Аллея руководителей российского государства в Москве Приход во власть В.В. Путина вселил надежду, что война с советским прошлым завершается. Об этом прежде всего свидетельствовало его отношение к вопросу о символах власти в стране. В свое время древнекитайский философ Конфуций говорил: «Миром правят знаки и символы, а не слова и законы». Наведение порядка в символах российской власти с точки зрения ее преемственности с советским периодом заняло определенное место в государственной деятельности В.В. Путина. С 1990 по 2000 гг. гимном России была мелодия произведения М.И.Глинки "Патриотическая песня". Слова на эту сложную мелодию пытались сочинить неоднократно, но ничего хорошего из этого не вышло. В качестве мелодии Гимна России снова зазвучала музыка композитора А.Александрова. Сегодня не только в очередную годовщину Дня Победы над гитлеровской Германией 9 Мая над государственными учреждениями реет Знамя Победы, но оно развевается над освобожденными Российской Армией поселками и городами на Украине. Таманской дивизии возвращено имя Ф. Дзержинского, восстановлено материальное поощрение граждан России, получивших в советский период высшие правительственные награды. По решению российского руководства на базе ленинского мемориала в Ульяновске создан величественный Музей СССР. В Москве открылась аллея руководителей российского государства за всю его тысячелетнюю историю. На ней представлены бюсты руководителей страны советского периода: Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Никиты Хрущева, Леонида Брежнева, Юрия Андропова, Константина Черненко, Михаила Горбачева. "Сегодня мы открываем вторую очередь: это символ преемственности нашей истории, истории без вычеркнутых имен. Эта история не закончилась, эта аллея уходит в вечность, и хочется верить, что она многие века будет пополняться, пока есть отечественная история, будут государственные мужи, которые будут занимать достойное место на этой алее", — сказал замминистра культуры РФ А. Журавский. (РИА Новости.) Министерство культуры РФ в 2018 году отозвало прокатное удостоверение на показ британской комедии "Смерть Сталина". Министр культуры РФ в те годы В. Мединский заявил, что это не является проявлением цензуры в российской культуре. По его словам, «в данном случае нужно понимать разницу между критикой анализа истории и глумлением над ней». В.В. Путин во время своего выступления в Великом Новгороде (2022 г.) по случаю 1160-летия зарождения российской государственности впервые сказал о том, что Иосиф Сталин и Владимир Ленин - государственники и создатели державы. (Путин:Николай II, Ленин, Сталин сделали Россию великой державой). В октябре 2024 года в московском Государственном историческом музее открылась выставка «Ленин», приуроченная к 100-летию со дня его смерти. Первая за три десятилетия биографическая экспозиция, освещающая ключевые моменты его жизни. Выставка будет работать до 18 августа 2025 года. В.И. Ленин с группой командиров 25 мая 1919 года на фоне Исторического музея./Фото Н. Смирнов/ По мнению организаторов выставки, это как раз время, когда сменяется поколение и есть возможность российскому обществу отойти от привычных клише восприятия истории 67-летнего советского периода через призму политической и государственной деятельности основателя первого в мире государства рабочих и крестьян В.И. Ленина. Посетители смогут увидеть более 200 уникальных экспонатов из фондов ведущих музеев и архивов страны, включая коллекции Государственного исторического музея, Музея-заповедника «Горки Ленинские», Государственного архива Российской Федерации и РГАСПИ. Многие из этих материалов впервые будут представлены широкой публике. Среди экспонатов - браунинг, который держала в руках Фанни Каплан в момент покушения на Ленина, белогвардейские плакаты, знаковая картина В.