Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Сегодня, в этот день нашей соборной молитвы здесь, в стенах Смоленского храма нашего любимого города Пятигорска, мне хотелось бы вспомнить слова преподобного Иоанна Кронштадтского, который вот как интересно и глубоко поучительно, с одной стороны, а, с другой стороны, очень просто говорил о ценности свободы. С чего она начинается?
Бог, - писал он, - даровал каждому человеку свободу. Учись беречь ее -говорил он - всегда. Не делать себя несвободным, не делать себя зависимым от вещей, сначала каких-либо мелких и незначительных, а затем не делать себя рабом своим страстей.
Но вместе с этим Иоанн Кронштадтский еще говорил о том, в чем есть сила этой собственной личной свободы. Учись ценить свободу в других людях. Вот действительно, когда ты в другом человеке не только не замечаешь его собственной свободы, но еще всячески подавляешь ее, препятствуешь ей, то сам ты нередко становишься рабом своих собственных страстей и своих собственных зависимостей.
Вот видишь человека, который ведет добрый образ жизни и свободно совершает молитву, свободно воздерживается от какого-либо употребления того, что делает человека зависимым. Нередко приходится становиться свидетелем удивительной реакции на это: «ну, что ты как не все», «ну, все вот тут сидят за столом, поднимают и пригубляют», «ну, что ты как не все, как не другие?»
Или началось время поста, и кто-то свободно для себя принимает решение это время сохранять и поститься. Ну, время сейчас такое, столько обстоятельств, ну, что ты себе позволяешь?! Что ты не можешь по-другому отнестись? Или в чем-либо другом, когда человек свободно выбирает образ, которым жили его предки, выбирает образ жизни свободной от всякого греха, и живет так, как был научен своими благочестивыми родителями – нередко это становится не только несвободой других от раздражения, но еще и рождением всяких злых умыслов против такого человека.
Учись ценить свободу в другом человеке. Эти слова равнозначно цены для любого времени и возраста. Учись ценить свободу в своих собственных детях, но именно свободу. Учись ценить свободу выбора своего ребенка или человека, который живет в твоей семье. Но только такого выбора, который приводит человек не к нарушению, а исполнению заповедей Божиих.
Конечно, мы не должны потакать зависимости. Да и всякий человек, который между добром и злом выбирает злое, являет не свою свободу, а являет свою болезненную зависимость от тех или иных злых привычек. И от таковых человека надобно избавлять. Как раз избавлять, внушая мысль: освободись от этого, сделай себя свободным от того, что постоянно обращает на себя внимание.
Сделай себя свободным от твоей дурной привычки. Сделай себя свободным от твоей лени, от твоего осуждения других людей. Сделай себя свободным от твоей постоянной раздражительности, от твоей ворчливости. Сделай себя свободным, освободись от мести и злобы на другого человека, от желания ему отомстить. Сделай себя свободным. И давай мы вместе освободимся от этого. Давай мы вместе изменим свою жизнь от рабства к подлинной истиной настоящей свободе.
Иоанн Кронштадтский говорил о том, что беречь и хранить в себе свободу всегда возможно только тогда, когда ты ее еще и бережешь и ценишь в других. Хорошо, когда ты другим говоришь: «не делай этого». Но лучше, когда ты сам этого не делаешь. Хорошо, когда ты другим указываешь, как надо поступить правильно. Но еще лучше, когда ты покажешь другому человеку, как надо поступить правильно.
Свобода, дарованная от Бога – это то, что передается, как сила, от одного к другому. Когда дети видят своих родителей свободных от скверных слов, от ругани, от каких-либо застолий и зависимостей, то дети сами вырастают такими же свободными.
А когда они в своей семье, в своем доме видят пример раздражительности, гневливости, ворчливости и неблагодарности, недовольства, постоянного невнимания и не замечания друг друга, тогда эту несвободу они впитывают и в себя. И рано или поздно эта несвобода начинает их делать несчастными, несчастливыми.
Иоанн Кронштадтский говорил просто и убедительно о вещах, о которых можно было бы сказать: «ну, это же так очевидно». Но нередко мы эту очевидность упускаем из вида и, не ценя в других, и в себе самих губим свободу.
Дай, Господи, нам замечать в других доброе. Это бывает так непросто иногда. И замечая это доброе, не разжигаться ревностью или подозрительностью, осуждением. Вот, мол, знаю я этого человека, теперь, смотри, ты каким стал.
Не спеши судить человека, который попытался стать человеком, изменить свою жизнь. Наоборот, удивись его отношению и скажи ему одобрительно: «хорошо, что ты бросил это злое дело», «хорошо, что ты больше не упиваешься», «хорошо, что ты бросил курить», «хорошо, что ты бросил сквернословить», «раньше от тебя слова доброго не услышишь, постоянно в твоих словах столько было грязных слов, столько в твоих рассказах было неприятных и стеснительных образов, хорошо, что больше ты их не произносишь», «молодец, держись этого выбора, не оскверняй свою свободу, не делай свою жизнь рабской, потому что не только люди смеются от твоих слов, те, которые говорят так же, но и дух нечистый смеется над своей жертвой».
Уметь поддержать добрый, правильный выбор свободы в другом человеке — это ещё и положить начало своей собственной свободы, освобождающейся от всякой зависимости.
Полюбишь человека доброго, сам станешь добрым. Полюбишь человека не сквернословящего, и сам научишься говорить другим языком. Полюбишь человека глубокого, с интересными образами и мыслями, и сам забудешь про всякую пошлость и грязь и в своих мыслях, и в своих словах. Полюбишь в человеке его искреннюю любовь ко всему, что наполняет жизнью, к красивому, и сам начнёшь замечать красоту вокруг себя. Полюбишь человека, который любит парки, и перестанешь ходить на мусорки. Полюбишь человека, который молится и благодарит за все Бога, и сам научишься переносить достойно и испытания, и искушения, и сам научишься благодарить. И тогда полюбят и тебя.
Цени в себе свою свободу, - писал Иоанн Кронштадтский. И ещё обязательно цени её в других людях. Потому что это Божий дар, который Господь подарил нам, создав нас по образу и по подобию Своему. И когда мы свободны от греха, когда мы свободны от страха, когда мы свободны от зависимости, тогда мы во Христе, Который даровал нам свободу от первородного греха крестной искупительной жертвой.
Господи Милосердный, помоги нам жить достойной жизнью, сохраняя в себе Твой образ и подобие. И помоги нам, Господи, поддерживать и любить свободу в других людях. Аминь.
9 ноября 2024 года. Смоленский храм Пятигорска
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев