О причинах поражения Красной Армии в приграничных сражениях 1941 года буду спорить, видимо, ещё долго. Особенно, если исходить из того факта, что некоторые их и не признают поражениями — настолько они мышлением умудрились застрять в сталинской эпохе.
Но в любом случае выдвигается много разных причин. Причём все эти причины, в какой-то степени верные.
Когда говорят о численном превосходстве Вермахта, то даже это верно. Хотя если брать общее соотношение сил, и сравнить количество войск, которое немецкое командование сосредоточило у советских границ для нападения на СССР, с силами Красной Армии в западных округах, то оно явно не в пользу немцев. Особенно если начать считать пушки, танки, самолёты, то вообще непонятно, как немцы могли достичь успеха. Но ударные группировки Вермахта действительно превосходили советские войска на направлениях главных ударов численно, хотя и не столь подавляющее было это преимущество, как нас долго пытались убедить.
Когда говорят о неготовности к войне и немецкому наступлению — это не совсем верно. Войска к войне готовились усиленно, а все разговоры про то, что Сталин чему-то там не верил, касаются даты немецкого нападения. Другое дело, что первым напавший в любом случае получает фактор внезапности.
Когда говорят, что виной всему то, что Красная Армия готовилась к наступлению, а не обороне, то это опять же надо смотреть с разных сторон. С одной стороны, планирование упреждающего удара привело к тому, что советские ударные группировки требовали сосредоточить значительные силы на участки, где немцы не наступали. Но советские планы войны предусматривали и оборону на участках немецкого наступления (которые были хорошо известны), и выделены войска прикрытия, которые должны были немцев остановить.
Можно ещё что-то менее важное припомнить, но, на мой взгляд, всего перечисленного мало для объяснения всех причин. Например, давайте возьмём всем известную историю с внезапным ударом по советским аэродромам, где действительно были уничтожены сотни самолётов на земле. Но почему-то как следствие, стали утверждать, что советской авиации и вообще в небе не было, а летали отдельные самолёты с генералами и полковниками за штурвалом. На самом деле ведь советская авиация с первых дней вступила в бой. И, судя по немецким потерям, в небе явно советские самолёты явно были и сражались.
Другое дело, что всплыла и ещё одна причина поражений. Оказалось, что наши самолёты слабее немецких, истребители не способны угнаться за «месерами». Что наши «сорокапятки» броню немецких танков не пробивают. Что наше огромное преимущество в танках каждый день «съедается», поскольку бросаемые в атаку сотни Т-26 и БТ горят от смертоносного огня немецких «колотушек», над которыми потешались.
И вот тут, я бы хотел обратить внимание именно на тот фактор, который как-то никогда не звучит в различных оценках причин поражений. И на мой взгляд именно он «скрепил» собой всё вышеперечисленное и привёл к тому, что мы с ужасом осознаём только теперь.
Этот фактор — бардак. Ну или то, о чём говорил профессор Преображенский — разруха в головах.
В некотором роде из этого вытекает и вышеуказанные проблемы с пушками, танками, самолётами и все прочим. Как-то давно я читал интересные исследования, автор коих утверждал, что серийные немецкие самолёты имели практически все те же характеристики, что и заявлены в таблицах. А вот советские машины, выпущенные в серии, значительно теряли в показателях. Это вроде бы всегда объясняли тем, что опытные образцы для испытаний собирались штучно, буквально вылизывались, чего, конечно, не было в серии. Но почему у немцев (и у американцев, и у британцев) получалось, а у нас нет? Кстати, помню ещё где-то упоминалось, что присылаемые из США по Ленд-лизу «Дугласы» после перекрашивания в СССР теряли сколько-то процентов скорости. И почему-то в это сразу веришь.
Тут надо сказать, что любая армия не готова к войне и переход из мирного времени в военное всегда будет болезненным. Можно считать вполне объективным фактором, что армия мирного времени, на самом деле к войне не готовится. Особенно если войны не было уже какой-то продолжительный срок.
Мы все восхищаемся Суворовым, Румянцевым и многими другими, им равными, но забытыми. Но надо помнить, что они из войн практически не выходили. Войска лишь уходили на зимние квартиры, а летом снова в поход. Даже если война и заканчивалась в ту пору, то на срок небольшой, за пару-тройку лет в войсках ещё боевой пыл не остыл.
Если же мы возьмём Красную Армию, то она почти два десятка лет не воевала, а те конфликты, которые были, например, с японцами, действовали в целом скорее расслабляюще — дескать разгромили врага легко, дальше также будет.
А потому в мирное время любая армия (и РККА тоже) больше думала о вещах сугубо мирных — обустройстве быта, повышении благосостояния, карьерном росте. Причём ведь мирное время от армии требуют совсем иных умений, чем на поле боя. Никакие учения, никакие стрельбы на полигонах не покажут боевые умения войск реальные — это физически невозможно. Потому можно лишь оценить громкость криков «Ура!» в штыковой атаке во время манёвров, поскольку бойцы смело бегут прямо на пулемёты и легко добегают. А ещё проще оценить строевой шаг на плацу. А потому новые чины и даже награды идут в мирное время чаще за строевую подготовку.
Ну и ещё всплывают такие слова как «чинодрал», «очковтиратель», «подхалим», «лизоблюд» и пр., ибо эти явления свойственны всем временам и всем народам.
Пока мы говорим о проблемах общих, но давайте посмотрим, что же было в РККА особенного. В отличие от армий других стран, в СССР не было того, что как-то нивелировало указанные выше проблемы мирного времени. Это традиции. Военное дело традиционно было всегда уделом династий, и ещё чаще всего — служили люди обеспеченные. Но в СССР после 1917 года старательно разрушили до основания всё, что смогли. И армию в том числе. Да, в Гражданскую войну огромный вклад в победу внесли тысячи царских офицеров. Но не следует забывать, что служили они новой власти, зная, что в заложниках их семьи. Да ещё и рядом всегда был комиссар, имеющий право лично расстрелять военспеца, как только почудится измена. И до Второй Мировой дожили очень немногие, товарищ Троцкий пустил их в расход, когда острая нужда отпала.
А в создаваемой Красной Армии славные вековые боевые традиции не только не ценили, а наоборот. Поступить в военное училище юноше, у которое предки воевали при Бородине и под Полтавой, было практически невозможно. А вот неграмотные сельские пролетарии, предки которых, как и они сами, читать отродясь не умели, как раз наоборот были востребованы в первую очередь.
И какая уж тут военная наука, если курсанта надо учить писать и читать, дай бог ещё и считать бы успеть выучить.
Что мы и видели в результате — уровень грамотности оставлял желать лучшего. А без этого куда?
И, к сожалению, как показывает вековая практика, когда люди из самых низов общества, вдруг получают право управлять другими, хорошего из этого получается мало. А мы как раз в 20-30-е годы именно такую картину и получили в армии (и в целом по стране тоже).
У нас про репрессии 30-х годов в армии говорят много, но с упором исключительно на политические аспекты. Таковых действительно было немало, например, в 1938 году из общего числа уволенных в 16 362 человека, 4138 были уволены как иностранцы или рождённые за границей.
Но не следует забывать, что увольняли ещё за пьянство и моральное разложение, по служебному несоответствию, за различные уголовные преступления. А что вы хотите от уроженца глухой деревушки какой-то губернии, которые в несколько лет вдруг достиг немалых чинов, благо при стремительном увеличении вооружённых сил это было не очень сложно. Тут и вполне понятное желание подчинённых солдат как рабочую силу бесплатную использовать, и прихватить всё, что плохо лежит, и по-всякому прочему использовать служебное положение.
Ну и опять же крестьянская смекалка, что подсказывает? Если будешь докладывать начальству о реальном положении вещей, которое редко бывает удовлетворительным, то по головке не погладят и в звании не скоро повысят. Ибо начальству тоже докладывать на свой «верх» надо. А потому лучше сообщать, что всё хорошо и получать за это всякие блага.
Ну а когда выясняется, что не завтра, а сегодня в поход, то оказывается, что и того не хватает, и это не работает, и что делать толком никто не знает. Танков вроде на бумаге две сотни, но это же только по докладам наверх, а реально каждая третья машина вообще не завелась, а из остальных половина по дороге заглохла. Я, конечно, это картину в 1941 году только по документам знаю, но вот в Советской армии на учениях всё именно так и было.
И вот получается, что товарищ Сталин с Генеральным штабом планируют, как в случае, коль немцы начнут первыми, то господину Гудериану и танкам его 2-й танковой группы дальше Бреста не дадут пройти войска 4-й армии товарища Коробкова. Ибо задачей товарища Коробкова является прикрытия госграницы именно на этот самый случай. И вполне разумно было бы предположить, что и командарм, и все командиры рангом ниже, от комдива до комбата, будут очень старательно выполнять поставленные перед ними задачи, стараясь как можно лучше подготовиться к неотвратимо приближающейся войне. О том, что Германия готовится напасть на Советский Союз, даже в Гондурасе все знали. И не важно ведь, во что там товарищ Сталин верит или нет. Сталин далеко, а воевать завтра им самим и за свои ошибки платить не только кровью солдат, но и собственной жизнью придётся. А потому лучше перебдеть и проявить инициативу, чтобы быть готовым в любой день, в любой час идти в бой. И со всех подчинённых семь шкур снять, чтобы понимали — шутки кончились и грядёт война.
И кабы каждый на своём месте радел о деле, так может не так сложилась их судьба. Всего-лишь действовать так, как требовалось, и могли бы надавать немцам по первое число, чтобы более неповадно было. Кабы, кабы, кабы…
Правда, не во всем стоит винить генерал-майора Коробкова и нижестоящих товарищей. Ибо 4-й армии в Генштабе поставили сразу две задачи. Левым флангом она должна была осуществлять прикрытие границы, а правым наступать на Радом. Не слишком ли сложно будет штабу 4-й армии решать сразу две задачи и не предпочтут ли там выбрать лишь одну, как наиболее важную? Об этом не подумали, а зря. Судя по дальнейшим событиям, выбрали одну задачу, понятно какую и даже понятно почему. Ведь войска прикрытия у Бреста уже в том районе и находились, а вот войска правого фланга ещё только прибывали в исходные районы. Значит на правый фланг внимания больше по любому.
Может как раз главным преимуществом Вермахта оказалось именно то, что они просто выполняли приказы, инструкции, правила. А не думали, как хитрить, отлынивать, нагреться. Они же немцы именно такие — как им сказали поступать, так они и делают. В Третьем Рейхе и Вермахте было много недостатков, но у них хватило ума сохранить преемственность армии, ведь даже страшная эмблема СС с чёрной формой идёт от гусар Фридриха Великого. Будущие офицеры начинали знакомство со стратегией из книг Юлий Цезаря в библиотеке фамильного замка. И, видимо, ещё Фридрих Великий, создав армию с железной дисциплиной, сохранил это на века.
Да, мы победили тогда Фридриха, победили и Вермахт. Вот только цена была во всех случаях огромной. А врага бить надо так, чтобы своей крови пролить меньше, чем неприятельской.
И скажите ещё, что я не прав…
Почитайте ещё это:
Интереснейшие данные об уровне образования комсостава Красной Армии перед Великой Отечественной войной И это:
Каким же было морально-психологическое состояние РККА в канун войны
Комментарии 265
И какая уж тут военная наука, если курсанта надо учить писать и читать, дай бог ещё и считать бы успеть выучить..."
Ьда. А как же быть вот с этим утверждением?
"– Вы как-то сказали, что войну выиграл советский десятиклассник…
В предвоенные годы системе образования в СССР уделялось первостепенное внимание. Во всем мире советская школа 1930-х годов была беспрецедентным явлением. Тогда удалось обучить миллионы людей. Причем советская школа не только давала хорошее образование, но и воспитание на основе образования.
В результате в конце 1930-х армия стала пополняться молодыми людьми, имевшими среднее образование. Колоссально повысился интеллектуальный уровень призывников. Кроме того, была создана масса военных училищ и академий. С началом войны подготовка офицерских кадров пошла в ускоренном варианте. Вчерашние десятикла...Ещё"... А вот неграмотные сельские пролетарии, предки которых, как и они сами, читать отродясь не умели, как раз наоборот были востребованы в первую очередь.
И какая уж тут военная наука, если курсанта надо учить писать и читать, дай бог ещё и считать бы успеть выучить..."
Ьда. А как же быть вот с этим утверждением?
"– Вы как-то сказали, что войну выиграл советский десятиклассник…
В предвоенные годы системе образования в СССР уделялось первостепенное внимание. Во всем мире советская школа 1930-х годов была беспрецедентным явлением. Тогда удалось обучить миллионы людей. Причем советская школа не только давала хорошее образование, но и воспитание на основе образования.
В результате в конце 1930-х армия стала пополняться молодыми людьми, имевшими среднее образование. Колоссально повысился интеллектуальный уровень призывников. Кроме того, была создана масса военных училищ и академий. С началом войны подготовка офицерских кадров пошла в ускоренном варианте. Вчерашние десятиклассники очень быстро становились командирами Красной армии. Часто более хорошими, нежели те, кто, не имея образования, давно служил в армии." Александр Зиновьев.