Фото Г. Жигунова В Московском Губернском театре состоялась четвёртая премьера сезона– спектакль «Кто сильнее» по двум пьесам самого известного шведского писателя и драматурга Августа Стриндберга, родившегося 175 лет назад. По жанру «Кто сильнее»– психологический детектив. Режиссёр Ольга Матвеева, художник-постановщик Юлия Короткова, артисты Губернского Александрина Питиримова, Наталья Шклярук, Андрей Щёткин, Евгений Сыркин и другие создали увлекательное, интригующее действо с оптимистичным хеппи-эндом. Ольга Матвеева так объяснила странный на первый взгляд выбор двух этих пьес основоположника современной шведской литературы и театра, практически неизвестных русскому зрителю и никогда не ставившихся ни в императорской России, ни в СССР, ни в нашей текущей унылой действительности: – Я специально искала пьесу для театрального фойе большого зала. Здесь нет рампы, публика не отделена от актёров и того, что происходит на сцене. Возникает максимальная иллюзия действительности и предельная концентрация действа. Я очень люблю это пространство, мне кажется, оно сближает артистов с публикой, позволяет вести прямой разговор. У нас в фойе уже идёт два спектакля– «Кабаре «Серебряное зеркало» и «Семейные картины», первая пьеса Александра Островского. Поэтому мне хотелось взять совсем другой вариант. Искала камерную пьесу, нашла две у Стриндберга– «Кто сильнее» и «Пария», которые драматург написал для своего «Интимного театра». Они абсолютно в другом жанре, и у нас формируется весьма интересный репертуар для сцены в фойе. …Да, актёры играют действительно близко, с первого ряда, образно говоря, можно дотянуться до одеяний Госпожи Х (Александрина Питиримова). Своеобразного то ли платья, то ли костюма, где одна нога Госпожи Х в брючине, вторая прикрыта до колена полуюбкой. Тем самым художник Юлия Короткова, по задумке режиссёра, как бы подчёркивает двойственность героини Питиримовой. Немножко в лоб, конечно, слишком театрально, но сейчас время прямых и лобовых решений. Безусловно. Сюжет поначалу может показаться довольно скучным. В рождественский вечер в каком-то испанском баре встретились актриса Госпожа Х и актриса Госпожа Y (Наталья Шклярук), Господин Х (Андрей Щёткин) и Господин Y (Евгений Сыркин). В аннотации к спектаклю идея сформулирована так: «Случайна ли их встреча или это лишь чей-то хитрый план? Кто и зачем ведёт эту запутанную игру и будет ли в ней победитель? Кто окажется сильнее? Кто сумеет выйти другим, лучшим человеком из этого поединка непостижимых человеческих страстей и поступков?» Как в хорошем психологическом детективе, это до конца и не понятно– кто окажется сильнее и кто выиграет. Актрисы, как водится, выясняют отношения между собой: не поделили мужика (или поделили?), первенство в театре, правильным ли путём идёт та или другая? На начальном этапе от этих разговоров клонит в сон, но вдруг волшебным образом обе актрисы, Питиримова и Шклярук, резко поднимаются над банальностью текста и ситуации и начинают выдавать нечто настоящее. Ту магическую игру, ради которой зритель и ходит в театр: искреннюю, точную, эмоциональную. «Любовница, которую я играю, вообще всегда отрицательный персонаж,– размышляет над своей ролью Наталья Шклярук.– Но тут мне было легко, потому что я убеждена: у всех своя правда. Иначе мы бы не сражались ни за что, у нас бы не было этих внутренних амбиций и внутреннего ощущения, что надо за что-то бороться, иначе жизнь не имеет никакого смысла. А у моей героини есть абсолютное убеждение, что она очень любит своего мужчину. Эта роль– сложная дорога. Каждый раз ты убеждаешь себя в том, что ради любви женщина может очень многое». Если женщины в спектакле решают вечную проблему «любит– не любит», то мужчины озабочены более серьёзными философскими, мировоззренческими проблемами. Преступление и наказание, раскаяние и чувство вины. Пресловутая двойственность. «У меня нет твёрдой уверенности, что убеждения героев такие безоблачные,– говорит Андрей Щёткин.– Что они не меняются за всё время истории. Мой персонаж пытается убедить себя, что у него есть какие-то твёрдые взгляды на вопросы морали и нравственности. Но на самом деле они не настолько твёрдые. В этом, может быть, и весь смысл пьесы. Кто сильнее в этом плане: тот, кто, возможно, совершил преступление, но не раскаивается в этом? Или человек, который совершил преступление, раскаялся, но не чувствует до сих пор своей вины? Или же тот, кто действительно совершает преступления и вообще не чувствует, что он совершил что-то плохое?.. Вот всё это мы и играем». Если подвести какой-то итог: по сути, все герои нового спектакля Московского Губернского театра «Кто сильнее» хотят обрести свободу и жить в согласии с собой. Испанская танцевально-песенная феерия в конце действа, устроенная актёрами Александриной Питиримовой, Натальей Шклярук, Евгением Сыркиным, Андреем Щёткиным, Алиной Ивах и гитаристом Иваном Юнашем, позволяет надеяться, что шанс обрести свободу у нас ещё остаётся. Поделиться Поделиться ВКонтакте Telegram Whatsapp Одноклассники Cсылка
Источник
#Культура
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев