Население:
На 1850 году в деревне Малиновке 42 двора
На 1859 год в деревне Малиновке 64 двора, проживает 160 мужчин и 178 женщин, а вместе 338 человек.
На 1911 год в деревне Малиновке 74 двора
На 1925 год в деревне Малиновке 92 двора, проживает 506 человек
На 1976 год в деревне Малиновке проживает 158 человек
На 1986 в деревне Малиновке проживает 24 человека
На 1996 в деревне Малиновке проживает 14 человек
На 2002 год в деревне Малиновке проживает 8 человек
С 2011 года деревня Малиновка не имеет постоянного населения. В этом году в ней проживали 2 последний её жителя: Черёмухин Константин Степанович и Черёмухина Александра Степановна
С 2011 года деревня Малиновка не имеет постоянного населения. В этом году в ней проживали 2 последних её жителя: Черёмухин Константин Степанович и Черёмухина Александра Степановна.
В.Г.Короленко в Малиновке
Владимир Галактионович Короленко посетил Малиновку в 1892 году, как и многие другие сёла нашей округи. Вот что говорится о Малиновке в его воспоминаниях:
- До Малиновки было всего три версты, однако, когда мы въехали в деревушку, то мне показалось, что уже глубокая полночь. Избы, занесённые снегом, глядели на улицу слепыми окнами; вверху из-за туманных облаков выглядывала луна, по улице лёгкая метель несла белую изморозь, ветер протяжно шумел в голых ветвях берёз. Нигде – ни огонька, несмотря на ранний час. Это – черта голодного года. Лён тоже не уродился, работы бабьим рукам нет: долгий вечер наполнен жуткой тоской и плачем голодных ребят. И деревня старается сократить день, матери рано укладывают детей, сном обманывая их голод, пустые печки стоят холодные, светить тоже незачем…
Мы ехали вдоль пустой улицы в надежде встретить, наконец, огонек. На наше счастье навстречу нам попался староста, запоздавший в слободе у начальства, и скоро разбуженная деревушка собралась в сборной. Опять разочарование, опять объяснения, опять жалобы, между прочим – и на недостаток семян… Чёрная изба, в которой происходили эти разговоры, была вымазана извнутри (полы и стены) глиной. Лица, меня окружавшие, – типичные малорусские. Вот нестарая баба, с головой, повязанной платком (кичкой), стирает полой грязный стол. Лицо, одежда, фигура – прямо с картины Маковского. Только мы привыкли видеть такие лица среди чистых, выбеленных стен, с узорными полотенцами на стенах, с пучками сухих цветов и с вербами за иконой. Здесь сажа насела на потолок, на стены, обмазанные в силу старой привычки. Лица измождённые, угнетённые, но всё же выразительные, от чего эта скорбь проступает ещё резче…
– Выбився народ, выбився просто страсть. Да что: земли шесть сажен!
Семена им обещали выдать, но… на надельную землю, то есть на эти шесть сажен, не считая арендной земли. А они и живы только арендой. Тут, очевидно, опять бы нужна просьба “через ряд”… Не знаю, состоится ли она, или малиновцы предпочтут “помирать”, но пока – они думают о живом и снимают, по обычаю, земли в кочубеевской экономии, не зная ещё, пошлёт ли им бог семян. Ещё несколько лет назад, при таких же обстоятельствах, можно было сказать наверное: извернутся! “Ён достанит” – знаменитая щедринская формула, которою Русь жила долгие годы! Она-то и создала эту привычную уездную политику… “ён достанит!..” И “ён” доставал, доставал, доставал… Приходится ещё раз вспомнить характерную фразу А. А. Демидова, которую слышали мы в нижегородском губернском собрании: “Кричали, просили… Мы не дали ни зерна! Никто не умер”. Это относилось ещё к весне 90 года… Осенью девяносто первого А. А. Демидов сам уже бил в набат: пособия, пособия! “ён больше не достанит”. Но в Лукояновском уезде щедринская фраза оставалась во всей своей силе…
Здесь было всё то же, что и в Дубровке, те же черты разочарования и грусти. То же непонятное сокращение на март, те же сироты, переведённые на пятнадцать фунтов, те же семьи, отцы которых где-то там, на белом свете, получают жалованье по два рубля в месяц, вследствие чего земский начальник лишает ссуды оставшихся, как будто два рубля и двадцать фунтов муки на месяц – такая роскошь, что уже никак не могут существовать вместе. Только здесь судьба послала нам под конец небольшой эпизод, который, точно луч, осветил сумрачные впечатления этого ночного схода.
Список был уже составлен. Мы отобрали обычный контингент многодетных вдов, увечных, всех этих несчастных “с глупиной”, “с глушиной”, “подслеповатых»”, “слюнявых»”, “негодящих” и т. д., которых всюду помещали в списки бесспорно, – и остановились. Дальше шла уже “ровня”, которой я помочь не мог, потому что “таких много”. Я собирался кончать, как вдруг раздался резкий, почти ещё детский голос, звучавший недовольством и протестом.
– Старики! А от батьки так никого и не запишете?
Говорил парень лет тринадцати, очередной десятский, собиравший для нас стариков. Он молча стоял всё время, протиснувшись незаметно в передний ряд, заложив руки за пояс, и, видимо, держал про себя всё время заботу о своей семье. Видя, что его семью обошли, он вдруг “забунтовал” против мира. “Неладно, старики!”
– Ишь ты, пузырь, – сказал кто-то. – Отец у тебя на жалованьи… Тебе бы у дверей стоять надо…
– На жалованьи! Како жалованье, сами знаете. Нешто он нас, экую ораву, прокормит на четыре-то рубля! Что вы это, старики! Бога не боитесь!
– Все мы эдакие, – нерешительно говорит кто-то. Однако смелое вмешательство юного птенца, защищающего своё гнездо, видимо, нравится миру.
– Тебе бы, пузырю, вон где, у дверей стоять, а не со стариками… Вишь ты, влетел какой слётыш! Да и то верно: бедствуют… Внесите уж, коли можете, ваше благородие.
Мужики смотрят на меня. Я чувствую, что мир отступает “от равнения”, но мне и самому хочется позволить себе эту маленькую роскошь, отступить на минуту от этих аптекарских взвешиваний нужды. И я вношу парня тридцать шестым, нарушая прежде намеченные границы и округлённость цифры. Парень тотчас же поворачивается и с тем же серьезным видом идёт вон, может быть, к матери, – сообщить, что один рот с хлеба долой.
На лицах крестьян бродит что-то вроде улыбки… Но эпизод быстро изглаживается. И здесь выступает вопрос: как быть остальным мужикам – “жителям”, вопрос, на который мне нечего ответить…
Тихою тёмною ночью мы вернулись в Слободу, и я переночевал здесь в усадьбе, в самом центре кочубейства… И впечатления дня все толпились кругом, покрывая спокойную обстановку старого дома. Просторные комнаты, мягкий свет лампы и портрет старого Кочубея, глядящий на меня с высокой стены загадочным взглядом…
Из записей Владимира Галактионовича мы видим, что Малиновка также пострадала от голода, как и её округа. Но несмотря на трудности времени, малиновцы всё же выстояли.
Народные названия
Деревня Малиновка состояла из двух порядков, которые разделялись на верхний и нижний. Между двух порядков протекает река Наслейка, которая возможно является сокращением и искажением от Севаслейки, что переводится как Севасова речка, где Севас это древнее мордовское мужское имя. На конце деревни в сторону посёлка Елховка Наслейка сливается с рекой Салиновка. Скорее всего Салиновка происходит от малороссийского слова “салы”, что означает связку камыша, а также плоты из камыша для переправы. Возможно, что название дано из-за обильно растущего вдоль её берегов камыша.
По второй версии название происходит, как в случае и с рекой Салей, от эрзянского слова “салы”, что означает уносит, ворует. Слово часто употребляют как словосочетание “Ведесь салыззе” – вода унесла. Возможно, что Салиновка некогда была полноводной рекой и затопляла большие площади. При этом она имеет очень быстрое течение, так как течёт с холма. Но также название похоже на эрзянское слово “сал” – соль, то есть солёная вода.
Выше от Новослободского моста слева по дороге в Малиновку от реки Камшевы начинается лес “Антохино”, далее за Антохиным лесом продолжается лес “Локеево”, где также располагался Локеев пруд и родник со срубом. Старожилы предположили, что ранее лес мог называться как “Лыкеево”, так как на пруду в этом лесу раньше драли и вымачивали лыко. Далее напротив остановки “Малиновка” находится лес “Захарово”, а от него далее вдоль трассы продолжается лес “Грань”. Название “Грань” скорее всего дано по чёткой, ровной выступающей форме вдоль поля и дороги.
В сторону Кондрыкина за верхним порядком деревни располагается большой лес “Маслёвка”.
В сторону посёлка Елховка находится лес с простым обозначением “Роща”. В сторону этого же посёлка чуть ниже места слияния Наслейки и Салиновки в реку Мадаёвку располагается мост, который именуется как Шумилин мост.
При въезде в деревню мы будем спускаться по горе, которая называется “Стенькина гора”. Гора получила название по тому, что некогда на ней была стоянка Степана Разина.
А некогда при въезде в деревню Малиновку находился огромный старинный дуб, который простоял вплоть до середины 1980-х годов. Назывался он “Мареев дуб”. Некоторые из старожилов вспоминают, что дуб получил своё название из-за мужика по имени Марей, который на нём повесился. Несмотря на это, дуб был довольно символичен для деревни и с ним даже была связана крылатая фраза. Часто в Малиновке говорили, что если что-то не так пойдёт, то значит “Мареев дуб упадёт”. Пример: если Васька завтра в школу в мороз придёт, то Мареев дуб точно упадёт.
Кроме Мареева дуба в Малиновке на окраине леса на конце деревни раньше стоял ещё один большой дуб с раздвоенным стволом. Такие места по поверьям считаются нечистыми. Именно здесь по рассказам старожилов, однажды видели Василиска. Место считается нечистым: в окрестностях погибли два человека.
Школа
Школа
После революции малиновцы попросили организовать в их деревне школу. Собрав необходимые средства, малиновцы выкупили в 1927 году здание бывшей конторы у купца Ивана Ивановича Лаврова из села Байкова, ныне Починковского округа. Школа была трёхклассной. Все 3 класса обучались в одной большой классной комнате. Большую часть здания занимала сама школа, а другая часть была отдана под квартиру учителя. Школа была поставлена чуть поодаль от центра деревни на верхнем порядке в сторону посёлка Елховка.
Поначалу большинство детей, подлежавших обучению, не посещали школу.
Первым учителем школы был Бестыжев Василий Васильевич, после него была Прасковья Васильевна Шубенина.
Уже в начале 1930-х годов школа стала 4- классной.
На 1944 год в школе преподавали Гаращенкова Мария Николаевна и Гаращенкова Вера Прохоровна.
В 1949 году школа была реорганизована в семилетнюю.
Первым директором школы стал Пархаев Анатолий Фёдорович.
Школа обеспечивала образованием не только саму Малиновку, но и такие населённые пункты, как: посёлок Елховка, посёлок Рябиновка, посёлок Новороссийск-1, Новороссийск-2, посёлок Смеловка и посёлок Мадаёвка.
На 1971 год преподавателями восьмилетней Малиновской школы были:
• Пархаев Анатолий Фёдорович – директор школы + учитель истории
• Тяпина Антонина Ивановна – физика
• Пархаева Валентина Викторовна – русский язык и литература
• Немцова Ольга Ивановна – физкультура
• Мазко Надежда Ивановна – биология и химия
• Ковалёва Елизавета Ивановна – музыка
• Кузьмишкина Надежда Ивановна – иностранный язык
• Гаращенкова Мария Николаевна – начальные классы + математика
• Гаращенкова Вера Прохоровна – начальные классы
9-10 классы заканчивали в селе Новоя Слобода.
В 1978 году из-за малого количества учеников Малиновская восьмилетняя школа была закрыта, а здание разобрано и перевезено под детский садик в село Большое Казариново.
Комментарии 28