После моей публикации про воздушно-десантные корпуса РККА, где я упоминал про численность транспортной авиации, мне и самому захотелось, да и письма от читателей поспели с просьбой рассказать подробнее о составе советской гражданской авиации перед Великой Отечественной войной.
Тема действительно очень интересная. И несмотря на свой, казалась бы, невоенный формат, на самом деле очень даже важна при оценки вооружённых сил. Ибо даже совсем не военная авиация во время войны становится военной. Поскольку самолёты гражданской авиации могут элементарно перейти в авиацию военную. Пассажирские пригодятся для высадки десанта, сельскохозяйственные можно использовать как лёгкие химические штурмовики, почтовые могут служить машинами связи и т.д.
Кроме того, по количеству самолётов, а, точнее, пилотов, мы можем увидеть, каков потенциальный резерв лётного состава у авиации военной.
Так что, тема интересная, и давайте приступим.
Для начала давайте уточним, сколько было в СССР самолётов военных на 1 июня 1941 года. Цифра эта хорошо известна, так что кратко — 6887 бомбардировщиков, 9881 истребитель, 57 штурмовиков, 1934 разведчика, а всего 18 759 боевых самолётов.
Кроме того, 118 пассажирских и транспортных самолётов, 939 учебных и учебно-тренировочных и ещё 108 разных.
Кроме того, отдельно идут в статистики 4574 самолёта учебных заведений, куда входят и учебные машины, и учебные модификации боевых, и сами боевые.
Таким образом всего в вооружённых силах всего было 24 488 самолётов.
Кроме вооружённых сил свои самолёты числились за очень многими ведомствами. В первую очередь это НКВД — 96 самолётов, и пограничные войска НКВД — 206 самолётов. В самом НКВД самолёты из категории лёгких транспортных на базе Р-5. В пограничных войсках машины в основном боевые — 48 морских разведчиков МБР-2, 30 разведчиков Р-5 и 64 более новых Р-10, 35 бомбардировщиков СБ (как разведчики), остальные У-2. Но оно и понятно, НКВД к гражданским ведомствам не особо относится, тем более пограничники.
Из сугубо гражданских ведомств самолётами владели:
Наркомрыбпром — 49 самолётов, самые массовые: 16 поплавковых МБР-2, 15 летающих лодок Ш-2, 8 разведчиков Р-5, 5 бомбардировщиков ТБ-1, 2 самолёта «Сталь-2», 2 учебных У-2;
Наркомбоеприпас — 25 самолётов, в том числе 10 разведчиков Р-5 и 2 Р-Z, 3 бомбардировщика СБ и 2 ДБ-3, 4 У-2;
Наркомлес — 24 самолёта, в том числе 16 пассажирских У-2СП, 1 П-5 и 1 ПЛ-5 и 6 учебных У-2;
Наркомлегпром — 9 самолётов, в том числе 3 СБ, 1 Р-5, 1 Р-Z, 2 У-2 и единственный РД (АНТ-25);
Главное Управление Геодезии и Картографии — 74 самолёта, в том числе 38 пассажирских П-5, 3 ПС-41, 9 П-Z и 3 У-2СП, 9 летающих лодок МП-1 и 1 «Дорнье-Валь», 9 учебных У-2 и 1 Я-6;
Главсевморпуть — 70 самолётов, в том числе 21 транспортный и пассажирский Г-1, 2 Г-2, 3 ПС-40/41 и 9 У-2СП, 3 летающих лодки МП-1, 5 МП-7 и 1 Ш-2, 16 разных иностранных (включая 11 «Дорнье-Валь») и 7 учебных У-2.
Кроме того, за заводами НКАП числилось 33 самолёта (из которых 19 У-2).
Но все эти наркоматы имели в своём распоряжении небольшое число самолётов, в основном для перевозки нескольких пассажиров.
Гораздо значимее и интереснее две более крупные структуры.
Первая называется «ОСАВИАХИМ». И за ней числится 4106 самолётов. Причём 3715 из них — это У-2, кроме того ещё 205 УТ-1, 143 УТ-2, 7 Я-6 (АИР-6). Ещё 36 транспортных П-5 и 2 бомбардировщика ТБ-1. Ничего неожиданного, понятно, что у организации, занимающейся массовой подготовкой пилотов именно такие самолёты в хозяйстве и должны быть.
Ну и самое главное — ГУГВФ (Главное управление гражданского воздушного флота), где хоть и меньше самолётов (2508), но зато разнообразия явно больше.
Все машины стоит разделить на несколько групп.
Первая — пассажирские и транспортные самолёты, без учёта морских. Таковых 965 и список весьма пёстрый. Давайте посмотрим кратко:
Гражданские версии бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3 — 17 самолётов Г-1 и 48 Г-2, всего 65;
Самолёты ПС-84, будущие Ли-2 — 59 штук;
Самолёты из серии «Сталь» — 17 «Сталь-2» и 15 «Сталь-3»;
Пассажирские самолёты Туполева ПС-9, он же АНТ-9 — 26 штук, и ПС-35, он же АНТ-35 — 7 штук;
Пассажирские самолёты ПС-89 (ЗиГ-1) — всего 5 штук;
Самолёты Калинина К-5 — 20 штук;
Самолёты Я-6 (АИР-6) — 51 штука;
Единственные экземпляры самолётов: 6-местного РАФ-11 и 64-местного ПС-124 (он же АНТ-20бис);
Переделка американских штурмовиков Vultee V-11, получивших название ПС-43 — 22 штуки;
Самолёты Юнкерса Junkers W.33 и W.34 (у нас ПС-4) — 2;
Самолёты на базе Р-5 — 4 2-местных «лимузина» ПЛ-5 и 146 4-местных пассажирских ПР-5, всего 148 штук;
Модификация учебного У-2 под названием СП — самолёт специального применения (трёхместный — 2 пассажира), всего 524 штуки.
Вторая группа — морские транспортные самолёты. Это:
33 самолёта ПС-7 — гражданская версия поплавкового разведчика Р-6 (АНТ-7);
57 самолётов МП-1 — пассажирская версия разведчика МБР-2;
28 летающих лодок Ш-2;
Единственный МП-7, он же ГСТ, он же американская «Каталина».
Третья группа — почтовые самолёты:
Почтовые самолёты ПС-40 и ПС-41 — на базе бомбардировщика СБ, всего 84 самолёта;
Самолёты на базе Р-5 — 140 почтовых П-5;
Самолёты на базе Р-Z — 15 почтово-транспортных П-Z.
Четвёртая группа — сельскохозяйственные самолёты. Это 544 самолёта У-2АП и единственный, так и не принятый в производство СХ-1 (ЛиГ-10).
Пятая группа — самолёты санитарной авиации. Это 42 У-2С-1 и 178 У-2С-2. Возможно, что учтены и 16 санитарных летающих лодок Ш-2С.
И кроме того в составе гражданской авиации есть ещё 426 учебных У-2, 26 учебно-тренировочных УТ-1 и 36 УТ-2.
Как видим, большая часть самолётов ГУВФ — лёгкие машины на базе Р-5 и даже У-2. Если их не брать (как и малые летающие лодки Ш-2) и не учитывать почтовые ПС-40 и ПС-41, то набирается 260 сухопутных и 91 морской пассажирский и транспортный самолёты, которые могли взять от шести (6) и более человек.
Вот так выглядела советская невоенная авиация весной 1941 года.
Рекомендую также мою статью:
Какие самолёты Ленд-лиза особенно ценились в Красной Армии
Комментарии 2