После того, как женщина выбирает женственность, и тем самым, Социальный Стокгольмский Синдром, в качестве адаптивной стратегии, она начинает активно отрицать собственное подчинённое положение: женщина отрицает опасность мужчин, отрицает тот факт, что женственность является стратегией выживания в ситуации террора, созданной мужским насилием.
Гендерное насилие представляет собой насилие мужчин над женщинами, основывающееся на идеологии мужского превосходства и мужских привилегий. Муж поднимает руку на жену, потому что считает и убеждён, что имеет на это право. Точка. Никаких "спровоцировала" или "довела". Во многих странах сейчас уже никто не признаёт, во всяком случае официально, за мужчинами никаких исключительных прав или привилегий: подвергать гендерному абьюзу женщин считается уголовным преступлением.
Гендерное насилие возникает из определённой идеологии, из представления о том, что мужчина является высшим по отношению к женщине существом, а следовательно, имеет право контролировать её поведение на своё усмотрение, используя для этого любые "методы", прежде всего - любые виды насилия. Так как эта идея находила своё отражение в законах, совсем до недавнего времени женщина и её дети официально считались собственностью мужчины во всех странах мира, а избивать их не только не порицалось и не наказывалось, но даже поощрялось - "воспитание жены" было долгом мужа. Даже сегодня в странах с самым прогрессивным гендерным законодательством мужчины-абьюзеры практически не встречают противодействия со стороны общества, хотя их действия официально могут быть расценены как преступление.
Фактическая безнаказанность - одно из наиболее важных социальных "поощрений" для абьюзера, но основным мотивом для насилия мужчин над женщинами является то, что с помощью насилия можно легко контролировать, можно заставить замолчать, заставить подчиниться.., короче, насилие - это наиболее лёгкий и привлекательный для многих мужчин способ заполучить и осуществлять власть: не надо делать усилия и в чём-то убеждать, что-то доказывать, логически мыслить, честно себя вести в отношениях и т.д. Когда мужчина реагирует на уход женщины из отношений абьюза бурным гневом, яростью, резким усилением насилия и покушением на убийство женщины - это не потому что он сожалеет о том, что она ушла от него, это он пытается вернуть себе власть, которую женщина разрушает своим уходом.
Мужчина-абьюзер не нуждается в поводах для насилия. Для него таким поводом может быть любое действие, слово или выражение лица женщины. Он осуществляет насилие не как реакцию на её поведение, а как способ показать, "кто тут главный". Из приведённого тобой отрывка можно подумать, что если женщина вступает в отношения с мужчиной, а тем более - выходит за него замуж, то у неё не должно быть ни инициативы, ни собственного мнения, и что надо костьми лечь, но сохранить отношения с этим мужчиной, какими бы они не были. Ничего подобного.
Женщина всегда имеет право на собственное мнение, на свои личные интересы и инициативы, а если отношения с мужчиной её не устраивают, то она имеет право развестись или разорвать отношения. Самое главное - женщина должна знать, что гендерное насилие и абьюз являются преступными деяниями, и что она имеет право требовать от общества внимание к её проблеме, получать содействие и защиту со стороны общества.
Поведение мужчины-абьюзера невозможно ни объяснить, ни понять, если чётко не усвоить себе, что оно вытекает из убеждённости мужчины в том, что он имеет право на абьюз над женщиной. Эту убеждённость он приобретает в процессе воспитания, эта идея поставляется ему сексистскими установками общества. Абсолютное большинство мужчин-абьюзеров, даже самые жестокие из них, - психически нормальны в клиническом смысле, они не больше отклоняются от идеала психической нормы, чем остальное население.
Ланди Банкрофт пишет в статье "Мужчина-абьюзер в конфликтах за опеку и визиты" (1998): "Абьюзер уверен в своём праве: в своих особых правах и привилегиях, которые не распространяются на других членов семьи. Он уверен в том, что его потребности должны быть главным и единственным пунктом семейной повестки, и что все члены семьи должны старательно следить за тем, чтобы он был счастлив.
Как правило, абьюзер считает своей прерогативой определять, когда и как между ним и его партнёршей будут иметь место сексуальные отношения, и отказывает женщине как в праве не соглашаться на них, так и в праве инициировать их. Также он полагает, что работа по дому и уход за детьми должны осуществляться кем-то, только не им самим. По его мнению, за любой его вклад в эти дела его должны по-особенному благодарить, восхищаться им. Он очень требователен. Он крайне неуважительно себя ведёт: считает партнёршу менее компетентной, менее умной и менее чувствительной, чем он сам. Часто он обращается с женщиной как с неодушевлённым предметом. Любыми способами старается показать, что он в доме главный.
Объединяющим принципом разнообразных проявлений абьюза является чувство собственности, характерное для мужчины-абьюзера. Абьюзер полагает, что если женщина согласилась вступить с ним в отношения, она тем самым перешла к нему в собственность. Именно эта идея собственности на другого человека наиболее ярко проявляется в случае убийств женщин, которые решились разорвать отношения с абьюзером: мужчина считает, что женщина не имеет право прервать отношения с ним до тех пор, пока он сам не решит окончить их".
Ланди имеет двадцатилетний опыт работы с мужчинами-абьюзерами и членами их семей: более тысячи дел о гендерном насилии в качестве терапевта и пять тысяч дел в качестве супервизора. Он признанный специалист и автор работ по этой теме, а также по теме абьюза над детьми и опеки, он ведёт профессиональные курсы для работников судебной системы, социальных работников и терапевтов, так что уверяю тебя, он знает, о чём говорит.
Именно абьюзеры придают особое значение и уделяют много внимания и времени тому, чтобы создать положительный образ самого себя в обществе. Вне семьи их практически никогда не знают как гневливых и злобных хамов. Когда о его злоупотреблениях и/или преступлениях в семье становится известно остальным, то люди обычно говорят, что не может быть, что его бес попутал или же он сошёл с ума, что он потерял контроль, сорвался, слетел с катушек. Это не имеет ничего общего с истинным положением дел. Абьюзер хорошо понимает, чтó он делает, он выбирает момент для агрессии, он знает, как надо бить, он никогда не нападает на начальство или на тех, кто имеет возможность дать отпор. На самом деле, абьюзеры гораздо лучше, чем другие люди, умеют контролировать себя, они дозируют свою агрессию, как на аптекарских весах.
Дэвид Адамс (я специально ссылаюсь на специалистов-мужчин) пишет: "Часто мужчины-абьюзеры являются любимцами публики, обладают авторитетом и оцениваются положительно со стороны товарищей по работе и соседей. Их социальные отношения носят позитивный характер. На людях они ведут себя противоположно тому, как ведут себя в личной жизни. Многие из них очаровательны, харизматичны и привлекательны для большинства окружающих, в том числе - и для своей будущей жертвы. Поэтому очень важно верить женщине, если она говорит нам об абьюзе, важно, чтобы её слова не обесценивались родственниками, друзьями, коллегами по работе и судьями на основании того, что агрессор - симпатичный им парень с безупречным поведением на публике. Эксперты по работе с абьюзерами утверждают, что поведение мужчины на публике не является показателем того, будет ли он совершать насилие в отношении партнёрши или нет".
Абьюзеры - искусные манипуляторы. Они нисколько не смущаются даже беседами с профессиональными психологами. Они настолько уверенно жонглируют фактами, представляя самого себя жертвой агрессии со стороны женщины, так убедительно жалуются на то, что женщина ненормальна психически, приводят так мастерски подтасованные "доказательства" этой ненормальности, что очень часто психологи приходят к выводу, что насилие в паре является двусторонним, обоюдным.
Когда в отношениях существует абьюз, то практически все женщины переживают стадию, когда они испытывают по отношению к мужчине-агрессору смешанные чувства страха и эмоциональной зависимости. Это один из этапов развития Стокгольмского Синдрома. То есть, захотеть покинуть абьюзера действительно непросто для женщины, которая подвергается насилию. Моя книга, другие подобные книги призваны помочь ей в этом, остановить и повернуть вспять процесс развития Стокгольмского Синдрома. Кроме того, осознанию желания выйти из абьюза может препятствовать и объективная ситуация: женщина не без основания боится абьюзера. Большинству женщин их мужья и сожители-абьюзеры прямо или косвенно угрожают физической расправой, насилием в отношении детей или родственников. На месте этих женщин любая бы испугалась и предпочла бы "не думать о плохом": примеры убийств женщин и детей близкими им мужчинами у всех перед глазами. Кроме того, абьюз делает женщину нищей материально и изолированной социально, часто она теряет и не может вновь найти работу, теряет собственность и деньги. Уйти от агрессора без чьей-то помощи, полагаясь только на себя, без средств, без работы, затерроризированная психологически и с детьми на руках - это не каждой под силу. И тогда женщина предпочитает "не хотеть уйти".
Опыт женщин разных стран в том, что касается гендерного насилия, очень схож. Домохозяйки или нет, мы, женщины разных стран, сталкиваемся с одними и теми же проблемами гендерного насилия и гендерной дискриминации. В мире существуют страны, в которых родиться женщиной - худшее из наказаний, которое только можно себе представить, но также существуют страны, в которых предприняты многочисленные и часто успешные меры к искоренению патриархального насилия и дискриминации.
Мои свобода, равноправие и права не будут истинными до тех пор, пока они не распространяются на женщин всего мира, пока они не универсальны.
Кроме того, разглагольствовать о том, что в западных странах "женщины добились всего" значит манипулировать общественным сознанием. Именно на пути к эгалитарному обществу женщины западных стран столкнулись с невероятным усилением гендерного насилия. Когда женщины на Западе поняли, что у них есть право не терпеть, что они имеют право требовать равноправия не только в общественной, но и в личной сфере, что они имеют право в любой момент прекратить не устраивающие их отношения, то есть, когда патриархальное господство мужчин в личной сфере пошатнулось, вот тогда-то и выяснилось, что многие весьма и весьма общественно прогрессивные мужчины настолько удобно чувствуют себя в сексистских стереотипах и так хорошо устроились в своих гендерных привилегиях, что готовы зайти весьма далеко в их отстаивании. Эти мужчины воспринимают требование равноправия со стороны женщин как дискриминацию, потерю личной власти и социального статуса. Для поддержания самооценки этим мужчинам просто необходимо сделать так, чтобы женщина не могла быть ни в чём равной им и ни в чём не превосходила бы их.
В ходе своей психологической практики и своих исследований Леонор Уолкер обнаружила, что чем увереннее в себе становились её клиентки-женщины, тем с бóльшим психологическим и физическим насилием со стороны партнёров-мужчин им приходилось сталкиваться. Решение женщины подать на развод в западных странах и сегодня воспринимается мужчинами не как осуществление права женщины на личную свободу, а как брошенный мужчине вызов, нападение на его маскулинность: в патриархальном мышлении только мужчина имеет право затевать и прерывать личные отношения с женщиной, как и когда ему вздумается; если женщина думает и решает самостоятельно, значит, она осуществляет агрессию в отношении мужчины, и тогда его стремление к власти становится особенно острым, неразборчивым в средствах и часто - смертельно опасным для женщины. И так везде, во всех странах, где есть хоть какие-то исследования по теме гендерного насилия, - везде обнаружена и действует эта схема.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2