Со своим уставом в чужой монастырь
В соцсетях интернета распространены высказывания религиозных деятелей из Афганистана Мавлоно Фируза Ахмада, Фазлула Рахмона Ансори, Мохаммада Ансори и некоего Хоми, которые в ходе пятничной молитвы выступили в мечетях с критикой властей Таджикистана, защищающих традиционные культурные ценности. В частности, призывающих таджикских женщин носить исконно национальную одежду и головные уборы.
Хотя, казалось бы, какое собственно дело афганским исламистам таджикского происхождения до внешнего вида представительниц прекрасного пола в чужом для них светском, правовом государстве? Ведь, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не лезут.
В то время, когда в самом Афганистане, на протяжении уже нескольких лет правительство не в состоянии разобраться практически ни с одной проблемой. Ни в политической, ни в экономической, ни в социальной сфере. День ото дня, с каждым шагом ситуация ухудшается.
И чем дальше, тем больше кризис, грозящий перерасти в гуманитарную катастрофу, засасывает эту страну. Судя по всему, теперь, как минимум на протяжении многих десятилетий, участь афганских женщин будет чрезвычайно тяжёлой. Здесь "женщины признаны людьми низшего сорта, которым запрещено читать, получать образование, они должны покрывать своё тело и волосы, обязаны быть приставлены к мужчине-опекуну, им запрещено владеть имуществом, работать там, где нужно образование, самое привилегированное положение для женщины - стать женой боевика или работать в полиции нравов…».
Два года назад Министерство пропаганды исламской добродетели и предотвращения порока, учрежденное в Афганистане, выпустило инструкцию о том, как должен выглядеть по шариату хиджаб для женщин. Это никаб, чадари (чадра), бурка или паранджа - длинные одеяния, полностью скрывающие лицо, руки и фигуру женщины от посторонних глаз, что обязательно. За исполнением такого требования бдительно следит «религиозная полиция». Это же ведомство занималось репрессиями в отношении гражданского населения. Хотя каноны ислама никогда не требовали носить чадари, видеокадры забивания камнями и избиения плетьми женщин, осмелившихся выйти на улицу без хиджаба, облетели мировые СМИ.
Права и желание местных женщин учиться, работать, быть полноценными членами общества демонстративно игнорируются. Тех, кто не подчиняется новым порядкам или неугоден правящему режиму, могут просто убить без суда и следствия. Более того, афганские женщины ограничены в получении квалифицированной медицинской помощи. То есть, действия религиозных радикалов, заявляющих, что в правительстве не будет ни одной женщины, противоречат их прежним многообещающим заверениям.
В школах и вузах введено раздельное обучение для девочек и мальчиков, при приёме преподавателей на работу отдаётся предпочтение пожилым мужчинам. Женщин-преподавательниц перестали впускать в университеты, выгнали с работы сотрудниц банков и административных органов, запретили посещать салоны красоты, заниматься спортом. Преследуются спортсменки под угрозой расправы.
Немало женщин покинули страну, но сотни тысяч бесправных афганок продолжают оставаться на родине, испытывая угнетение и дискриминацию по гендерному признаку. Регулярно публикуются факты того, что незамужних женщин и девушек, нередко малолетних, насильно выдают замуж за боевиков.
После захвата власти в Афганистане радикалы закрыли приюты для женщин, пострадавших от домашнего насилия, выпустив из тюрем виновных в правонарушениях подобного рода.
Члены правительства многократно заявляли, что будут соблюдать права человека, но многие афганцы считают, что доверять исламистам нельзя. Прогрессивная часть афганского общества, в том числе женщины, пытаются противостоять столь быстрому развороту к раннему средневековью, защитить отвоеванные в предыдущие десятилетия рамки свободы. Но отстоять светские ценности в схватке с насаждаемой оружием религиозной диктатурой непросто.
При этом ставленники воинствующего исламизма - полуграмотные муллы типа Мавлоно Фируза Ахмада, Фазлула Рахмона Ансори, Мохаммада Ансори, некоего Хоми и другие делают публичные критические замечания, заявления в сторону правительства соседней страны, учат как «надо правильно жить». А миллионы афганских женщин на своей родине жёстко ограничены в своих основных правах — на личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбора и воли. И это - только начало. Не стоит питать иллюзий, что при фундаменталистском режиме, дорвавшихся до власти религиозных фанатиков, практикующих насильственные методы решения вопросов, женщин в Афганистане ждёт лучшая доля.
В свою очередь, Таджикистан имеет чёткую, принципиальную позицию по вопросу о ситуации в Афганистане. РТ выражает серьёзную обеспокоенность по поводу того, что международные институты по правам человека сохраняют молчание, не проявляя заинтересованности, конструктивных инициатив по поддержке прав и свобод афганского народа, в частности женщин и детей.
Наряду с тем, что правительство Таджикистана призывает своих женщин, которых ценит как матерей, сестёр, дочерей, жён, одеваться в соответствии с национальными традициями, оно активно поддерживает их в различных сферах: образовании, трудовой деятельности, спорте и т.д. В республике принят национальный план действия по охране репродуктивного здоровья матерей, новорожденных, детей и подростков.
В Таджикистане действует закон «О предупреждении насилия в семье» и соответствующая программа. Для предотвращения ранних браков в Семейный кодекс РТ внесены поправки, повышающие брачный возраст с 17 до 18 лет. Это направлено на осуществление девушками права на образование и подготовку к самостоятельной жизни, а также на имплементацию положений Конвенции ООН.
В РТ были внесены поправки в закон «О государственном социальном страховании». Изменения предусматривают выплаты пособия по беременности и родам, пособия по безработице, семейные пособия при рождении первого, второго и третьего ребенка, а также последующих детей, пособия по временной нетрудоспособности.
Закон «О пенсионном обеспечении» предусматривает несколько видов пенсионных выплат по возрасту, инвалидности, а также при потере кормильца. Программа адресной социальной помощи для уязвимых и малообеспеченных слоёв населения, нацелена в первую очередь на беременных женщин и пожилых людей, среди которых более высокий процент составляют женщины.
В Таджикистане в 2016 году принят новый Трудовой кодекс, который, в частности, запрещает работодателям отказывать в приёме на работу беременным женщинам и женщинам с детьми, а также сокращать их заработную плату в связи с их обязанностями по беременности и уходу за ребёнком. В кодексе установлены социальные стандарты и требования в отношении труда женщин с семейными обязанностями.
В этом контексте необоснованные критические выпады афганских мулл в сторону социальной политики, проводимой правительством Таджикистана, неправомерны, провокационны, лживы, агрессивны, деструктивны.
Тамара Обидова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев