Давеча мне снова напомнили одно из ярких воспоминаний детства. Когда учительница, рассказывая нам — первоклассникам, о военном параде, сообщила примерно следующее: «Вот выходит мотопехота. Знаете, что такое мотопехота? Раньше пехота передвигалась на лошадях, а теперь на мотоциклах». Это не претензии к моей первой и горячо любимой учительнице, которая дала очень много. Не её дело разбираться в таких деталях.
А вот когда в специализированное интернет-сообщество по военной истории зачем-то приходят люди с таким же уровнем знаний, это непонятно. Ладно бы ещё приходили, чтобы узнать нечто полезное и повысить свой уровень образовательной, но они же начинают спорить, писать комментарии.
Под моей статьёй о боях за Борисов летом 1941 года (в которых главным действующим лицом была знаменитая 1-я мотострелковая дивизия), один рассерженный читатель написал ехидный комментарий, в котором сообщал, что не могло быть в 1941 году мотострелковых дивизий. В ответ на то, что такие дивизии были (с приведение номеров оных), он прислал какую-то картинку с текстом, где сообщалось, что советские мотострелковые войска созданы в 1957 году. Когда я ему послал для примера Журнал боевых действий 1-й мотострелковой за 1941 год, читатель куда-то пропал, так что не известно, подействовало аль нет.
Но пару слов на тему, вроде бы и понятную, пожалуй стоит.
Конечно, среди моих читателей едва ли найдётся много таких, которым надо объяснять, что официальное название «мотострелковые войска» Советской армии — это лишь очередное переименование основного рода войск наших сухопутных сил — пехоты. И в какой-то мере можно говорить, что регулярная пехота армии Петра Великого и мотострелковые войска СССР — это одно и тоже, с поправкой на технический прогресс. Просто раньше были мушкеты и багинеты, а за несколько веков пришли к БМП и «калашам». Но основная суть пехоты от этого не меняется.
Период Второй Мировой войны для пехоты, в плане моторизации, был особый, и для всех войск этот фактор был важным и обычно указывался. Например, в Вермахте, артиллерийские части в названии обязательно указывали, на какой они тяге — механизированной или конной. А потом ещё и выделяли артиллерийские дивизионы с гусеничными тягачами «Ост». Ибо, в то время, далеко не все армии были моторизованы, а большая часть использовала старых добрых лошадок. К числу исключений можно упомянуть лишь британскую и американскую армии с их полной моторизацией, да и то не с самого начала войны.
О том, чтобы повысить подвижность пехоты, а лучше и прикрыть её броней, задумались ещё в Первую Мировую. Проекты первых бронетранспортёров тогда создали и англичане, и немцы. Но, развития это всё не получило в тот период. А в 20-е годы, когда уже стало понятно, что танки выходят на первый план в сухопутной войне, очевидным для всех стало и то, что их нужно сопровождать пехотой. И поскольку, пехота за танками не угонится, то нужно её как-то ускорить. Вроде можно было бы использовать кавалерийские части в силу их большей подвижности, но кавалерия уже отмирала, как род войск.
Потому пехоту надо было моторизовать. Посадить на автомобили пехотинцев вроде и не сложно, в Первую Мировую это уже активно делали, но… Обычные коммерческие грузовики не особо подходили, желательно что-то более проходимое, способное двигаться вместе с танками и по бездорожью. А потом, надо же не просто грузовик для пехотинцев. Пехоте (да и самим танкам) нужно придать артиллерию, средства ПВО, инженерные части, а ещё и снабжать боеприпасами, горючим, да и просто хлебом с консервами. Так что для обеспечения дивизии требуемой подвижностью надо было не менее двух тысяч грузовых автомобилей. А по тем временам это было слишком много и позволить могли себе лишь британцы и американцы. В Вермахте же вся дивизионная и полковая артиллерия в пехотных дивизиях оставалась полностью на конной тяге. А моторизованные дивизии составляли относительно небольшую долю.
В Красной Армии проблем с моторизацией было выше крыши.
Вроде бы перед Великой Отечественной развёртывание армии выглядело внушительно — три десятка моторизованных дивизий и вдвое больше танковых, в первых два мотострелковых полка, во вторых — один.
Однако обеспечить мотопехоту достаточным количеством транспорта было проблематично в целом, да ещё и с качеством проблемы — полноприводных грузовиков не было, даже с трёхосными дела обстояли не особо хорошо. Про что-то более серьёзное, вроде полугусеничных транспортёров и речи не шло, не говоря уж про БТРы. Тягачей для артиллерии тоже не хватало, даже с учётом мобилизации тракторов из сельского хозяйства. С выпуском мотоциклов дела обстояли совсем плохо, в мотоциклетных частях количество именно мотоциклетных рот приходилось уменьшать в каждом новом штатном расписании, да и те не удавалось укомплектовать.
Конечно, людям, не особо стремящимся вникать в структуру Красной Армии легко запутаться в разнообразии названий частей и соединений. Ведь в составе механизированных корпусов были танковые и моторизованная дивизии, мотоциклетный полк, а составе дивизий мотострелковые полки. При этом 1-я Московская дивизия, хоть и переименована в моторизованную, но во всех документах именуется мотострелковой.
А кроме этого в составе РККА ещё и две мотострелковые дивизии — 36-я и 57-я, обе в Забайкалье. Причём более правильное их название — стрелковые дивизии с моторизованными тылами. То есть обычная пехота, просто и артиллерия, и тылы моторизованы (что не исключает наличия в штате лошадей).
После начала войны в РККА будут появляться новые мотострелковые дивизии — либо переименованные моторизованные, либо даже танковые, оставшиеся без танков и пополненные пехотой. В боях на Ржевском выступе в 1942 году будут участвовать две мотострелковые дивизии.
Ну и в составе танковых бригад будут мотострелковые батальоны, а в составе появившихся позже танковых корпусов — мотострелковые бригады. Позже, появятся новые механизированные корпуса, основа которых — механизированные бригады. Те же мотострелковые, только с приданным танковым полком.
Чтобы ещё запутать, отмечу, что мотострелковый батальон в РККА правильно полностью звучит как «моторизованный стрелково-пулемётный батальон».
Появлением столь большого числа мотопехоты мы, увы, обязаны Ленд-лизу. Ибо без американских «Студебеккеров» и «Доджей» поставить пехоту, да и артиллерию на колёса не удалось бы. Американские же машины и пехоту возили, и артиллерию буксировали, да и «Катюши» на американском шасси делали, ибо своё оказалось слабовато. Кстати, хотя и говорят, что РККА воевала без БТРов, но в 1944 году механизированные бригады на Украине и Белоруссии имели полугусеничных и колёсных бронетранспортёров даже побольше, чем по факту во многих танковых дивизиях Вермахта, им противостоящих.
Ну и что сказать в завершении… порой глупость даже полезна, так как даёт толчок посмотреть на некоторые темы под другим углом. Что в целом полезно ведь. Вот в данном случае поговорили конкретно о мотострелковых частях и соединениях.
Ну а тем, кто ещё хочет продолжить чтение чем-то полезным, рекомендую мою статью:
Как менялись противотанковые бригады Красной Армии в ходе войны
Комментарии 9
Во-вторых, если вам не интересна военная история, то идите в другую группу, я пишу для тех, кому интересно что-то узнавать. Причём без всякой политики.