в детстве книги.
А сейчас знаем и все равно любим читать. Всему свое время.