И когда будет прощено — тебе будет открыта дорога к вечной жизни. Господь рассказывает нам притчу о прощении должника царем. Притча эта уподобляет Царство Небесное или праведный суд над людьми — царю, который вздумал сосчитаться со своими рабами и нашел между ними одного должника, который должен был десять тысяч талантов, то есть, по тем временам, огромную неоплатную сумму.
В притче под царем, требующим уплаты долга с рабов своих, очевидно, подразумевается Господь наш, Отец Небесный, а под неоплатными должниками — все мы, грешники, должники перед Богом по своим безчисленным грехам и безмерным беззакониям. Когда мы грешим, мы поступаем вопреки закону Господню, то есть совершаем преступления, поэтому оказываемся должниками перед Богом. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? — воспеваем мы в храме. И подлинно, если бы праведный Судия Бог не имел любви и бесконечного милосердия к нам, грешным, давно бы мы погибли от Его гнева. Но тако возлюбил Бог мир; яко и Сына Своего Единородного дал есть (Ин. 3, 15) за грехи мира.
Заканчивает Господь притчу так: и Отец Мой Небесный не отпустит вам согрешений ваших, если вы от всего сердца не простите проступков своих ближних. Последними словами и объясняет Господь значение притчи — в ней мы видим беcконечное милосердие Божие к человеку и жестокое отношение человека к своему собрату. Мы будем достойны Божия милосердия тогда только, когда сами будем милосердны к другим. В молитве Господней «Отче наш», с которой мы должны обращаться каждодневно к Отцу Небесному, мы говорим: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим — значит, сначала мы обязуемся прощать грехи ненавидящим и обидящим нас, а потом уже можем надеяться на прощение своих грехов, так как долги наши означают грехи наши и обиды, причиненные ближним.
В притче о прощении должника царем ясно и четко выражено, какое отношение мы должны иметь друг к другу и к Богу. От Него мы всегда ожидаем и прощения, и милости, и любви, и земных даров, и даров духовных; но когда к нам люди обращаются с той же надеждой и тоской о любви, о сострадании, о снисхождении, о терпении к их грехам и недостаткам, то мы оказываемся строгими, непреклонными, немилосердными судиями. И сегодняшняя притча говорит нам, что если мы хотим, чтобы Бог всегда, при всех обстоятельствах жизни, относился к нам, как этот милосердный царь относился к своему должнику, то мы должны научиться подобно ему относиться к тем людям, которые вокруг нас и которых мы считаем своими должниками. Нам чаще кажется, что перед нами виноваты окружающие, а на самом деле они бывают виноваты в столь малом: оказали мало внимания, сказали резкое слово, прошли мимо нашего горя, не сумев найти доброго и теплого слова. Но по отношению к Богу мы грешим более тяжко, так как часто безразличны к Его заповедям или считаем Его нашим должником, ропщем на Бога в своем сердце. Мы ожидаем от Бога, что перед нами по Его милосердию откроются врата Царства Небесного, вечной жизни, и эти же врата мы запираем перед лицом другого человека, осуждая грехи его.
В Евангелии сказано: Какой мерой вы будете мерить, такой и вам возмерится (Мф. 7, 2), а в заповедях блаженства говорится: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7). Как все это кажется просто, а, вместе с тем, как это оказывается трудно… И как часто сердце наше холодно молчит. Если близкий нам человек поступает плохо, то мы думаем — он плохой, не понимая, что этот человек хотел бы быть лучше, хочет, чтобы каждое его слово и дело было чистым, а сил не хватает, сковывают волю старые греховные привычки, давление окружающей среды, ложный стыд и еще многое, что мешает поступать хорошо. Но мы можем ему помочь, посмотрев на него, как на него смотрит Бог — с жалостью и состраданием, как смотрят на тяжело больного. Надо пожалеть человека, повернуться к нему всей душой, понимая, что его душа осквернена, изуродована грехом, кознями дьявольскими, и в то же время помня, что душа его — частица Божией милости и надо любить его как брата… И если мы так будем относиться к человеку, то несомненно увидим, как он меняется к лучшему оттого, что в него поверили. Правда, за это иногда приходится испытывать боль сердца и души, но какая радость бывает, когда мы видим хотя бы одного спасенного нашим состраданием и любовью грешника, которому Господь милосердием и прощением грехов открыл врата вечной жизни.
Любовь к ближним и прощение может нас приблизить к Богу. Правда, нам трудно во враге видеть брата, но для этого нужно иметь силу воли, просить помощи у Бога в этой одной из величайших добродетелей, поскольку ни одна добродетель не дается легко.
(из проповеди митрополита Корнилия)
Неделя 11-я по Пятидесятнице, глас 2
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Иже и уединившимся , даруй им вся, яже ко спасению прошения , и живот вечный.