Его называют высочайшим мастером художественного слова, создателем жанра «театр одного актёра». Его именем назван всероссийский студенческий конкурс чтецов - будущих артистов, обучающихся в театральных учебных заведениях (СПб). Пластинки с записями его выступлений у филофонистов считаются «сокровищем». Но к этим вершинам славы путь был весьма тернист. Семейную атмосферу, в которой прошло детство мальчика, нельзя назвать благополучной. Отец Николай Иванович Яхонтов женился на польской красавице Наталье Крыжановской. Поводов для ревности было немало. Молодые обосновались в польском городке Седлеце, а после рождения сына уехали в село Городец Нижегородской губернии. Там жил дедушка Иван Яхонтов, священник, обладающий необыкновенно приятным голосом. Он пользовался уважением прихожан, пожертвовал свои сбережения на постройку школы. За Натальей стал ухаживать приехавший англичанин, об этом судачили, отец вызвал соперника на дуэль, которая, к счастью закончилась без смертей. Жена бросила мужа и сына, вернулась в Польшу. Мальчик переживал, жил с обидой в сердце. Возобновились отношения с матерью лишь спустя многие годы, когда в 1914 году она приехала в Москву. Когда дедушку перевели в Нижний Новгород протоиереем ярмарочного собора, семья последовала за ним. Владимира отдали в гимназию, которая пафосно называлась Дворянским институтом имени императора Александра II. Мальчик увлекся любительским театром, пропускал занятия, отца не слушался. Родитель постоянно жаловался на него в дирекцию гимназии и мальчика чуть не отчислили. Взаимоотношения в семье были обострены. Юноша продолжал ходить на репетиции. На одной из них, когда он играл Иванова в пьесе А.П. Чехова, в финале надо было стреляться, пистолеты оказались заряжены. Чудом остался жив, но потрясение надолго поселилось в памяти.
Чуткий, склонный к неврастении, Владимир понял, что театр овладел его душой и приехал в Москву учиться на актёра. В 1918 году его принял К.С. Станиславский, но молодой человек ушёл из студии, не приняв мхатовскую систему обучения. Начал заниматься у Е.Б. Вахтангова, но не сошёлся с коллективом. Учитель отмечал его нервность, яркий голос, но при этом невыразительную мимику. Его мало занимали в сценических работах. Приспособить начинающего актёра к игре взялся Сергей Владимирский. Он задумал поставить «Снегурочку» А.Н. Островского, где Яхонтову отвёл сразу шесть ролей. Но поскольку в этой постановке использовались вахтанговские новаторские приёмы, а это опережало «Принцессу Турандот» (она только готовилась к премьере), руководитель студии запретил показ. После кончины Вахтангова совет студии исключил Яхонтова из-за отсутствия актерских способностей. Но другой режиссёр-новатор В.Э. Мейерхольд в 1924 году принял его в свой театр. Яхонтов претендовал на роли Хлестакова, Чацкого, однако режиссёр отдал предпочтение Эрасту Гарину. У Мейерхольда Владимир Николаевич всё-таки сыграл роль барона в «Учителе Бубусе» А. Файко и в 1926 году покинул театр. Он решил посвятить себя художественному чтению со сцены, которым занимался уже с 1922 года, обращаясь к Пушкину, Блоку.
Судьбоносной для Яхонтова стала встреча с Лилей Поповой (настоящее имя Еликонида). Она стала не только спутницей жизни, но и соавтором будущих программ, режиссёром, художником. В 1924 году жена помогла сделать моноспектакль «На смерть Ленина». Программа состояла из художественных произведений, газетных статей, документов, мемуаров, писем, объединённых единым замыслом. Такую форму называют «литературная композиция» или «литературный монтаж». Это был успех. Супруги вместе с двумя музыкантами создали эстрадный театр «Современник», где царил один Яхонтов. Зрители с восторгом принимали программы: «Пушкин», «Петербург», «Евгений Онегин», «Настасья Филипповна» и другие. Собственно, это и был «театр одного актёра», но в нём также нужны были творческие партнёры. Проблема заключалась в том, что эгоцентризм Яхонтова был так силён, что коллеги уходили от него после короткого периода сотрудничества. Ушёл и верный соратник режиссёр Сергей Владимирский. «Современник в 1935 году закрылся из-за финансовых проблем.
Яхонтов сосредоточился на сольных чтецких программах, в 1937 году стал лауреатом Первого Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова. В разные годы он делал композиции по историческим событиям, о современной жизни, по произведениям русской классики, с 1931 года первым стал с эстрады читать произведения Маяковского. Поэт его ценил. С Яхонтовым подружился и Мандельштам. Яхонтов много гастролировал, им была написана книга «Театр одного актёра». Во время Великой Отечественной войны он много работал на радио, подготовил программы «Россия грозная» и «За Родину». Артист отдал в Фонд обороны 165 тысяч рублей на танк «Владимир Маяковский», который изготовили на Кировском заводе. Владимир Николаевич передал экипажу книги любимого поэта. Танк штурмовал Берлин, а его командир Никита Ашуров стал Героем Советского Союза.
Когда в Москве проводили Парад Победы 24 июня 1945 года, Яхонтов вместе с легендарным диктором Исааком Левитаном вёл репортаж. Через три недели он свёл счёты с жизнью, выбросившись из окна. Причин никто не знает. Возможно, это последствие его недуга: артист стал замечать проблемы с памятью на фоне прогрессирующей депрессии, с трудом учил новые тексты. Эта беспомощность в профессии его угнетала и убила. Записи голоса В.Н. Яхонтова и его книгу можно найти в фонде СГБИ имени А.С. Пушкина.
#сгби #библиотека_искусств #библиотека #воронеж #искусство #культура #актер
Нет комментариев