Продолжаем наш новогодне - информационный марафон...
В Исландии нет ни Деда Мороза, ни персонажа в образе Святого Николая, трансформировавшегося во многих странах в Санта Клауса. Вместо них в национальном фольклоре и рождественских традициях живут тринадцать гномов, которых называют «юле ланс», что в переводе означает «рождественская братва» («братву» можно заменить на слово «ребята»).
В исландском фольклоре существуют 13 сыновей, родившихся в семье страшных горных троллей по имени Грила (Gryla) и ее третьего мужа Леппалуди (Leppalúði). Поэтому и сынишки были раньше не добрыми гномами, а зловредными троллями, которых считали монстрами, поедавшими детей и приносящими вред хозяйству фермеров.
Раньше считалось, что злая мамаша, великанша Грила посылала своих детишек, чтобы они всячески вредили людям на протяжении 13 ночей перед Рождеством, начиная с 12 декабря. Они воровали еду, били посуду, устраивали в доме беспорядки, считалось, что они даже крали и съедали непослушных детей. Сама Грила тоже иногда приходила в города и села, чтобы поживиться. За плечами она носила большой котел, чтобы в походных условиях, тут же на месте, поживиться тем, что принесут из каждого дома ее детки.
Бедные исландские детишки, верившие в эти «сказки», боялись наступления Рождества. Они считали, что есть только один способ не быть съеденным злыми троллями — хорошо вести себя и слушаться родителей. Со временем образы этих троллей, сыновей Грилы трансформировались в добродушных гномов, их стали называть йоласвейнары (jólasveinar) – «рождественские эльфы». Они выполняют миссию, которую во многих странах выполняет Санта Клаус, Дед Мороз и их «братья» — поздравляют с Рождеством и вручают детям подарки.
Но сохранилась традиция – только послушным детям гномы кладут в ботинки маленькие подарки на протяжении всех 13 ночей перед Рождеством, а вот шалунишки могут найти в своих башмачках вместо подарков клубни картофеля. Кстати, число троллей-гномов тоже неоднократно менялось на протяжении веков, в исландских сказках встречается более 60 имен сыновей Грилы, закрепившись в XVIII веке на «счастливом числе» — 13. Единственное, что осталось от старой легенды, так это то, что каждый из гномов отвечает за свою персональную часть проказ. Поэтому, если ночью хлопнет дверь, или в хлеву громко блеют овцы, если из погреба пропадет копченая колбаса – во всем винят шутников йоласвейнарниров.
Трансформация троллей в гномов случилась в 1932 году, когда вышла книга исландского поэта Иоханнеса Кётлума «Прибытие Рождества» (Christmas Arrives), в которой автор обратился к исландскому фольклору и создал рождественскую историю с участием подобревших троллей.
Правда, еще в середине XIX века Йон Арнасон, подобно нашему Афанасьеву, издал сборник исландских сказок, в которых тролли были изображены вредными, но проказниками, а не детоубийцами. Был «реанимирован» и еще один персонаж старинных сказок – Кот троллихи Грилы, который в сказках и питался теми самыми непослушными детьми, которых он определял по отсутствию обновок в одежде к Рождеству, мол, плохо вели себя и не заслужили новую куртку или сапожки. Сказки его описывают так: «Черный, как ночи Йольтайда, с глазами желтыми, как пламя свечи, зажженной ведьмой во время черного колдовства, с железными острыми когтями, крепкими зубами и длинными жесткими усами».
Сейчас кота называют Йоласкоттур – Рождественский кот (правда, он остался черного цвета), он сопровождает гномов и, подобно Черному Питеру в Голландии или Кнехту Рупкнехту в Германии, журит непослушных детей и обещает их утащить с собой в горы (этим, кстати, занимается и наша Баба Яга).
Сами гномы – йоласвейнарниры сейчас изображаются иногда в традиционных красно-белых костюмах американского Санта Клауса, но чаще все – таки в исландской национальной одежде позднего средневековья.
Гномы наведываются в гости в течение двух недель до Рождества . Причем, каждый из них, приходя в определенный день, остается в гостях (просто не в одной и той же семье) до самого Рождества. В канун праздника, который исландцы называют Йоллем, гномы собираются вместе, чтобы заняться одариваниями и поздравлениями. А после праздника они по одному возвращаются в родные горы в том же порядке, что и приходили. Поэтому, исландцы находятся «в напряжении» практически целый месяц.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев