Во времена моей юности среди советских рок-меломановсуществовала ярко выраженная оппозиция почитателей Deep Purple и Led Zeppelin.Причина подобного противостояния коренится в совершенно различной природемузыки данных групп, в результате чего люди с различными психотипамистановились поклонниками либо…, либо...
Однако были и такие, что равно любили как Deep Purple,так и Led Zeppelin.К таковым относились те мои друзья детства, благодаря которым я и познакомился сL Z – ВитяМожаровский, Вадик Кудревич, Саша Струтинский. К таковым относился и я. Правда,здесь необходимо одно весьма существенное уточнение. Если Deep Purple (иRainbow Ричи Блэкмора) привлекали целиком и полностью, то из Led Zeppelin«цепляли» определенные вещи и альбомы. Лично у меня огромную любовь вызывалипервый студийный альбом и концертник «The Song Remains The Same», впоследствии по паре-тройкевещей из «L Z III», «L ZIV», «Presence» и «In Through the Out Door» – а именно «ImmigrantSong», «Friends», «Since I've Bee
...Ещё
Однако были и такие, что равно любили как Deep Purple,так и Led Zeppelin.К таковым относились те мои друзья детства, благодаря которым я и познакомился сL Z – ВитяМожаровский, Вадик Кудревич, Саша Струтинский. К таковым относился и я. Правда,здесь необходимо одно весьма существенное уточнение. Если Deep Purple (иRainbow Ричи Блэкмора) привлекали целиком и полностью, то из Led Zeppelin«цепляли» определенные вещи и альбомы. Лично у меня огромную любовь вызывалипервый студийный альбом и концертник «The Song Remains The Same», впоследствии по паре-тройкевещей из «L Z III», «L ZIV», «Presence» и «In Through the Out Door» – а именно «ImmigrantSong», «Friends», «Since I've Been Loving You», «The Battle of Evermore», «Goingto California», «Achilles Last Stand», «Tea For One», «All My Love», «I’m GonnaCrawl» – и «Kashmir» из двойного альбома «Physical Graffiti».
Что именно привлекало в музыке L Z? Если такиегруппы как Deep Purple, Rainbow, Black Sabbath, AC / DC, Uriah Heep, UFO, Sweet, Nazareth, Foreignerнравились благодаря хард-роковой конкретности, ясности и четкости ритмических имелодических линий, то у Led Zeppelin привлекала,напротив, своеобразная размытость и затуманенность – витавшая поверх собственномузыки некая психоделическая романтичность или романтичная психоделичность.Поэтому в моем восприятии общей иерархии хард-рока они всегда стояли, с однойстороны, особняком, с другой – всегда наравне с классиками рафинированногохард-рока Deep Purple.
Однако по прошествии времени – после близкогознакомства с арт-роком и психоделией, с фолк-роком, блюзом и джазом – моевосприятие музыки Led Zeppelin стало кардинально меняться. И сегодня хотя и остаетсячувство уважения к этой команде, и осознание того, что ряд «цеппелиновских»вещей плотно вошли в «золотой фонд» рока, но считать их «лучшей рок-группойвсех времен и народов» (или даже одной из лучших) никак не могу. По ряду каксубъективных, так и объективных причин. Это все равно, что Джека Керуака считатьвеличайшим писателем всех времен и народов.
Почему и отчего – попробую объяснить, проследивтраекторию полета этого, по выражению Севы, «невиданного летуна».
Итак, 1969 г. – первый альбом, одноименный с названием группы – стольлюбимый мной в детстве. И что же мы видим сегодня?
С одной стороны, высокий исполнительскийпрофессионализм музыкантов, что является одним из главных достоинств Led Zeppelin.Еще обращают на себя внимание однородность и композиционная продуманностьальбома, чего будут напрочь лишены последующие диски группы.
Первый же альбом – это «цеппелиновская» интерпретацияблюза с небольшими вкраплениями фолк- («Babe, I'm Gonna Leave You», «BlackMountain Side») и хард-рока («Communication Breakdown»). Но главное – блюз, блюзоваяэнергетика и блюзовая эстетика, или, переводя вопрос из музыкального плана вжитейский, – ничем не прикрытый, откровенный секс, тотальная сексуальность, чемнасквозь пропитан альбом. Об этом – все его номера, за исключениемфолк-инструментала.
«You Shook Me»: «Знаешь,ты долбила меня – Ты долбилась со мной всю ночь. Ты долбила меня, детка – Тытряслась со мною всю ночь. Ты совсем меня задолбала, детка – Прошу тебя, детка,вали к себе домой...»
«DazedAnd Confused»:«Я долго был заморочен и слеп – такбольше нельзя. Я любил свою женщину, доверял ей во всем; Многие говорят, номало кто узнал на своей шкуре – Женскую душу сотворили в аду…»
«You Time Is Gonna Come»: «Лгать,обманывать, причинять мне боль – Только это ты и умеешь. Ты ходишь со всемипарнями в городе, Но обламываешь меня, стоит мне только подумать о другой…»
«Communication Breakdown»: «Я хочу держать тебя в своих объятьях – Я не отпущу тебя, потому чтомне нравятся твои фенечки…»
«I Can't Quit You, Baby»: «Я не могутебя покинуть, детка, Но мне придется на время подвинуть тебя…»
«How Many More Times»: «Я был молод, я не мог устоять, Я снова думаю о том, в чем же мояошибка: Встретил девчонку, поцеловал ее, потом еще и еще – Блин, и вновьпоцеловал ее. И вот у меня уже десять детей И скоро родится одиннадцатый…»
«How Many More Times» (часть 2): «Они прозвали меня «охотником» – Люди зовут меня так. Они прозвали меня«охотником» – Этим я знаменит. Мне не нужно прятаться, не нужно бежать, Потомучто я вижу тебя на конце… моего ружья!» (Здесьи далее переводы Ильи Кормильцева)
Итак, блюз с его сексуальностью определяется вкачестве энергетического ядра музыкальной концепции Led Zeppelin. Напервом альбоме – даже в качестве единственногоэнергетического ядра. Тем не менее, LZ никогда не были блюзовой или блюз-роковой командой вполном смысле этого слова. Потому как играли они не блюз, а интерпретациюблюза. И здесь мы выходим на первый сущностный недостаток этой группы – навторичность их музыки.
Это хорошо видно уже на первом альбоме. Во-первых, втом, что их интерпретация весьма поверхностна и лишена истинной сущности блюза;во-вторых, в откровенном плагиате блюзовых тем настоящих блюзменов.
Чтобы понять первый момент, необходимо уяснить самуприроду блюза, и прежде всего его черной первоосновы. Дело в том, что музыкойблюз является лишь формально, по существу же это – состояние души со всемивытекающими из него внешними проявлениями. Состояние же души черного блюзменацеликом и полностью определяется характерными для него житейскимиобстоятельствами. Поэтому в отличие от белой интерпретации черный блюз лишенмузыкальной изощренности – он груб, прост, и в этой простоте и грубостиорганичен и временами даже глубок.
Но дело здесь не только в цвете кожи. Белый такжеможет стать выдающимся блюзменом, правда, в силу различия в менталитете ижизненном укладе, это будет уже несколько иная музыка – белый блюз илиблюз-рок. Из известных мне примеров такой музыки в первую очередь назову именаРоя Бьюкенена и Стиви Рея Воэна, английских отцов белого блюза Джона Мэйолла и АлексисаКорнера, голландцев Livin’ Blues, никак не могу обойти вниманием и настоящий «блюзовыйподвиг» 2005 года Криса Риа – его сверх-альбом, состоящий из 11 CD, «Blue Guitars». Всех этих столь разных музыкантов роднит однокачество – стремление раствориться в блюзе, а это значит не блюз использоватьдля себя, а себя для блюза.
Блюз – это океан со множеством подводных течений, невидных постороннему. Со стороны кажется, что в ужасающей примитивностиодно-двух-аккордных вещиц блюз очень однообразен. Но это не так, так как в этихдвух аккордах парадоксально заключается целый мир со всеми созвучиями ипротиворечиями. Это своеобразная философия жизни, не уяснив которую, нельзяпостигнуть блюз. Для того, чтобы продемонстрировать сложность и неоднозначностьблюза, приведем несколько весьма интересных цитат.
Ян Андерсон из Jethro Tull, 1969 г.: «В Америке слишком легко попасть в «андеграунд», эта страна сейчасбуквально наводнена британскими блюзовыми командами, которые в большинствесвоем играют совершенную чепуху. А вот таких отличных групп как The Nice и The Family за ними почти не видно. Когда мы начинали играть вШтатах, то американцам сразу же понравилась наша музыка. Они стали называть насгруппой с характерным «британским саундом». Но, по сути дела, мы начинали, взявза образцы все те же американские блюзы. Простобольшинство белых американцев никогда в жизни не слышали лучшее, что имеется вих собственной культуре – черный американский блюз. Когда мы в третий разпоехали в Америку, то случайно обнаружили великого Мадди Уотерса, который игралв одном вшивом баре для аудитории из шести человек за двадцать пять баксов завечер. Такое пренебрежение к своим корням просто поражало»</e
...Ещё
Ян Андерсон из Jethro Tull, 1969 г.: «В Америке слишком легко попасть в «андеграунд», эта страна сейчасбуквально наводнена британскими блюзовыми командами, которые в большинствесвоем играют совершенную чепуху. А вот таких отличных групп как The Nice и The Family за ними почти не видно. Когда мы начинали играть вШтатах, то американцам сразу же понравилась наша музыка. Они стали называть насгруппой с характерным «британским саундом». Но, по сути дела, мы начинали, взявза образцы все те же американские блюзы. Простобольшинство белых американцев никогда в жизни не слышали лучшее, что имеется вих собственной культуре – черный американский блюз. Когда мы в третий разпоехали в Америку, то случайно обнаружили великого Мадди Уотерса, который игралв одном вшивом баре для аудитории из шести человек за двадцать пять баксов завечер. Такое пренебрежение к своим корням просто поражало». (Из книги АлександраГалина «Менестрели Рок-н-Ролла. История группы Jethro Tull» (АОЗТ «Оникс», М., 1996)) –
Обратим внимание на недоразумение, в которое впадаетАндерсон: черный американский блюз вовсене является собственной культурой икорнями белых американцев! – Это две культуры с совершенно разными корнями,культуры, которые сосуществуют, взаимодействуют и пересекаются, но в то жевремя и противостоят друг другу. Второй момент, который недопонял молодойАндерсон, состоит в том, что истинный блюз предусматривает не стадион, вмещающийдесятки тысяч ротозеев, а как раз какой-нибудь «вшивый бар», – так что великийМадди Уотерс находился на своем месте. Другое дело, что блюз часто теряет своюсущность, оставаясь таковым только по форме. Об этом две следующие цитаты.
Евгений Маргулис, участникгрупп «Машина Времени», «Воскресение», «Шанхай», 1999 г.: «Ты что, не знаешь главного блюзового анекдота моей жизни?! Слушай,расскажу. Захожу я как-то раз в Чикагский блюзовый клуб. А там выступает«Вождь» Clearwater, тот самый, которыйтолько что в Москве на фестивале выступал. Я с ним поговорил. «Вождь» смотритна меня внимательно и выдает: «Ты вроде не наш будешь. Выговор у тебя неместный». «Из России, – отвечаю я, – музыку вашу слушаю». Clearwater сверлит меня пытливым взглядом: «Ты, может, иБи Би Кинга любишь? Он ведь у вас там играл...».
«Нет, Вождь, – отвечаю я, – терпеть этого Би Би немогу!». «Стой здесь! – командует мне старый блюзовик, – ни шагу отсюда!» Сказали исчез. «Ну все, попал я, – проносится вихрем в башке, – за подмогой пошел,щас бить будут!». И тут откуда-то из глубины выплывает радостный Clearwater с майками, компактами... И ну меня одаривать.Раз Кинга не люблю, значит, свой парень...» («Пьеса для «Воскресения» соркестром». Маргарита Пушкина, МК, 19.11.1999)
А вот аналогичный случай из жизни Стиви Рэя Воэна: «... «Стиви был на высоте, великолепно играл,выкладываясь» – говорит Роберт Крэй. И, когда «Double Trouble» отыграли, все –братья Воэны, Крэй, Бадди Гай – пошли за кулисы посмотреть выступление ЭрикаКлэптона. Во время одного из своих соло, Клэптон сыграл отрывок из «Strangеr inthe night». Крэй подошел к Джимми Воэну, похлопал его по плечу и сказал: «Слышал?»«Ах, – сказал Стиви, поворачиваясь, – он уже целый вечер пытался это сыграть иу него наконец получилось». И Джимми со Стиви, – просто пара техасских парней,хорошо посмеялись по этому поводу. И когда импровизация гитариста-суперзвездына тему «Sweet Home Chicago» вышла смазанной, это тоже было смешно». (Изжурнала «MUSICIAN», декабрь 1990 года).
Но вернемся к Led Zeppelinи их взаимоотношениям с блюзом. Их случайпрямо противоположен тому, что лежит в основе истинного белого блюза иблюз-рока. Ибо они решили не подчиняться блюзу, а подчинить его себе,использовать его в своих целях. В результате достигнув безукоризненной формы,они наполнили ее фальшивым содержанием. Это проявилось в том числе и внекорректном отношении к авторам того материала, который был использован длясоздания своих песен. Оказалось, что своего в них слишком мало.
На первом альбоме, помимо двух блюзов Вилли Диксона(«You Shook Me», «I Can't Quit You, Baby»), чье авторство честно обозначено, еще несколько вещейоказались заимствованными. Это и обе темы, которые Пейдж разрабатывал, будучиеще в Yardbirds – «DazedAnd Confused»и «How Many More Times». Первая – это плагиат песни Джейка Холмса, вторая –компиляция двух классических блюзов Хаулин Вулфа и Альберта Кинга.«Communication Breakdown» произошла от «Nervous Breakdown»Эдди Кокрена, «Babe, I'm Gonna Leave You» оказалась не просто народнойпесней, но версией этой песни, записанной ранее Анне Бредон, точно так же какинструментал «Black Mountain Side» является заимствованием этой темы у БертаДжанша (Янша?).
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 53
Я был молод, я не мог устоять,
Я снова думаю о том, в чем же моя ошибка…
Во времена моей юности среди советских рок-меломановсуществовала ярко выраженная оппозиция почитателей Deep Purple и Led Zeppelin.Причина подобного противостояния коренится в совершенно различной природемузыки данных групп, в результате чего люди с различными психотипамистановились поклонниками либо…, либо...
Однако были и такие, что равно любили как Deep Purple,так и Led Zeppelin.К таковым относились те мои друзья детства, благодаря которым я и познакомился сL Z – ВитяМожаровский, Вадик Кудревич, Саша Струтинский. К таковым относился и я. Правда,здесь необходимо одно весьма существенное уточнение. Если Deep Purple (иRainbow Ричи Блэкмора) привлекали целиком и полностью, то из Led Zeppelin«цепляли» определенные вещи и альбомы. Лично у меня огромную любовь вызывалипервый студийный альбом и концертник «The Song Remains The Same», впоследствии по паре-тройкевещей из «L Z III», «L ZIV», «Presence» и «In Through the Out Door» – а именно «ImmigrantSong», «Friends», «Since I've Bee
...ЕщёОднако были и такие, что равно любили как Deep Purple,так и Led Zeppelin.К таковым относились те мои друзья детства, благодаря которым я и познакомился сL Z – ВитяМожаровский, Вадик Кудревич, Саша Струтинский. К таковым относился и я. Правда,здесь необходимо одно весьма существенное уточнение. Если Deep Purple (иRainbow Ричи Блэкмора) привлекали целиком и полностью, то из Led Zeppelin«цепляли» определенные вещи и альбомы. Лично у меня огромную любовь вызывалипервый студийный альбом и концертник «The Song Remains The Same», впоследствии по паре-тройкевещей из «L Z III», «L ZIV», «Presence» и «In Through the Out Door» – а именно «ImmigrantSong», «Friends», «Since I've Been Loving You», «The Battle of Evermore», «Goingto California», «Achilles Last Stand», «Tea For One», «All My Love», «I’m GonnaCrawl» – и «Kashmir» из двойного альбома «Physical Graffiti».
Что именно привлекало в музыке L Z? Если такиегруппы как Deep Purple, Rainbow, Black Sabbath, AC / DC, Uriah Heep, UFO, Sweet, Nazareth, Foreignerнравились благодаря хард-роковой конкретности, ясности и четкости ритмических имелодических линий, то у Led Zeppelin привлекала,напротив, своеобразная размытость и затуманенность – витавшая поверх собственномузыки некая психоделическая романтичность или романтичная психоделичность.Поэтому в моем восприятии общей иерархии хард-рока они всегда стояли, с однойстороны, особняком, с другой – всегда наравне с классиками рафинированногохард-рока Deep Purple.
Однако по прошествии времени – после близкогознакомства с арт-роком и психоделией, с фолк-роком, блюзом и джазом – моевосприятие музыки Led Zeppelin стало кардинально меняться. И сегодня хотя и остаетсячувство уважения к этой команде, и осознание того, что ряд «цеппелиновских»вещей плотно вошли в «золотой фонд» рока, но считать их «лучшей рок-группойвсех времен и народов» (или даже одной из лучших) никак не могу. По ряду каксубъективных, так и объективных причин. Это все равно, что Джека Керуака считатьвеличайшим писателем всех времен и народов.
Почему и отчего – попробую объяснить, проследивтраекторию полета этого, по выражению Севы, «невиданного летуна».
Итак, 1969 г. – первый альбом, одноименный с названием группы – стольлюбимый мной в детстве. И что же мы видим сегодня?
С одной стороны, высокий исполнительскийпрофессионализм музыкантов, что является одним из главных достоинств Led Zeppelin.Еще обращают на себя внимание однородность и композиционная продуманностьальбома, чего будут напрочь лишены последующие диски группы.
Первый же альбом – это «цеппелиновская» интерпретацияблюза с небольшими вкраплениями фолк- («Babe, I'm Gonna Leave You», «BlackMountain Side») и хард-рока («Communication Breakdown»). Но главное – блюз, блюзоваяэнергетика и блюзовая эстетика, или, переводя вопрос из музыкального плана вжитейский, – ничем не прикрытый, откровенный секс, тотальная сексуальность, чемнасквозь пропитан альбом. Об этом – все его номера, за исключениемфолк-инструментала.
«Good Times Bad Times»: «В шестнадцать лет я влюбился в лучшую девочку в мире, Но не прошло и парыдней, как она меня бросила…»
«Babe, I'm Gonna Leave You»: «Детка, детка, детка, я собираюсь тебя оставить…»
«You Shook Me»: «Знаешь,ты долбила меня – Ты долбилась со мной всю ночь. Ты долбила меня, детка – Тытряслась со мною всю ночь. Ты совсем меня задолбала, детка – Прошу тебя, детка,вали к себе домой...»
«DazedAnd Confused»:«Я долго был заморочен и слеп – такбольше нельзя. Я любил свою женщину, доверял ей во всем; Многие говорят, номало кто узнал на своей шкуре – Женскую душу сотворили в аду…»
«You Time Is Gonna Come»: «Лгать,обманывать, причинять мне боль – Только это ты и умеешь. Ты ходишь со всемипарнями в городе, Но обламываешь меня, стоит мне только подумать о другой…»
«Communication Breakdown»: «Я хочу держать тебя в своих объятьях – Я не отпущу тебя, потому чтомне нравятся твои фенечки…»
«I Can't Quit You, Baby»: «Я не могутебя покинуть, детка, Но мне придется на время подвинуть тебя…»
«How Many More Times»: «Я был молод, я не мог устоять, Я снова думаю о том, в чем же мояошибка: Встретил девчонку, поцеловал ее, потом еще и еще – Блин, и вновьпоцеловал ее. И вот у меня уже десять детей И скоро родится одиннадцатый…»
«How Many More Times» (часть 2): «Они прозвали меня «охотником» – Люди зовут меня так. Они прозвали меня«охотником» – Этим я знаменит. Мне не нужно прятаться, не нужно бежать, Потомучто я вижу тебя на конце… моего ружья!» (Здесьи далее переводы Ильи Кормильцева)
Ну все, попал я… щас бить будут!
Итак, блюз с его сексуальностью определяется вкачестве энергетического ядра музыкальной концепции Led Zeppelin. Напервом альбоме – даже в качестве единственногоэнергетического ядра. Тем не менее, LZ никогда не были блюзовой или блюз-роковой командой вполном смысле этого слова. Потому как играли они не блюз, а интерпретациюблюза. И здесь мы выходим на первый сущностный недостаток этой группы – навторичность их музыки.
Это хорошо видно уже на первом альбоме. Во-первых, втом, что их интерпретация весьма поверхностна и лишена истинной сущности блюза;во-вторых, в откровенном плагиате блюзовых тем настоящих блюзменов.
Чтобы понять первый момент, необходимо уяснить самуприроду блюза, и прежде всего его черной первоосновы. Дело в том, что музыкойблюз является лишь формально, по существу же это – состояние души со всемивытекающими из него внешними проявлениями. Состояние же души черного блюзменацеликом и полностью определяется характерными для него житейскимиобстоятельствами. Поэтому в отличие от белой интерпретации черный блюз лишенмузыкальной изощренности – он груб, прост, и в этой простоте и грубостиорганичен и временами даже глубок.
Но дело здесь не только в цвете кожи. Белый такжеможет стать выдающимся блюзменом, правда, в силу различия в менталитете ижизненном укладе, это будет уже несколько иная музыка – белый блюз илиблюз-рок. Из известных мне примеров такой музыки в первую очередь назову именаРоя Бьюкенена и Стиви Рея Воэна, английских отцов белого блюза Джона Мэйолла и АлексисаКорнера, голландцев Livin’ Blues, никак не могу обойти вниманием и настоящий «блюзовыйподвиг» 2005 года Криса Риа – его сверх-альбом, состоящий из 11 CD, «Blue Guitars». Всех этих столь разных музыкантов роднит однокачество – стремление раствориться в блюзе, а это значит не блюз использоватьдля себя, а себя для блюза.
Блюз – это океан со множеством подводных течений, невидных постороннему. Со стороны кажется, что в ужасающей примитивностиодно-двух-аккордных вещиц блюз очень однообразен. Но это не так, так как в этихдвух аккордах парадоксально заключается целый мир со всеми созвучиями ипротиворечиями. Это своеобразная философия жизни, не уяснив которую, нельзяпостигнуть блюз. Для того, чтобы продемонстрировать сложность и неоднозначностьблюза, приведем несколько весьма интересных цитат.
Ян Андерсон из Jethro Tull, 1969 г.: «В Америке слишком легко попасть в «андеграунд», эта страна сейчасбуквально наводнена британскими блюзовыми командами, которые в большинствесвоем играют совершенную чепуху. А вот таких отличных групп как The Nice и The Family за ними почти не видно. Когда мы начинали играть вШтатах, то американцам сразу же понравилась наша музыка. Они стали называть насгруппой с характерным «британским саундом». Но, по сути дела, мы начинали, взявза образцы все те же американские блюзы. Простобольшинство белых американцев никогда в жизни не слышали лучшее, что имеется вих собственной культуре – черный американский блюз. Когда мы в третий разпоехали в Америку, то случайно обнаружили великого Мадди Уотерса, который игралв одном вшивом баре для аудитории из шести человек за двадцать пять баксов завечер. Такое пренебрежение к своим корням просто поражало»</e
...ЕщёЯн Андерсон из Jethro Tull, 1969 г.: «В Америке слишком легко попасть в «андеграунд», эта страна сейчасбуквально наводнена британскими блюзовыми командами, которые в большинствесвоем играют совершенную чепуху. А вот таких отличных групп как The Nice и The Family за ними почти не видно. Когда мы начинали играть вШтатах, то американцам сразу же понравилась наша музыка. Они стали называть насгруппой с характерным «британским саундом». Но, по сути дела, мы начинали, взявза образцы все те же американские блюзы. Простобольшинство белых американцев никогда в жизни не слышали лучшее, что имеется вих собственной культуре – черный американский блюз. Когда мы в третий разпоехали в Америку, то случайно обнаружили великого Мадди Уотерса, который игралв одном вшивом баре для аудитории из шести человек за двадцать пять баксов завечер. Такое пренебрежение к своим корням просто поражало». (Из книги АлександраГалина «Менестрели Рок-н-Ролла. История группы Jethro Tull» (АОЗТ «Оникс», М., 1996)) –
Обратим внимание на недоразумение, в которое впадаетАндерсон: черный американский блюз вовсене является собственной культурой икорнями белых американцев! – Это две культуры с совершенно разными корнями,культуры, которые сосуществуют, взаимодействуют и пересекаются, но в то жевремя и противостоят друг другу. Второй момент, который недопонял молодойАндерсон, состоит в том, что истинный блюз предусматривает не стадион, вмещающийдесятки тысяч ротозеев, а как раз какой-нибудь «вшивый бар», – так что великийМадди Уотерс находился на своем месте. Другое дело, что блюз часто теряет своюсущность, оставаясь таковым только по форме. Об этом две следующие цитаты.
Евгений Маргулис, участникгрупп «Машина Времени», «Воскресение», «Шанхай», 1999 г.: «Ты что, не знаешь главного блюзового анекдота моей жизни?! Слушай,расскажу. Захожу я как-то раз в Чикагский блюзовый клуб. А там выступает«Вождь» Clearwater, тот самый, которыйтолько что в Москве на фестивале выступал. Я с ним поговорил. «Вождь» смотритна меня внимательно и выдает: «Ты вроде не наш будешь. Выговор у тебя неместный». «Из России, – отвечаю я, – музыку вашу слушаю». Clearwater сверлит меня пытливым взглядом: «Ты, может, иБи Би Кинга любишь? Он ведь у вас там играл...».
«Нет, Вождь, – отвечаю я, – терпеть этого Би Би немогу!». «Стой здесь! – командует мне старый блюзовик, – ни шагу отсюда!» Сказали исчез. «Ну все, попал я, – проносится вихрем в башке, – за подмогой пошел,щас бить будут!». И тут откуда-то из глубины выплывает радостный Clearwater с майками, компактами... И ну меня одаривать.Раз Кинга не люблю, значит, свой парень...» («Пьеса для «Воскресения» соркестром». Маргарита Пушкина, МК, 19.11.1999)
А вот аналогичный случай из жизни Стиви Рэя Воэна: «... «Стиви был на высоте, великолепно играл,выкладываясь» – говорит Роберт Крэй. И, когда «Double Trouble» отыграли, все –братья Воэны, Крэй, Бадди Гай – пошли за кулисы посмотреть выступление ЭрикаКлэптона. Во время одного из своих соло, Клэптон сыграл отрывок из «Strangеr inthe night». Крэй подошел к Джимми Воэну, похлопал его по плечу и сказал: «Слышал?»«Ах, – сказал Стиви, поворачиваясь, – он уже целый вечер пытался это сыграть иу него наконец получилось». И Джимми со Стиви, – просто пара техасских парней,хорошо посмеялись по этому поводу. И когда импровизация гитариста-суперзвездына тему «Sweet Home Chicago» вышла смазанной, это тоже было смешно». (Изжурнала «MUSICIAN», декабрь 1990 года).
Я хочу войти к тебе с черного хода…
Но вернемся к Led Zeppelinи их взаимоотношениям с блюзом. Их случайпрямо противоположен тому, что лежит в основе истинного белого блюза иблюз-рока. Ибо они решили не подчиняться блюзу, а подчинить его себе,использовать его в своих целях. В результате достигнув безукоризненной формы,они наполнили ее фальшивым содержанием. Это проявилось в том числе и внекорректном отношении к авторам того материала, который был использован длясоздания своих песен. Оказалось, что своего в них слишком мало.
На первом альбоме, помимо двух блюзов Вилли Диксона(«You Shook Me», «I Can't Quit You, Baby»), чье авторство честно обозначено, еще несколько вещейоказались заимствованными. Это и обе темы, которые Пейдж разрабатывал, будучиеще в Yardbirds – «DazedAnd Confused»и «How Many More Times». Первая – это плагиат песни Джейка Холмса, вторая –компиляция двух классических блюзов Хаулин Вулфа и Альберта Кинга.«Communication Breakdown» произошла от «Nervous Breakdown»Эдди Кокрена, «Babe, I'm Gonna Leave You» оказалась не просто народнойпесней, но версией этой песни, записанной ранее Анне Бредон, точно так же какинструментал «Black Mountain Side» является заимствованием этой темы у БертаДжанша (Янша?).