Константин Днепровский в роли Мастера и Екатерина Шарыкина в роли Маргариты. Фото АГН «МОСКВА» / Дм. Белицкий В Центральном академическом театре Российской Армии состоялась очередная громкая премьера– спектакль «Роман» по мотивам произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный режиссёр театра, народный артист России Александр Лазарев стал и автором инсценировки, и постановщиком «Романа». В спектакле заняты «актёры-тяжеловесы»– Максим Аверин, Александр Балуев, Александр Домогаров, что, несомненно, без всякой дополнительной рекламы вызывает к премьере повышенный интерес зрителей. Любопытно, что профессиональный путь трёх знаменитых Александров: Лазарева, Балуева и Домогарова– тесно связан с Театром Армии. В молодые годы они проходили здесь срочную службу в команде актёров-военнослужащих. Причём Балуев (исполнитель роли Понтия Пилата в «Романе» на пару с Максимом Авериным) и Домогаров (Воланд) служили вместе, в одном и том же 1984 году. Так что Воланду и Пилату ЦАТРА– дом родной. Поэтому и играют оба на самой большой сцене Европы органично, основательно, по-хозяйски, если так можно выразиться. Почему же новый главный режиссёр Александр Лазарев выбрал для своей первой постановки знаменитый роман Михаила Афанасьевича Булгакова? Ведь «Мастера и Маргариту» в разных интерпретациях играют сейчас и в МХТ имени Чехова, и в «Мастерской Петра Фоменко», и в Театре на Юго-Западе, и в Театре на Малой Ордынке, и в Театре сатиры, и даже в Детском театре эстрады. Ну что можно нового сказать об истории тайной любовной связи гонимого писателя и жены богатого военного инженера, о нравах столичной богемы середины 1930-х годов, об отношении Воланда к квартирному вопросу или, наконец, про «осетрину второй свежести»?! Нет, все норовят и так, и эдак помять бока бедному Булгакову: а вот мы по-своему, пооригинальней, позаковыристей изобразим! Но– шутки в сторону. Главный герой постановки Александра Лазарева не Мастер, не Маргарита Николаевна, не Князь Тьмы с Котом Бегемотом, а Понтий Пилат. И это в каком-то смысле новое прочтение легендарного романа. А почему нет? Ведь трагедия прокуратора– это история на века, на тысячелетия, пронзительная и поучительная. Но отчего тогда спектакль называется «Роман»? А не «Великий прокуратор», например. Поначалу это название вызывает некоторое недоумение, но больше– с точки зрения пиара. Не простовато ли для привлечения избалованного зрителя в театр? Директор ЦАТРА Милена Авимская так не считает: – Вообще это очень ёмкое название, которое содержит в себе главный смысл: роман, который пишет Мастер. И ведь в слове «роман»– замечательная магия. Но самое главное, конечно, не в названии, а в содержании, потому что содержание– очень актуально сегодня. Унас история о том, что человек говорит, что он за каждое своё слово несёт ответственность. Другое дело, что эта ответственность имеет разную меру. Это может быть ответственность за одного человека, за свою семью, а может– за страну или за всё человечество, как в случае с Понтием Пилатом. Конечно, нельзя не отметить, как режиссёром использовано пространство самой большой сцены в Европе. По словам Александра Лазарева, «благодаря возможностям нашей площадки, мы и решились на воплощение этой идеи». Да, в другом театре подобная постановка была бы невозможна. Ну где бы ещё выпустили на сцену трёх всадников на живых лошадях? ВТеатре на Малой Ордынке? Да там бы они просто проломили копытами подиум! А в «Романе» Театра Армии мы видим изящные силуэты животных, слышим цоканье этих самых копыт и даже ощущаем, простите, запах конского пота. Используется вся машинерия, все механизмы, тайные ходы и даже открывается «танковый подъезд», о котором забыли старожилы театра, отметившего своё 95-летие. Оголяется задник– и можно видеть луч уходящей звезды. Это потрясающе! Отличная, кстати, работа в каждой сцене художника по свету Евгения Виноградова. Что касается актёров, не только работающих в Театре Армии, но и приглашённых. Видно, что люди просто одержимы этой историей. Некоторые артисты даже специально приезжали на репетиции из Петербурга. У многих открылись невероятные вокальные и хореографические способности. Вообще постановка танцев (хореограф Михаил Колегов) потрясающая. Особенно запомнился момент, где танцоры, мужчины и девушки, в чёрных и белых одеяниях, мечутся по сцене, изображая, если я правильно понял, разрозненные, неуверенные, скачущие мысли Понтия Пилата: философ или подстрекатель Иешуа Га-Ноцри (Дмитрий Ломакин), казнить его или помиловать? Понтий Пилат в исполнении Максима Аверина– трагическая, усталая, болезненная фигура. С другой стороны– грандиозная, космического масштаба личность: от одного его слова, решения зависит крутой поворот в истории человечества. Очень точный рисунок, выразительные приёмы, сдержанные глубокие эмоции. Александр Домогаров в роли Воланда тоже достаточно убедителен, хотя появляется он на сцене на очень короткие промежутки времени, внимание зала сразу сосредотачивается на нём. Что сказать под занавес? Креализации этой идеи Александр Лазарев шёл три года. За это время многое в стране и в мире, как все знают, изменилось роковым образом. Однако новая постановка по мотивам великого произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», названная в Театре Армии академично «Романом», ставит всё те же вечные вопросы. Ответственность за свои слова и поступки. Цена ошибки. Преступление и наказание, неизбежное. В общем, есть на что посмотреть и над чем задуматься. Поделиться Поделиться ВКонтакте Telegram Whatsapp Одноклассники Cсылка
Источник
#Культура
unsplash.com Китайские ученые заявили, что регулярное употребление яблок снижает риск смерти.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев