Николай Дмитриевич Кашкин – известный русский музыкальный деятель, один из первых теоретиков и историков музыкального образования, наш земляк. Он родился в семье воронежского книготорговца Д.А. Кашкина, хорошего знакомого поэта А.В. Кольцова. Отец владел магазином с библиотекой для бесплатного чтения, где собиралась интеллигенция города. Он был большим любителем музыки, играл на гуслях, настраивал пианино, рисовал, сочинял стихи, обучал сына игре на фортепиано. Одновременно Николай брал уроки у К.К. Депнера. Кроме этого он активно занимался самообразованием, знакомился с нотами, выписываемыми из Москвы, читал книги о музыке на нескольких языках, по разным учебникам изучал теорию музыки. Уже в 13 лет Николай стал выступать в Воронеже как пианист, давать частные уроки, а к концу 1850-х годов приобрёл в родном городе авторитет музыкального педагога и репутацию виртуоза. Юноша обладал прекрасными способностями по математике и собирался поступать в Технологический институт Петербурга, но по пути туда разговорился с попутчиком о музыкальной жизни в Москве и решил поменять планы. А возможно, ему посоветовал ехать в первопрестольную И.С. Никитин, с которым он подружился в родном городе.
В 1860 году Николай оказался в Москве, стал заниматься у талантливого педагога и композитора А.И. Дюбюка, который проводил с ним занятия бесплатно. Вскоре познакомился со многими музыкантами, посещал репетиции и концерты недавно созданного Императорского Русского Музыкального Общества (1859), через год стал завсегдатаем музыкального магазина Юргенсона, поселился в квартире в одном с ним доме. Она стала местом творческих встреч Н.Г. Рубинштейна, К.К. Альбрехта, Г.А. Лароша и других музыкантов. Кашкин поддерживал дружеские встречи с драматургом А.Н. Островским, поэтом А.Н. Плещеевым. Уже через три года он стал преподавать в классах ИРМО. Николай Дмитриевич был хорошим пианистом, но решил посвятить себя музыковедению. Для этого хотел завершить профессиональное музыкальное образование в Петербургской консерватории, но Н.Г. Рубинштейн убедил его не делать этого, стал с ним заниматься игрой на фортепиано, а когда открылась консерватория в Москве (1866), пригласил туда вести курс теории и истории музыки. В 1875 году Н.Д. Кашкин получил звание профессора. Он проработал в консерватории до 1893 года почти 40 лет. Там он вёл также обязательное фортепиано (в женском классе), младший класс специального фортепиано, сокращённый курс гармонии для певцов, третий курс сольфеджио, гармонию, энциклопедию для певцов, историю фортепианной игры, историю оперы. Среди его учеников разных поколений были А. Альшванг, Р. Бесси, Е. Гнесина, А. Гречанинов, А. Зилоти, Л. Конюс, Г. Конюс, И. Левин, Н. Метнер, А. Метнер, К. Сараджев, В. Цыбин, Д. Шор и другие известные музыканты.
В течение многих лет Н.Д. Кашкин был секретарём художественного совета консерватории, исполнял обязанности инспектора. Но его общественная и музыкально-педагогическая деятельность не ограничивались только консерваторией: в 1876-1891 годах он был инспектором музыкальных классов в Мариинском училище, свыше 10 лет – наблюдателем совета московского Синодального училища церковного пения, помогал в создании Народной консерватории (1906), был в числе её педагогов. Николай Дмитриевич – один из учредителей Музыкально-исторического кружка, Кружка любителей русской музыки, общества «Музыкально-теоретическая библиотека», член Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, член Императорского общества любителей естествознания, астрономии и этнографии.
Кашкин плодотворно сотрудничал с издательствами «Русские ведомости» и «Московские ведомости», публиковал там статьи о музыке, композиторах, оперных постановках. Он первым стал первым вести в них музыкальную хронику.
Из-под пера Николая Дмитриевича вышло немало специальной музыкальной литературы. Его главные труды - много издаваемый «Учебник элементарной теории музыки» (1875), «Очерки истории русской музыки» (1908), «Оперная сцена Московского императорского театра» (1897), «Начальный учебник хорового пения» (1908,1909), «Русские консерватории и современные требования искусства» (1906).
Кашкин занимался переводами музыковедческих трудов. Так, благодаря ему вышел «Учебник контрапункта и фуги в свободном стиле» Л. Бусслера (1885), «Катехизис истории музыки» (ч.1-2, 1896,1987) и «Акустика с точки зрения музыкальной науки» (1898) Г. Римана. Совместно с Танеевым был переведён на русский язык «Учебник форм инструментальной музыки» (1883).
Находясь в дружеских и творческих отношениях с П.И. Чайковским, А.П. Бородиным, М.А. Балакиревым, Н.Г. Рубинштейном и другими видными музыкантами, Кашкин оставил о них свои воспоминания, стал первым историографом Московской консерватории и РМО/ИРМО. Учёный и педагог, он был награждён орденом Св. Станислава 3-й степени и орденом Св. Анны 3-й степени.
После революции 1917 года из-за проблем с продовольствием семья Кашкиных переехала в Казань. Николай Дмитриевич стал преподавать в Художественно-педагогической коллегии государственной двуступенной музыкальной школы (по сути музучилище), работать инструктором музыкальной секции при политотделе Ревсовета Запасной армии Республики, читать лекции на факультете изящных искусств Казанского университета, на музыкально-педагогических курсах гороно, деятельно участвовал в преобразовании Казанского училища в Музыкально-художественный научный институт.
Нет комментариев