С этой недели начинается подготовка православных христиан к великому празднику — Светлому Христову Воскресению. Первая неделя перед Великим Постом называется «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.
Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисеи для еврейского народа были духовными лидерами и авторитетами. Они отличались особенной ревностью и скрупулезностью в соблюдении Закона Моисея. Мытарями же называли сборщиков налогов. Они собирали деньги с местных жителей и передавали в казну Римской Империи, Иудея в то время была одной из её провинций. Мытарей не любили за то, что они забирали последнее и наживались на этом.
Фарисей осуждал всех за видимые грехи ― «грабители, обидчики, прелюбодеи», а внутренних грехов в себе не видел. А это были и гордость, и зависть, и неприязнь, и ненависть, и осуждение. Всё это гнездилось в его душе.
Мытарь же зашёл в храм и не мог даже глаза от земли поднять. И такое у него было сокрушение и смирение, что он, взирая только на свои грехи, смог сказать только одно: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!»
Евангельская притча заканчивается словами Христа о том, что кающийся грешник выходит из храма более оправданным, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Для обличения фарисейства церковный Устав отменяет на грядущей неделе пост в среду и пятницу. Чтобы формальное исполнение церковных предписаний не становилось целью духовной жизни. Святые отцы учат, что пост, молитва и посещение храма — это инструмент, который служит главной цели — стяжанию Духа Святаго.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4