В христианской антропологии нет такого понятия как "безусловная любовь", это термин из психологического лексикона.
Но ежели даже и попробовать перенести его в христианский дискурс, то, на мой взгляд, Бог любит нас отнюдь не безусловной любовью. Он предъявляет человеку вполне определенные условия, без выполнения которых эта Его "безусловная" любовь окажется для нас недоступной.
Чтобы получить любовь Бога, человек должен открыться навстречу этой любви, приготовить себя к ее принятию через исполнение заповедей, познание своей немощи, приобретение осознания необходимости этой Божьей любви как высшего блага своего человеческого бытия.
Это ли не условия? И можно ли считать безусловной любовь Бога, сказавшего с полной ясностью:
"И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Матф.7:23).
Это, конечно же, не означает, будто Бог не любит грешников. Любит, да. Но без соблюдения определенных условий человек может остаться вне этой любви.
Завет с Богом - и есть условия принятия Его любви человеком. И эти условия Бог сообщает людям через Своих пророков и апостолов. Принявшие условия обретут жизнь, и жизнь - с избытком. Отвергшие - погибнут. Наиболее ярко это можно увидеть в словах пророка Исайи:
"И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, – говорит Господь. – Если будут грехи ваши как багряное – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас», – ибо уста Господа сказали это".
Любовь Бога к нам не безусловная. Иначе, придется признать бессмысленными все Заветы Бога с людьми, включая и Новый. Потому что Завет - это и есть условие получения Божьей любви человеком.
И сравнивать здесь взрослого человека с младенцем имхо методологически неверно. Да, в Писании много метафор, отношения человека и Бога рассматриваются как детско-родительские.
Но новорожденный ребенок не заключает завет с мамой, чтобы получать ее любовь. Он не должен соблюдать какие-либо условия, при которых эта любовь будет ему доступна. На нем нет никакой ответственности за получение этой любви. В нормальной ситуации развития ребенка она просто любит его. И дает ему эту любовь во всех формах, которые ему необходимы.
Вот это и есть - безусловная любовь.
Или, говоря иначе - беззаветная.
Александр Ткаченко
#словацитаты
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2