Золотые украшения, золотое шитье, золотая филигрань… Самый совершенный из металлов, не подверженный порче и коррозии, золото – символ богатства и власти – имеет еще и сакральный смысл. <Передавая эти украшения по наследству, люди оставляли своим потомкам нечто большее, чем просто материальное благополучие. Ювелирная коллекция Азербайджанского национального музея искусств напоминает об этом.
Груша и гранат
Подобные предметы декора украшали интерьер дворцов и богатых домов.
Южный Азербайджан, начало XX в. Железо, золотая насечка.
Нагрудное украшение «Ай-улдуз» (фрагмент)
Особенность таких изделий – множество деталей различной формы, выполненных в технике шебеке (филигрань) и соединенных между собой звеньями цепочек: цветы, лепестки, полумесяц, звезды… Эти украшения характерны для северо-¬западных регионов Азербайджана. В основном их надевали по торжественным случаям.
Карабах, конец XIX – начало XX в. Золото, изумруды, рубины, мелкий жемчуг, простые камни, филигрань.
Серьги «Пиала-зенг»
Форма традиционной серьги имитирует небосвод и купол мечети, однако своим названием она обязана сходству с пиалой, подмеченному в народе. Чем больше «этажей» у пиала-зенг, тем более ценной и красивой она считалась. Каждый следующий купол был шире предыдущего, и при каждом повороте головы эта конструкция издавала тонкий звон, подчеркивающий благородство женщины.
Азербайджан, XIX в. Золото, эмаль.
Книжный переплет
На этой переплетной крышке изображена миниатюра со сценой из придворной жизни. Над созданием рукописной книги трудились каллиграфы, художники-миниатюристы, позолотчики, орнаменталисты, переплетчики. Такие издания считались произведениями искусства, стоили очень дорого и передавались по наследству. Их могли позволить себе только правители и высшая аристократия.
Южный Азербайджан, начало XVIII в. (?) Папье-маше, темпера, золото, лак.
Гялямдан (Чехол для пенала)
В пеналах хранили письменные принадлежности – тростниковые калямы (ручки) для письма и специальный нож для их очинки. Бархатный гялямдан не только защищал от царапин расписную лаковую поверхность пенала, но и сам был предметом роскоши: искусные вышивальщики украшали чехлы изящным золотым шитьем.
Азербайджан, XIX в. Бархат, шелковая нить, золотое шитье.
Тогга
Пряжка-тогга – центральная часть женского пояса: две половинки с незаметной застежкой-крючком. Тоггу делали из позолоченного серебра в технике шебеке.
Баку, конец XIX в. Золото, филигрань, зернь, штамповка.
Серьги «Гырхдюймя»
В переводе «гырхдюймя» означает «40 пуговиц»: каждая серьга украшена 20 маленькими шариками, в сумме 40 штук. В азербайджанских поверьях число 40 – это символ защиты, оберега. Эти традиционные украшения делали из серебра с позолотой в технике шебеке.
Баку, XIX в. Золото, филигрань, зернь.
Ожерелье «Чечик»
Такое нагрудное украшение состояло из 11–19 длинных подвесок из штампованных бляшек в виде трилистников, звезд, рыбок,
полумесяцев. Азербайджанки надевали чечик по особо торжественным поводам – например, на свадьбу. Когда женщина двигалась, украшение издавало характерный звон, который, согласно поверью, защищал хозяйку от злых духов.
Баку, конец XIX в. Золото, бирюза, штамповка.
Джанамаз (молитвенный коврик)
Коврики для совершения мусульманской молитвы шили из однотонной ткани и украшали вышивкой из золотых и серебряных нитей. На джанамазе всегда есть особый знак, который нужно расположить в направлении Каабы, – туда должно быть обращено лицо молящегося. На этом коврике направление указывает своеобразная арка.
Карабах, XIX в. Атлас, шелковая нить, золотое шитье.
Серьги «Айпара»
Вариация серег «гырхдюймя»: та же форма полумесяца (именно так переводится «айпара»), те же 40 шариков по краям, тот же регион. Разница лишь в том, что вместо шебеке здесь использована эмаль с ручной росписью.
Баку, XIX в. Золото, цветная эмаль, ручная роспись.
Фото: Андрей Бронников
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1