Н. Пчелина, где Ленин в парике запечатлен в разгар решающих событий 1917 года. Речь идет о судьбоносном 10 (23) октября заседание Центрального комитета РСДРП (б), на котором присутствовали Ленин, Зиновьев, Каменев, Троцкий, Сталин, Свердлов, Урицкий, Дзержинский, Коллонтай, Бубнов, Сокольников и Ломов (Оппоков). Встреча прошла в квартире большевички Галины Сухановой. На заседании большинством голосов было принято решение о вооруженном восстании. В. Н. Пчелин "Ленин на заседании в 1917 году" (1929 год) Помимо Ленина в парике и в гриме, можно узнать Сталина, Дзержинского, Свердлова, Зиновьева, Каменева, Троцкого Среди личных вещей вождя мирового пролетариата посетителей могут удивить венчальные кольца, они медные. Два атеиста Владимир Ульянов и Надежда Крупская венчались в церкви в Шушенском. Есть тут и Библия, которую он принял в подарок и не расставался с ней до смерти. Учитывая тот факт, что он родился и вырос в дворянской семье в 1870-м году, то есть задолго до революции, ему как гимназисту приходилось изучать Библию в рамках получения элементарного образования. До революции в любом образовательном учреждении уроки Закона Божьего были обязательными, и у гимназиста Ульянова была отличная оценка по этому предмету. Гимназию Владимир Ульянов закончил в 1887 году. В экспозиции Дома-музея Ленина в Ульяновске хранится его аттестат зрелости. Любопытный экспонат – Евангелие. Книга была подарена Ленину после ранения неким Пономаревым как талисман на выздоровление после ранения. Хранилась в семье Ульяновых Самое сильное впечатление произведут уникальные документальные кадры и аудиозапись обращения Ленина к Красной армии 1919 года — голос Ленина, голос Рабоче-крестьянской Революции, который звучит сквозь десятилетия, донося эхо тех драматических дней. Выставка раскрывает величественный масштаб личности Ленина как политика и государственного деятеля и предлагает всерьез задуматься о его роли не только в российской, но и мировой истории.Кстати, после Октябрьской революции появилось мнение, что Исторический музей в Москве следует ликвидировать, а коллекции распределить среди маленьких профильных музеев. Тогда на многие артефакты, связанные со скандинавской археологией глаз положил шведский банкир У. Ашберг. Директор музея князь Н.С. Щербатов дал резкую отповедь замыслам банкира. Тогда тот обещал князю скорую расправу. Используя свое близкое знакомство с видным революционером-большевиком Л. Красиным, вышел на самого Ленина. Владимир Ильич, вникнув в суть дела, подписал резолюцию, в которой говорилось, что Исторический музей и все его реликвии – достояние народа и что сохранность культурно-исторического заведения возлагается на государственного служащего Н.С. Щербатова. (Выставка подобного библиографического характера проводится в Историческом музее впервые за 30 лет.) Российская национальная библиотека (РНБ) представила экскурсию «Владимир Ленин в Публичке». Будущий вождь Великой Октябрьской социалистической революции, как гласит мемориальная доска, постоянно посещал Императорскую публичную библиотеку в 1893–1895 годах. Он, приехавший в Петербург из провинции, в библиотеке прорабатывал статистические материалы, связанные с развитием капитализма в России, и западные марксистские издания, находившиеся в открытом доступе. По словам советника генерального директора РНБ А. Лихоманова, «за эти годы Ленин сменил в Петербурге семь квартир, и все они были в относительной близости от библиотеки». Как отмечали современники, Ленин, освоивший метод скорочтения, очень быстро просматривал книги и делал выписки, успевая за день обработать большой объем литературы. На основе этих материалов он написал работу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов». Часть материалов использовал позднее в книге «Развитие капитализма в России». Читательницей библиотеки была и будущая супруга Ленина – Н.К. Крупская. (РНБ расскажет о жизни Ленина.) Все это выглядит достойно. Только жаль, что информация о двух выставках очень скупая и широко не представлена в СМИ. Все реалистичнее в многочисленных публицистических передачах на телевизионных каналах НТВ, ТВЦ, Россия 1, Россия 24, Спас говорится о вкладе коммунистов-перевертышей М.С. Горбачева, А.Н. Яковлева, Э.А.Шеварнадзе и особенно Президента России Б.Н. Ельцина и его ближайшего окружения (Гайдара, Чубайса, Бурбулиса и др.) в разрушение Советского Союза, их усилиях по уничтожению экономического и военного потенциала, культуры СССР в интересах мировой закулисы во главе с США. Величественный Музей СССР на базе бывшего Музея В.И. Ленина в Ульяновске В этом аспекте заслуживают общественного внимания ряд заявлений Президента В.В. Путина. Обращаясь к Федеральному собранию РФ в 2005 году с Посланием, Президент назвал распад СССР крупнейшей геополитической катастрофой XX века. В интервью режиссеру Оливеру Стоуну (2017 г.) он объяснил, почему считает распад СССР крупнейшей катастрофой XX века: «Я часто слышал критику в свой адрес по поводу того, что я сожалею по поводу развала Советского Союза. Самое главное, заключается в том, что после развала Советского Союза 25 миллионов русских людей в одну ночь оказались за границей, и это реально одна из крупнейших катастроф XX века». Российский Президент отметил, что граждане СССР жили в рамках единой страны, у них были родственные связи, работа, квартира, они были равноправны, однако в одну секунду оказались за границей. «А в стране возникли сначала признаки, а потом и полномасштабная гражданская война. И, конечно, все это я видел прекрасно, особенно когда стал директором Федеральной службы безопасности…. В то же самое время у нас была полностью разрушена система социальной защиты, полностью были остановлены целые отрасли экономики, фактически разрушена система здравоохранения, в плачевном состоянии оказалась армия, и миллионы людей оказались за чертой бедности. Про это тоже нельзя забывать». В.В. Путин положительно оценил подписанный в августе 1939 года Молотовым и Риббентропом Пакт о ненападении. По его мнению, Мюнхенское предательство» послужило «спусковым крючком» и сделало великую войну в Европе неизбежной. Именно по этой причине Советскому Союзу пришлось подписать пакт Молотова - Риббентропа с фашистской Германией о ненападении. Только так можно было обезопасить Москву, отодвинуть границы дальше, чтобы иметь возможность противостоять в случае агрессии». (Путин В.В. назвал причины подписания СССР пакта Молотова – Риббентропа.) Мы бы добавили: Постановление Съезда народных депутатов СССР о пакте Молотова-Риббентропа от 24 декабря 1989 г. N 979-1 «О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года» открыло дорогу массовой фальсификации истории начала Второй мировой войны и ее итогов. В принятии позорного антисоветского и русофобского документа главную роль сыграла Межрегиональная депутатская группа во главе с Ельциным, Яковлевым, Собчаком, Поповым, Медведевым и ярославцем Шамшевым при активной морально-политической поддержке Горбачева. В Постановлении отмечалось: «Предпринятые в них разграничение «сфер интересов» СССР и Германии и другие действия находились с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом и независимостью ряда третьих стран. Съезд отмечает, что в тот период отношения СССР с Латвией, Литвой и Эстонией регулировались системой договоров. Согласно мирным договорам 1920 года и договорам о ненападении, заключенным в 1926—1933 годах, их участники обязывались взаимно уважать при всех обстоятельствах суверенитет и территориальную целостность и неприкосновенность друг друга. Сходные обязательства Советский Союз имел перед Польшей и Финляндией».(Постановление Съезда народных депутатов СССР о пакте Молотова-Риббентропа от 24 декабря 1989 г. N 979-1 «О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года».) Принятый документ послужил началу распада СССР, поскольку руководство союзных республик Прибалтики (Литвы, Латвии и Эстонии) на основании отрицательной оценки Съездом данного пакта, посчитав свои территории оккупированными Красной Армией в 1940 году, заявили о выходе из состава СССР. Недальновидность большинства депутатского корпуса Съезда СССР открыло дорогу для массовой фальсификации новейшей истории советского государства в угоду интересов коллективного Запада во главе с США. На основании данного документа польский Сейм принял Постановление, согласно которому не только гитлеровская Германия, но и Советский Союз одинаково виноваты в развязывании Второй мировой войны. Европарламент одобрил резолюцию, приравнявшую советский режим к нацизму и фашизму. В ней отмечается, что пакт Молотова-Риббентропа поделил Европу между двумя тоталитарными режимами и проложил дорогу к началу Второй мировой войны, требуя от России прекратить усилия по "пропаганде искажения исторических фактов". Странно, прошло почти 20 лет с момента положительной оценки В.В.Путиным подписанного Пакта о ненападении. Федеральное Собрание РФ до сих пор не приняло Закон об аннулировании Постановления Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 года «О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года». Этот акт позволит либо предотвратить, либо осложнить принятие на Западе других документов, направленных на пересмотр итогов Второй мировой войны. По примеру государства Израиль, которое приняло Закон о наказании за отрицание холокоста в годы Второй мировой войны, считаем необходимым в преддверии празднования 80-летия Победы советского народа над гитлеровской Германией на официальном уровне поднять вопрос о геноциде советского народа со стороны Германии и ее сателлитов в годы Великой Отечественной войны. По официальной данным Министерства обороны РФ общие потери составили 27,7 млн человек. Из них потери гражданского населения в зоне оккупации — 13,7млн, безвозвратные военные потери СССР составляют 11,4 млн человек. При практически равном количестве военнопленных за годы войны (4,6 млн советских солдат и 4,4 млн немецких солдат) из советского плена вернулось на родину 86,5 %, или 3,9 млн, а из немецкого — 44,2 %, или 2,6млн солдат. Безвозвратные потери вооружённых сил Германии и ее сателлитов на Восточном фронте – 8,7 млн человек. Соотношение безвозвратных потерь составляет приблизительно от 1,3:1. (Потери СССР в Великой Отечественной войне. В соответствии с ними из общего числа потерь советского народа в 27,7 млн человек от геноцида гитлеровской Германии и ее сателлитов – 16,2млн человек составляют гражданское население и советские военнопленные в немецких концлагерях. Если мы не будем защищать свою историю, то потеряем молодежь, а вместе с ней и государство Россия. Тем не менее полного разрыва с ельцинским прошлым не произошло, и антисоветизм во внутренней политике в целом сохраняется в стране. Особенно – при всем нашем огромном уважении к Русской Православной церкви, как одному из важнейших общественных институтов, столпов Российского государства, – антисоветизм проявляется во многих публицистических передачах на телеканале «Спас». Правда, из числа фильмов на этом канале более 90 % – советские, поскольку современные фильмы – это своеобразные учебники, в которых сообщается, как не соблюдать семейные ценности, пропагандируются методы насилия и жестоких драк вплоть до убийства, отсутствует формирование патриотической и трудовой этики у молодежи. В этом отношении в поведении руководства телекомпании «Спас» присутствует своеобразная политико-идеологическая шизофрения. Либерал-демократам не без поддержки государства удалось построить музей под названием «Ельцин-центр» в г. Екатеринобурге. Он представляет собой гигантский мемориальный комплекс, поражающий воображение помпезностью и размерами на площади 88 тыс. кв. метров. Для сравнения: музей Ленина в Ульяновске (1970 г.) имеет площадь 19,2 тыс. кв. метров. В Ельцин-центре с помощью собранных документов и материалов при помощи новейших достижений в области видео и аудиотехники увлекательно рассказывается о «выдающемся» вкладе Б. Ельцина и его соратников в создание по-настоящему демократической России. Утверждается, что доельцинский период в истории России - сплошная тирания (царская и советская) и одни страдания народа. Известный артист, кинорежиссёр, президент российского фонда культуры Н. Михалков заявил в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации РФ (ноябрь 2015 г.): «Екатеринбурге существует центр (я о нем несколько раз говорил в моем «Бесогоне»), в котором ежедневно происходит инъекция разрушения национального самосознания детей. Е-же-днев-но!(Выделено нами – В.К.) Восьмиминутный ролик об истории нашей страны…. Не идет разговор о том, чтобы нарушить или оскорбить память Бориса Николаевича. Разное к нему отношение, но он все равно историческая личность и должен быть музей ему, и это все правильно. Но нельзя, невозможно не видеть, что там происходит абсолютное, на высочайшем уровне технологическое, со всеми экранами, с компьютером, со всеми делами, мощнейшая программа, которая практически разрушает реальное представление людей о том, что такое история нашей страны. Никого в нашей стране не было, кроме Бориса Николаевича, никого. Страна мерзости, азиатчины, кровопролития, предательства, грязи и так далее, и так далее. (Выделено нами – В.К.) Ну, если мы говорим о будущем страны. Если, не дай Бог, придется защищать – что защищать будут люди, которые не знают историю своей страны, а вернее знают ее так, что защищать там нечего?... Историк Н. Соколов именем Бориса Николаевича призывает реабилитировать генерала Власова и власовцев. Это просто вопрос национальной безопасности». В. Матвиенко, Председатель Совета Федерации РФ, выразив благодарность Н. Михалкову за его выступление, сказала: «Могу лишь сказать одно: мы вас услышали». (Михалков Н. Выступление в Совете Федерации (ноябрь 2015 г.). Ельцин-центр в Екатеринбурге Прошло 10 лет, а в «Ельцин-центре» продолжает происходить «инъекция разрушения национального самосознания детей» и взрослых. Суть правды об «историческом вкладе» Ельцина и споров о мемориале ёмко выразил русский рабочий, брат Б.Н. Ельцина Станислав Федорович Глебов, проживающий в селе Бутка в Талицком районе Свердловской области, родном селе первого президента. Он, казалось бы, кровно заинтересованный в возвеличивании своего брата, заявил в одном из интервью, что «Борис Николаевич Ельцин пропил и угробил Россию. Как вообще можно строить памятники разрушителям государства? Мой брат просто недостоин никаких памятников. У нас так все сельчане думают. Я хотел выступить в музее на сцене, рассказать всем об этом, но мне не дали». ( nakanune.ru .) Смысловую и идеологическую ущербность, возникшую в результате перестройки и постперестройки, следует преодолеть до конца, не останавливаясь на полпути. Никакие институты власти, инвестиции, инновации и интеллект нации не помогут вывести страну из состояния кризиса и деградации нравственной, интеллектуальной и творческой, если страна не будет иметь четких смыслов и целей. В противном случае политическая деятельность отдельной личности, социальных групп, классов превращается в орудие раздора и разрушения. Ситуация на Украине наглядно демонстрирует: снос памятников Ленину, фактически основателю украинской государственности примерно в пределах территории современной Украины, стал символизировать процесс распада государства, начавшийся с появлением Донецкой, Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, Крыма в составе России. Можно предположить, с учетом происшедшего «ленинопада» на Украине: попытки российских либералов совместно с национал-патриотами «выкорчевать» полностью из общественного сознания образ одного из выдающихся государственных деятелей России в ХХ веке (вплоть до выноса тела Ленина из Мавзолея) обернется уничтожением российского государства. Либералы оперируют данными общественного опроса «Левада-центра», согласно которому 58% населения выступают за предание земле забальзамированного вождя, а 34% – против. (Материалы АиФ,№ 17,2017 г., С.5.) При той тотальной антиленинской пропаганде, доходившей до вакханалии в 90-е годы ХХ века, немудрено, что у людей, особенно у молодежи, складывается негативное отношение к этой исторической личности. В 1990-е годы произошло переформатирование образа Ленина. Историки, публицисты, литераторы, драматурги, кинорежиссеры и политики радикально-либерального толка изображали Ленина уже «не пламенным революционером», а «безумным фанатиком», которому чуждо что-либо человеческое. Ленин был полностью дегероизирован. Самым ярким примером подобного переписывания биографии Ленина стал учебник «История России с 1917 года до наших дней» (Исупов В. А., Кузнецов И. С., Новосибирск, издательство НГУЭУ 1996). Два профессора университета переписали всю советскую историю, изобразив в зловеще черных красках 70-летние «страдания советского народа» под «зловещей коммунистической диктатурой», созданной Лениным. В 1992 году на экраны вышел фильм «Комедия строгого режима», в котором заключённые должны были к 100-летию Ленина поставить революционный спектакль. Фильм задумывался как пародия на позднесоветский официальный культ Ленина, атрибуты этого культа легко узнавались зрителями. Роль Ленина досталась заключённому, которого посадили за бродяжничество, намекая тем самым, что у Ленина также не было ни дома, ни личности. Разучивая роль Ленина, Зуев постоянно повторяет штампы из советских анекдотов про Ленина. Ленин изображается настоящим тираном: «Либо вы воздерживаетесь от высказывания ваших истинных взглядов, либо придётся вас поставить к стенке». Одной из причин мощного всплеска негативного отношения к образу Ленина, возникшего еще в годы перестройки, было несоответствие его казенно-благостного портрета, который формировался на протяжении нескольких десятилетий Советской власти, с реальным обликом вождя в тяжелейшие годы гражданской войны. В условиях жесточайшей классовой борьбы не на жизнь, а на смерть Ленину невозможно было быть только добродушным добрячком с лукавым прищуром, гладящим по головке детей и ласкающим кошку. В целях укрепления военной и хозяйственной дисциплины, преодоления голода и экономического хаоса, политического и хозяйственного саботажа ему приходилось прибегать к мерам репрессивного характера. Именно этим, прежде всего, объясняется, почему Ленин санкционировал в борьбе с политическим и хозяйственным саботажем, бандитизмом такие меры, как арест, тюрьма и расстрел. По этому поводу великий английский писатель-фантаст Г. Уэллс после встречи с Лениным отмечал в книге «Россия во мгле»: «Большевикам пришлось расстреливать. Без этого не обходится ни одна революция. В этом право революции и опасность ее (выделено нами – В.К.)». (Уэллс Г. Беседа со Сталиным. Стенограмма. // Большевик. 1934. № 17.С.33.) Какой напрашивается главный вывод из вышесказанного? Противоборствующим политическим силам не надо доводить российское общество до крайней точки социально-политического возмущения, за пределами которого начинается очередная гражданская война со всеми ее ужасами. Решение сохранить тело Ленина возникло «не сверху», а «снизу», по желанию сотен и сотен тысяч людей того времени. Подходить к столь деликатному вопросу следует не столько с позиции сегодняшних политических веяний (они наверняка носят конъюнктурный характер), сколько с учетом реакции тех граждан, которые после смерти Ленина приняли решение: создать усыпальницу на Красной площади в виде Мавзолея. Видный американский историк и писатель Р. Пейн, автор одной из авторитетнейших книг на Западе о Ленине, довольно подробно пишет о мотивах возникновения Мавзолея как усыпальницы вождя Октябрьской революции. «Поначалу было решено, что каждую ночь двери, через которые в Дом союзов текла очередь, будут закрываться. Но они оставались открытыми днем и ночью. С каменными лицами, не отрывая глаз от мертвого тела, люди молча шли мимо гроба и, даже находясь почти у выхода, повернув голову назад, продолжали смотреть, как завороженные, на восковой лик, покоящийся на подушке. Под сводами Колонного зала приглушенно слышались звуки революционных песен, которые доносились снаружи. Их пели многотысячные толпы, ожидавшие очереди на улице. Откликаясь на многотысячные предложения потрясенных до глубины души смертью Ленина отдельных граждан, коллективов фабрик и заводов сохранить тело вождя для грядущих потомков, II Всесоюзный Съезд Советов принял постановление над могилой Ленина возвести на Красной площади «достойный мавзолей». (Пейн Р. Ленин.М., Молодая гвардия, 2005, С. 565-566.) Насколько же оскорбительно по отношению к чувствам и настроениям наших предков звучат предложения современных иванов, не помнящих родства, о предании земле Ленина. Глубоко уверен, если бы с целью восстановления исторической памяти о личности Ленина по центральным каналам телевидения показали документальный фильм «Похороны Ленина», а молодежи в школах, колледжах и вузах рекомендовали посмотреть в интернете, то желающих присоединиться к варварским предложениям о ликвидации Мавзолея резко сократилось бы. Формирование в обществе уважительного отношения к советскому периоду, и в частности, к личности Ленина и другим государственным деятелям советского периода откроет путь к поиску общих исторических ценностей для всех россиян независимо от их идеологических взглядов. Пришло время, когда высшему руководству страны в целях примирения с советским прошлым в день 80-летия Победы над гитлеровской Германией необходимо принять решение о прекращении драпировки Мавзолея Ленина. Это будет означать признание достойного места и роли Ленина в тысячелетней истории Российского государства. Нельзя забывать, что воины-победители советской армии бросали гитлеровские знамена и штандарты к Мавзолею Ленина. В российском обществе наблюдается переосмысление событий 20–80-х гг. ХХ века: нельзя советский период мазать черной краской. Одновременно в массовом сознании проявляется образ Ленина как создателя такого государства, в котором были искоренены социальное неравенство, не было бедных, были доступная медицина и бесплатное образование, которое было второй сверхдержавой мира, на равных разговаривающей с США. Если говорить о конкретном образе Владимира Ильича, то чаще всего опрошенные считают, что в памяти людей он останется основателем Советского государства (в 2016 г. - 24%, 2022 г. — 32%) и вождем, ставящим во главу угла интересы трудящихся (в 2016 г. - 23%, 2022 г. — 26%). Только 6% убеждены, что через 40-50 лет о Владимире Ильиче будут помнить как о жестоком диктаторе, готовом жертвовать жизнями миллионов. (Сто лет без Ленина.) Поделиться Поделиться ВКонтакте Telegram Whatsapp Одноклассники Cсылка
Источник
#История
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев