То, что мошенники пойдут на любые ухищрения, чтобы завладеть деньгами россиян, давно уже не новость. Но «придумок» становится все больше, потому эксперты и решили рассказать о «свежачке» и наиболее популярных в надежде, что узнавшие обязательно предупредят о них близких и знакомых.
Поддельные квитанции ЖКХ, которые рассылают мошенники, уже пройденный трюк. Впрочем, как и звонки с душераздирающим призывом: «Мама, я сбил человека, полиция может порешать вопрос, но нужны деньги немедленно». А вот невинная доставка букета цветов – это уже уловка поновее.
Схема такая: курьер с букетом от какого-то цветочного салона приносит его от «неизвестного поклонника». Букет великолепен, за все заплачено – чего бы и не взять?! На следующий день звонок из «салона» со словами: «Простите, наш курьер – человек новый, забыл подписать документ о доставке, а начальство возмущается и грозит бедолаге штрафом». Ну как не поддержать человека. Приходит СМС с неким кодом, который «доставщик букета» просит назвать для отчетности. Жертва, ничего не подозревая, называет код, тем самым предоставив мошенникам доступ к своим персональным данным, пишет «АиФ». А дальше дело техники: аферисты оформляют кредит по этим данным. И повезет, если аппетиты у мошенников скромные, а то придется выплачивать сердобольному обладателю «бесплатного сыра», то есть красивого букета, миллионы.
Популярностью пользуется у мошенников схема взлома аккаунтов жителей РФ на «Госуслугах» и других сервисах. Аферист звонит жертве от лица сотрудника почты России. Но не говорит: «Танцуйте, вам письмо/посылка…» Эти времена уже давно ушли в прошлое. «Сотрудник» сообщает о поступлении на имя человека почтового отправления. Оформить получение можно быстро, только вот для оформления заявки придет СМС с кодом, который и надо назвать. Одним словом, как в истории с букетом. Как предупреждает заслуженный юрист Соловьев, сообразительный абонент, понимая, что что-то не то, кладет трубку.
Но это только первая часть обмана. Затем поступает звонок уже от «сотрудника силовых ведомств» и сообщает о попытке взлома аккаунта жертвы на «Госуслугах», а для защиты снова просит назвать код, который придет по СМС, раскрыл уловку агентству «Прайм» юрист. Назвал – считай, стал жертвой взлома аккаунта на портале, потерял деньги и «обзавелся» микрокредитом. Соловьев советует вообще не вести никаких разговоров с незнакомцами.
А вот для любителей приобретать вещи на платформах, где размещают объявления о продажах, мошенники придумали другую схему - видеозвонок. «Покупатель» звонит продавцу и просит по видеосвязи показать облюбованный товар. Пока он разглядывает вещь и «пудрит мозги» продавцу, сообщники запрашивают изменение номера телефона жертвы в его банковском приложении. «Продавец», который на связи, читает СМС-код, отображающийся на экране.
Еще одной «новинкой» мошенников стала разработка аккаунта "Советы по безопасности" в Telegram. К разработчикам Telegram этот аккаунт не имеет никакого отношения. От лица разработчиков переписку с пользователями ведут злоумышленники, которые предупреждают о «мошеннических действиях», а чтобы предотвратить блокировку владельцу аккаунта необходимо подтвердить свои учетные данные. Следом скидывается ссылка на «системный центр», куда надо скинуть свои данные. Перейдя по ссылке можно столкнуться с требованием заполнить личные данные, включая и для входа в банковские приложения.
«Апробирование» проходит еще один вид мошенничества и тоже в Telegram. О нем телеграм-каналу Baza рассказала жертва. Как оказалось, он получил фото с просьбой посмотреть и уточнить – не он ли находится среди гостей. Мужчина открыл и…лишился денег. Причем, жертва видел, что сообщение пришло от неизвестного контакта, но любопытство взяло верх, вот и щелкнул по картинке. Потом был звонок из банка с просьбой подтвердить перевод денег с его карты. Карту он заблокировал, но за какие-то секунды, что он разглядывал фото, мошенники успели списать с его счета 22 тысячи рублей, но никаких СМС с кодом не приходило. Как они это сделали, теперь предстоит выяснить службе безопасности.
В канун Нового года следует быть особенно осторожными, поскольку грядут корпоративы и веселые посиделки с коллективом. Мошенники могут использовать дипфейки для шантажа. Как отмечают эксперты, именно этот вид особенно «проходной» у злоумышленников, и люди, чтобы не узнала семья, готовы заплатить за нелицеприятный ролик. Шантаж выдуманным непристойным поведением человека как раз срабатывает после шумных корпоративов, рассказал «Известиям» эксперт в области кибербезопасности RTM Group Евгений Царев. После приема алкоголя, как правило, язык развязывается, вот жертва и может «нелицеприятно высказаться о начальнике» или сотворить что-то непотребное (это уже зависит от мастерства монтажера мошенников).
Большинство не помнит, что было на гулянке, поэтому предпочитают заплатить. Поскольку дипфейки можно разоблачить – по движению губ, отсутствию или замедленности мимики, но ничто не мешает монтажеру солидного чиновника «уложить лицом в салат», а примерного семьянина «уткнуть в грудь молодой сотрудницы». Лучше избрать следующую тактику жертве шантажа – осторожно поинтересоваться у коллег, что происходило на вечеринке. Не исключено, что кто-то из друзей пошутил и «уложил в салат», так что стоит просто посмеяться.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев