Уникальный взгляд на беременность Михаила Лазарева:
- Долгие годы, тысячелетия, ничего не было понятно, что происходит у мамы внутри. Все понимали, что там зарождается жизнь, но мы не могли это увидеть, мы не могли это осознать, потому что человек, пока он не увидел, он не понимает деталей.
Сегодня вся пренатальная жизнь — она вся на экране благодаря всем сегодняшним технологиям. И мы узнали, что ребенок абсолютно точно имеет пренатальную память, он запоминает и слова определенные, и музыкальные произведения.
Сегодня точно известно, что ребенок обладает коммуникативными качествами. Он шевельнулся в этом месте — мама ему тут же ответила. Он два раза — мама два раза, он медленно — мама медленно, он сильно — мама сильно. Можно тактильно, можно голосом.
То есть мы имеем внутреннюю дородовую коммуникацию. Это не всё.
Мы сегодня точно знаем, что ребенок эмоционален, у него есть гримасы, у него есть эмоция боли, у него есть эмоция радости, и это связано с тем, что делает мама. Сегодня точно известно, что у него богатейшая двигательная активность.
То есть мы получили богатейшую палитру:
- двигательную,
- эмоциональную,
- когнитивную (раз память),
- биоритмическую,
- коммуникативную.
Там есть абсолютно все признаки психической жизни. И мы, это зная, считаем, что там ничего нет? Там зародыш и он там неизвестно что делает? Известно сегодня. И более того, сейчас мы уже знаем, что пить и курить не надо.
Но мы сегодня понимаем, что от словарного запаса мамы, от её биоритмов дня, от её эмоционального переживания зависит, в общем-то, его богатая или небогатая жизнь. Мы вместе с мамой, например, изобретаем песенку. Это называется «музыка имени». Это становится просто таким домашним семейным чудом, потому что если ребенку после рождения, когда ему годик, поется эта домашняя дородовая песня, вы бы видели эти глаза детские. Он точно совершенно это вспоминает.
Если весь первый год ничего этого не делать, а в 12 месяцев на день рождения мама поет ему это самое дородовое имя и песню, то мы видим разницу в реакции. То есть там богатейшая всяческая психическая жизнь. А это разве не есть детство?
Михаил Львович Лазарев, педиатр, психолог и педагог, основоположник сонатал-педагогики в России.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев