Камиль Сен-Санс вошел в историю прежде всего как композитор, пианист, педагог, дирижер. Однако подобными гранями далеко не исчерпывается талант этой поистине универсально одаренной личности. Сен-Санс был также автором книг по философии, литературе, живописи, театру, сочинял стихи и пьесы, записывал критические эссе и рисовал карикатуры.
Чтобы добиться признания, молодой и амбициозный французский композитор в середине XIX века должен был написать популярную оперу. В то время опера считалась самым уважаемым музыкальным жанром, и хотя Камиль Сен-Санс к 1870-м гг. написал много популярных произведений, его расстраивало, что в его «резюме» нет оперы.
Эта ситуация изменилась после написания оперы «Самсон и Далила», премьера которой состоялась в 1877 году. Нельзя сказать, что оперу все сразу несказанно полюбили. Во Франции негативно отнеслись к библейскому сюжету, и Парижская опера отказалась ставить ее. Оперу поддержал Ференц Лист, который помог «протолкнуть» ее в Германии, где ее и поставили в немецком переводе. Парижская опера поставила «Самсона и Далилу» только в 1892 году, то есть в период, когда она уже стала хитом, и ее ставили в самых разных городах и странах – Монако, Флоренции и Новом Орлеане. В России опера впервые прозвучала в 1893 г. в Петербурге в исполнении французской труппы под управлением дирижёра Эдуара Колонна.
Камиль Сен-Санс – автор 13 опер, отдельные из которых с успехом ставились на европейских сценах, обретая как мгновенную популярность, так и столь же стремительное забвение. Самой жизнеспособной оказалась его третья опера, «Самсон и Далила». Но, как это часто бывает, именно ей потребовалось несколько десятилетий, чтобы найти путь к мировой славе.
Нет комментариев