«Вот и первый результат!»
В Комарьевской сельской библиотеке по-прежнему шумно и кипит работа. Ранее мы уже рассказывали о том, что наши активисты совета ветеранов, женсовет и просто неравнодушные жители села помогают нашим бойцам, которые сейчас находятся на СВО. Мы делали и свечи, и сухой душ, теперь плетем маскировочные сети, которые сейчас так нужны нашим героям!
Там их используют для маскировки самих бойцов, крупной военной техники, полевых штабов и других важных объектов.
Для изготовления таких сетей закупили рулоны ткани темно-зеленого цвета, основу, то есть саму сетку, и шпагат (специальная плотная нить).
Итак, на протяжении апреля и мая наши рукодельницы трудились, не покладая рук. Вначале было, ой, как не просто! Вымеряли по линейке нужную длину ленточек и веревочек (шпагата), все это резали ножницами вручную, чтобы потом делать из этих лент «паучки».
Но с начала мая у нас появился специальный агрегат, при помощи которого мы стали разрезать рулоны материала гораздо быстрее и проще. Этот резак имеет очень острые ножи, на них натягивается ткань и тянутся уже готовые ленты, которые остается разрезать по нужной длине.
Конечно, очень много и ручной работы. Но общими силами у нас одна большая сеть уже готова!
Прежде всего, для нас важно показать людям, что вклад в поддержку военнослужащих – это не обязательно что-то материальное. Можно прийти в Комарьевскую библиотеку, потратить час-два своего времени и сплести сетку, которая спасет чью-то жизнь. Можно приходить и с детьми, они могут порисовать, поиграть, или, например, написать письмо для солдата, которое мы вложим и тоже отправим вместе с маскировочными сетями.
Очень отрадно видеть в наших рядах новых неравнодушных участников. Так держать!
Комментарии 46
Я ему говорил: «Надо было про войну написать – уже было бы много книг издано, а ты все одну собираешь и собираешь. Тема: партизанское движение. Сначала он хотел назвать «Защитники Колчака», но с таким названием никто бы ее не издал в то время. Какое название он дал потом – не знаю. Рукопись у меня сохранилась, а было еще 2 экземпляра этого текста, напечатанных на машинке, он сам печатал. Один в г. Новосибирске остался, а другой я забрал. Несколько лет назад передал этот экземпляр – своему другу – Петру, в надежде, что он поможет ее издать – тот в редакции районной газеты работал. Но когда не получилось это у него сделать, я попросил вернуть. Не сразу он сказал правду, сначала уверял, что дома, потом на работе, но не найдя ее нигде, сказал: «Ой, да я отдал ее в музей в Петропавловку».
Я ему говорю: «А причем здесь мой отец и Петропавловка? Он никакого отношения к ней не имел. В честь чего ты отдал?». В м...ЕщёВоспоминания отец собирал всю жизнь от людей, очевидцев этих событий и записывал.
Я ему говорил: «Надо было про войну написать – уже было бы много книг издано, а ты все одну собираешь и собираешь. Тема: партизанское движение. Сначала он хотел назвать «Защитники Колчака», но с таким названием никто бы ее не издал в то время. Какое название он дал потом – не знаю. Рукопись у меня сохранилась, а было еще 2 экземпляра этого текста, напечатанных на машинке, он сам печатал. Один в г. Новосибирске остался, а другой я забрал. Несколько лет назад передал этот экземпляр – своему другу – Петру, в надежде, что он поможет ее издать – тот в редакции районной газеты работал. Но когда не получилось это у него сделать, я попросил вернуть. Не сразу он сказал правду, сначала уверял, что дома, потом на работе, но не найдя ее нигде, сказал: «Ой, да я отдал ее в музей в Петропавловку».
Я ему говорю: «А причем здесь мой отец и Петропавловка? Он никакого отношения к ней не имел. В честь чего ты отдал?». В музей я не ездил, и уточнять больше не стал».
В разговоре с Валерием Васильевичем я пояснила, как нашлись рукописи Баранова Даниила Андреевича, тоже в свое время утерянные. Сохранилось там и письмо его отца - Дергая Василия Ивановича, видимо они переписывались. Теперь понятно, что написано оно за несколько дней до смерти. Через это письмо удалось найти родственников и его сына. Уверила, что в Петропавловском краеведческом музее действительно хранится напечатанный на машинке текст «Крах колчаковщины» и на его страницах находятся не только сведения о 9 Каргатском полку, но и информация о священнослужителях. В нашей беседе принял участие житель с. Индерь – Пучков Алексей Федорович. Я поинтересовалась у него: « Когда и как он узнал о рукописи?».
- Узнал, лет 15 назад, когда направили работать в с. Индерь, от бабушки по фамилии Петрикова. По специальности я ветврач, поэтому вхожу в любой дом, знаю всех людей, и меня считают уже своим. Она рассказала, что ее внук живет недалеко от музея и там есть такие рукописи. Но тогда об этом лучше было не говорить.
Алексей Федорович пояснил, что о многом люди ему рассказали и он записал это в своих тетрадях. Отвечая на мой вопрос, уверенно пояснил: «В рукописях Баранова не все написано так, как было, и об этом мне рассказала жена Даниила Андреевича. Я до многого докопался, но как сказал Батюшка – о. Андрей - лучше это не тревожить».
Во время передачи рукописи в мои руки, Дергай Валерий Васильевич вспомнил, что была еще тетрадь вроде как от Чебакова, она была вложена в печатный текст, там он писал отцу что: «Это не так и это не так».
Осмысливая происходящее
В 2007г. в с. Волчанка (прим.: старое название – Волчья Притыка), было обнаружено захоронение убиенных от рук тех, кто осуществлял насильственную коллективизацию в начале 30 – х годов и представлял власти – «партизаны». События развивались таким образом:
23 июля 2007 г. - информация стала известна иерею Андрею Гусеву.
6 сентября 2007 г. – было совершено поднятие останков.
16 сентября 2007 г. – перезахоронение останков на церковной территории в с. Довольное ( в центральном парке).
Из рассказа настоятеля прихода во имя преподобного Сергия Радонежского иерея Андрея Гусева:
«Наши активные поиски захоронения были вызваны настоятельной просьбой православных жителей села Волчанка.
В селе многие жители преклонного возраста помнят зверские, по своей жестокости расправы, которые учиняли партизаны над местными жителями района, насильственно принуждая их вступать в колхозы. Однако, захоронение о котором идет речь, имеет особое значение...
являлась местом расположения штаба партизан и в Волчанку со всей округи свозили
священнослужителей. По мнению власти именно священнослужители являлись главным
препятствием для процесса коллективизации. Поэтому расправы и казни
осуществлялись с особой жестокостью.
По воспоминаниям старожилов, ныне
живущих в селе, нам стало известно, что главного палача звали Митрофан Ширин.
Бовкун Василий Александрович 1929
года рождения, в начале 1950 – х годов проживал на квартире у палача Митрофана
Ширина, который неоднократно с циничной похвальбой рассказывал о казни 40
священнослужителей, которую они совершили в начале 30 – годов, даже со слов
палача, с особой жестокостью.
Как рассказывал палач: «Вывели мы
...Ещёпродолжение: Из рассказа настоятеля прихода во имя преподобного Сергия Радонежского иерея Андрея Гусева:...Волчанка в начале 30 – х годовпопов за деревню, за ту линию, которая отделяла в то время выпаса от сенокосов,
и заставили их рыть себе могилы. После этого начались расправы.
являлась местом расположения штаба партизан и в Волчанку со всей округи свозили
священнослужителей. По мнению власти именно священнослужители являлись главным
препятствием для процесса коллективизации. Поэтому расправы и казни
осуществлялись с особой жестокостью.
По воспоминаниям старожилов, ныне
живущих в селе, нам стало известно, что главного палача звали Митрофан Ширин.
Бовкун Василий Александрович 1929
года рождения, в начале 1950 – х годов проживал на квартире у палача Митрофана
Ширина, который неоднократно с циничной похвальбой рассказывал о казни 40
священнослужителей, которую они совершили в начале 30 – годов, даже со слов
палача, с особой жестокостью.
Как рассказывал палач: «Вывели мы
попов за деревню, за ту линию, которая отделяла в то время выпаса от сенокосов,
и заставили их рыть себе могилы. После этого начались расправы. В священников
стреляли, полуживых добивали лопатами, один пытался выбраться из могилы, ему
лопатой отсекли голову и, наконец, еще не умерших людей, засыпали землей».
Этот рассказ вызвал ужас у
Василия Александровича, он воскликнул: «Как вы могли так поступать с людьми?»,
на что палач с усмешкой отвечал: «Это не люди, это попы».
Таким образом, мы имеем все
основания, считать, что казнь священников происходила отдельно от других людей.
Ныне живущий в Волчанке Капнинов Николай Назарович сообщил нам, что его отец в
те страшные годы был сельским пастухом и неоднократно говорил сыну и показывал
место казни священнослужителей.
Мы
продолжали опрашивать местных жителей об обстоятельствах трагедии. Житель с.
Волчанки, Кобзев, передал нам рассказ матери, ныне покойной, по ее словам,
свозили священников из близлежащих районов, по 2-3 человека. Ей запомнилось,
что среди казненных был священник из Карасука. Священников держали в заключении
не более двух – трех дней. После чего выводили за деревню и убивали лопатами
или колотушками, в околках по старой Ильинской дороге. Одним из
исполнителей казни был Авдеев – колхозный бригадир.
По моей просьбе Малахов Василий Филлипович
опрашивал старожилов с. Ильинка, которое расположено недалеко от Волчанки, и
узнал от Ульяны Костенко, которой в 2007 году исполнилось 86 лет, о том, что
руководил Волчанскими казнями в 30-е годы Леонов Степан (его сын Леонов Иван
Степанович умер в с. Ильинка 15 лет назад).
На сегодняшний день нам известны имена
...Ещёчетырех Волчанских палачей: начальник – Леонов Степан, исполнители: Авдеев – бригадир
Волчанского колхоза, Ширин Митроф
Мы
продолжали опрашивать местных жителей об обстоятельствах трагедии. Житель с.
Волчанки, Кобзев, передал нам рассказ матери, ныне покойной, по ее словам,
свозили священников из близлежащих районов, по 2-3 человека. Ей запомнилось,
что среди казненных был священник из Карасука. Священников держали в заключении
не более двух – трех дней. После чего выводили за деревню и убивали лопатами
или колотушками, в околках по старой Ильинской дороге. Одним из
исполнителей казни был Авдеев – колхозный бригадир.
По моей просьбе Малахов Василий Филлипович
опрашивал старожилов с. Ильинка, которое расположено недалеко от Волчанки, и
узнал от Ульяны Костенко, которой в 2007 году исполнилось 86 лет, о том, что
руководил Волчанскими казнями в 30-е годы Леонов Степан (его сын Леонов Иван
Степанович умер в с. Ильинка 15 лет назад).
На сегодняшний день нам известны имена
четырех Волчанских палачей: начальник – Леонов Степан, исполнители: Авдеев – бригадир
Волчанского колхоза, Ширин Митрофан, Сапрыкин.
По воспоминаниям местных жителей,
сразу после казни священников в селе началась засуха. Люди восприняли это как
гнев Божий и, несмотря на власти, с иконами пошли на место казни. Сразу, после
горячей молитвы совершенной на месте захоронения, хлынул дождь. Эти молебны на
месте убиения совершались ежегодно, чаще на Ильин день.
Долженко Иван Григорьевич 1973
года рождения, ныне проживающий в Волчанке, рассказывал нам, что бабушка водила
его, когда он был маленьким ребенком, молиться на могилу замученных
священнослужителей. Как свидетельствует Иван Григорьевич, всякий раз молитва
была услышана Богом, и шел дождь.
Опираясь на показания старожилов,
мы приступили к поискам захоронения.
Это место нами было обнаружено
приблизительно в пяти километрах от села, в поле среди высокой травы. Пять
небольших углублений в земле указывали на место страшной казни.
Для того, чтобы убедиться, что
нам указали верно, место, мы попробовали копать, и на глубине двадцати пяти
сантиметров от поверхности земли, мы обнаружили останки трех человек.
Погребенные люди находились в самых неестественных позах, конечности и ребра
сломаны, как бы перерублены, череп одного отсечен выше шейных позвонков.
Все это убеждает, что смерть этих
...Ещёлюдей была насильственной. На лбу одного черепа мы обнаружили медный нательный
крест. По краям вырытого углубления мы видели останки других людей. Извлеченные
останки троих человек, мы завернули в белую ткань, сложили в большой фанерный
ящик и погребли в этом же месте. Все это послужило основанием, с большой
вероятностью предполагать, что перед нами открылось место убиения
священнослужителей. После чего, просьба местных жителей о перезахоронении
ос
Это место нами было обнаружено
приблизительно в пяти километрах от села, в поле среди высокой травы. Пять
небольших углублений в земле указывали на место страшной казни.
Для того, чтобы убедиться, что
нам указали верно, место, мы попробовали копать, и на глубине двадцати пяти
сантиметров от поверхности земли, мы обнаружили останки трех человек.
Погребенные люди находились в самых неестественных позах, конечности и ребра
сломаны, как бы перерублены, череп одного отсечен выше шейных позвонков.
Все это убеждает, что смерть этих
людей была насильственной. На лбу одного черепа мы обнаружили медный нательный
крест. По краям вырытого углубления мы видели останки других людей. Извлеченные
останки троих человек, мы завернули в белую ткань, сложили в большой фанерный
ящик и погребли в этом же месте. Все это послужило основанием, с большой
вероятностью предполагать, что перед нами открылось место убиения
священнослужителей. После чего, просьба местных жителей о перезахоронении
останков невинно убиенных, была направлена
Высокопреосвященнейщему Тихону Архиепископу Новосибирскому и Бердскому.
Одновременно с этой же просьбой мы обратились к главе местной районной
Администрации - Угненко В. Л. Эта
просьба вызвана тем, что убиенные с особой жестокостью священнослужители
варварски погребены почти на поверхности земли. Это место вытаптывается скотом.
Нам известно, что есть попытки со стороны местных жителей, разыскать
захоронение с целью ограбления и надругательства. Удаленность от районного
центра лишает нас возможности должным образом следить за захоронением и
совершать над усопшими заупокойные богослужения».
Просьба была услышана. В районной администрации была
создана специальная комиссия.
было получено от Высокопреосвященнейшего Тихона Архиепископа Новосибирского и Бердского.
Я (Т. Котляр) попросила
благословения у иерея Андрея Гусева,
принять участие в раскопках.
Увидев своими глазами,
происходящее и прикоснувшись в буквальном смысле к истории своего народа, я
получила много информации поучительной и
правдивой. Найдены были останки 18
человек. Свидетельства зверской расправы над этими людьми, время не
стерло.
Сделанные снимки останутся, как
неоспоримое доказательство произошедших событий, часть из них может быть
опубликована, но только часть.
16 сентября в центральном парке
райцентра (т. е. с. Довольное), состоялось торжественное перезахоронение и
панихида невинноубиенных. Перезахоронение возглавил благочинный Центрального
областного благочиния протоиерей Василий Бирюков. Приняли участие Глава
Доволенского района Угненко В. Л., заместитель главы администрации Кайгородцев
С. А., прихожане Бердского Храма, жители Доволенского района.
Происходящее событие было
...Ещёзаписано телестудией «Довольное», сфотографировано корреспондентами
Я (Т. Котляр) попросила
благословения у иерея Андрея Гусева,
принять участие в раскопках.
Увидев своими глазами,
происходящее и прикоснувшись в буквальном смысле к истории своего народа, я
получила много информации поучительной и
правдивой. Найдены были останки 18
человек. Свидетельства зверской расправы над этими людьми, время не
стерло.
Сделанные снимки останутся, как
неоспоримое доказательство произошедших событий, часть из них может быть
опубликована, но только часть.
16 сентября в центральном парке
райцентра (т. е. с. Довольное), состоялось торжественное перезахоронение и
панихида невинноубиенных. Перезахоронение возглавил благочинный Центрального
областного благочиния протоиерей Василий Бирюков. Приняли участие Глава
Доволенского района Угненко В. Л., заместитель главы администрации Кайгородцев
С. А., прихожане Бердского Храма, жители Доволенского района.
Происходящее событие было
записано телестудией «Довольное», сфотографировано корреспондентами районной
газеты «Сельская правда» и многими его участниками.
Уже через несколько дней, жители
района были ознакомлены с некоторыми подробностями произошедшего. Следует
сказать, что все предшествующее тому время, был негласный запрет на
распространение какой - либо информации. Лично у меня даже возникло чувство,
что правду люди могут нескоро узнать. Но видимо время настолько приблизилось к
развязке страшной трагедии, что человеческий фактор уже не в силах был повлиять
на результат. Люди узнали то, что казалось было скрыто временем навсегда.