А 120 лет назад, в апреле 1905 года, в Серпухове родился Александр Ежов, который ровно 75 лет назад, 19 января 1950 года, возглавил московскую подземку.
💫 Сын учителя и акушерки-фельдшерицы стоял у самых истоков метро
Он пришёл работать в «Метрострой» в 1932 году — через год после принятия решения о строительстве нового вида общественного транспорта. Работал инженером, начальником техотдела депо, старшим инженером Бюро нового подвижного состава, начальником техотдела управления метрополитена. А уже во время войны 38-летнего Александра Ивановича назначили вторым человеком в подземке, он занял должность главного инженера. А первые дни нового 1950 года возглавил метрополитен.
Перед ним стояла серьёзная задача: замкнуть Кольцевую линию. К моменту его назначения уже две с половиной недели действовал первый участок этой ветки (от «Крымской площади» (ныне станция «Парк культуры») до «Курской» со станциями «Калужская» (ныне «Октябрьская»), «Серпуховская» (ныне «Добрынинская»), «Павелецкая» и «Таганская». И всё ему удалось. Уже в марте 1954 года сооружение линии, связавшей основные вокзалы Москвы завершилось. Кольцо, состоящее из 12 станций, замкнулось и было торжественно открыто Александром Ежовым (фото).
💫 Наш земляк провёл в метро большую работу по расширению пропускной способности, автоматизации и повышению безопасности
При нём реконструированы системы сигнализации и блокировки, что увеличило интенсивность движения до 40 пар поездов в час и повысило их скорость на отдельных участках до 70 км/ч. При Ежове впервые на линии вышли семивагонные составы. Под началом Александра Ивановича были разработаны и освоены облегчённые вагоны типа «Д». Они эксплуатировались до июня 1995 года.
А ещё подземка обязана Ежову появлению турникетов с фотоэлементами, которые сдвигали створки при попытке пассажиров проскочить без билета (впервые их установили в 1952 году на станции «Красные Ворота»).
💫 Сложно представить, но вплоть до 21 декабря 1951 года в поездах никто не объявлял названия станций
Ситуацию исправил именно Ежов. Сперва говорить: «Осторожно, двери закрываются...» начали машинисты, а уже с 1953 года метро начали массово оборудовать громкоговорящей системой оповещения пассажиров. Кстати, именно Ежов в марте 1959 года подписал приказ об обеспечении охраны памятников искусства метро.
Период с начала 50-х по начало 60-х был переломным в истории страны. Поэтому на период управления подземкой Ежовым пришлась масса переименований. Именно он принял бразды правления метрополитеном имени Лазаря Кагановича, а сдал пост начальника метрополитена имени Владимира Ленина. При нём исчезла и вновь появилась станция «Охотный ряд», «Завод имени Сталина» стал «Автозаводской», а «Дворец Советов» превратился в «Кропоткинскую».
💫 Под руководством Александра Ежова проложено 30,5 км путей и введено в эксплуатацию 26 новых станций
В том числе уникальных по техническим и художественным решениям: нынешняя «Воробьёвы горы», «Новослободская», «Киевская», «Арбатская», «Краснопресненская», «Университет», «Смоленская», «Белорусская», «Комсомольская», «Проспект Мира». Он же первым начал строить жильё для метростроевцев. А Ежов успевал читать лекции о своей любимой работе. Они даже вышли отдельной книгой. В Сети и сейчас можно найти этот раритет 1953 года за 1500 рублей.
💫 Важно отметить, что в одно время с серпуховичом Ежовым с метро была тесно связана архитектор Надежда Быкова, тоже уроженка Серпухова
В соавторстве со своим мужем Игорем Тарановым они работали над обликом многих станций. Непосредственно серпуховскому тандему Москва обязана появлению, в том виде который мы знаем, станций «Белорусская-колцевая», «Спортивная» и «ВДНХ». Да, наземный вестибюль станции «Университет» тоже их детище.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1