Online-беседа «Мастер поэтического реализма». К 130-летию со дня рождения французского режиссера, сценариста, актера Жана Ренуара (1894-1979)
Cын художника Огюста Ренуара, Жан Ренуар, в историю мирового кинематографа вошел как уникальный режиссер, которому были подвластны любые жанры — от популярного до самого изысканного. Родился 15 сентября 1894 года в Париже, в районе Монмартр. Сыновья и внуки художника стали людьми искусства. Старший, Пьер – актером, младший Жан - кинорежиссером, племянник Клод - оператором . Сын Жана - Ален Ренуар стал почетным профессором литературы в Калифорнийском Университете Жан учился в закрытом колледже. В этом аристократическом заведении он изучал математику, философию, литературу. Жан с юных лет занимался живописью, затем керамикой, посещал театры, много читал. Во время учебы произошло знакомство будущего режиссера с кинематографом.
Получив степень бакалавра, Жан в 1914 году был зачислен в драгунский полк и с началом войны в звании младшего лейтенанта попал на фронт. Вскоре его ранили в бедро. Ногу хотели ампутировать, но мадам Ренуар уговорила врачей отказаться от операции. Поправившись, он поступает в авиацию, где, пройдя специальное обучение, становится пилотом-наблюдателем. И снова получает ранение, после которого он начал прихрамывать. Ренуар вернулся в родительский дом и стал осваивать ремесло керамиста. Изготовленные им вазы выставлялись в музеях. После смерти отца Жан женился на натурщице Андре Решлинг или просто Дедэ. У них родился сын Ален. Долгое время мысль о работе в кино не посещала Ренуара, но, посмотрев «Пылающий костер» с Мозжухиным в главной роли, он изменил свое мнение. Все перевернул в жизни Ренуара фильм «Безумные женщины» Эриха фон Штрогейма, который предрешил его дальнейшую судьбу. Жан Ренуар пишет сценарий картины «Жизнь без радости». Это соприкосновение с процессом создания фильма положило конец всем сомнениям Ренуара. Стало понятно, что его истинный путь - кинематограф.
После первого ученического опыта последовала масштабная работа - экранизация романа Эмиля Золя «Нана». Он не считался с затратами и даже продал несколько полотен отца. С приходом звука в кино наступил новый период в творчестве Ренуара. Пройдя через достижения и неудачи, он снискал славу мастера. Рассказывать истории, придумывать зрелища и получать от этого эстетическое наслаждение - неотъемлемые черты искусства Ренуара. Довоенный период ознаменовался тремя значительными картинами- «Великая иллюзия» (1937), «Человек-зверь» (1938) и «Правила игры» (1939).
Высочайшая вершина творчества Ренуара - картина «Великая иллюзия (1937)- шедевр мирового кинематографа. Режиссера, прежде всего, интересовала тема столкновения людей разного социального происхождения. Фильм был запрещен к показу Геббельсом в Третьем рейхе и в Италии, а затем и в оккупированной Франции. На экраны вышел вновь лишь в 1946 году.
В «Правилах игры» Ренуар говорит о духовном крахе мира аристократии. Жизнь героев фильма сводится к лицемерной игре, лишь иногда наружу вырываются темные инстинкты и первобытные по своей грубости чувства. Пророческий фильм «Правила игры» 1939 года можно считать венцом творчества режиссера и в то же время его концом, ибо он стал предвестником грядущей катастрофы. В сентябре 1939 года началась война. При мобилизации лейтенанта Ренуара назначили в армейскую кинематографическую службу. Он был отправлен в Италию, чтобы научить снимать фильмы молодых кинематографистов в Риме, Когда Германия вторглась и оккупировала Францию в мае 1940 года, Ренуару в последний момент удалось бежать из Рима. В это время многие мастера покидали Европу и уезжали работать в Голливуд. Жан Ренуар вместе со второй женой тоже отправился в США.
В 1946 году он выпускает фильм «Загородная прогулка» по новелле Мопассана.
В том же году он снимает «Дневник горничной». В 1951 году Ренуар уже в Риме, где совместно с Лукино Висконти работает над «Тоской».
Там же он делает «Золотую карету» (1953)- вольная экранизацию «Кареты святых даров» П. Мериме с блистательной Анной Маньяни в главной роли и музыкой Вивальди.
В другом запоминающемся фильме этого периода «Елена и мужчины» (1956). Его племянник оператор Клод Ренуар запечатлел несколько пейзажей в грозу. Ингрид Бергман играла с обычной для нее гениальностью.
Последние годы Ренуар жил то во Франции, то в США, где преподавал драматическое искусство в нескольких университетах. Умер Жан Ренуар на 85-м году жизни в своём доме под Голливудом. Согласно завещанию его похоронили во Франции.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев