Первые опусы принадлежали немецкой традиции конца XIX века. Во второй половине 1900-х годов Шёнберг начал писать атональные сочинения, а вначале 1920-х применил «метод композиции с 12 соотнесенными между собой тонами», известный как додекафония. Этот метод оказался самым влиятельным в европейской и американской классической музыке XX века. В течение всей жизни Арнольд Шёнберг вел активную педагогическую деятельность (среди учеников – А. Веберн, А. Берг, Э. Кшенек, Х. Эйслер), создал и возглавил композиторскую «новую венскую школу».
Летом 1910 года Шёнберг пишет свой первый важный теоретический труд «Учение о гармонии» («Harmonielehre»). Затем создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire» op. 21 (1912)) на стихи Альбера Жиро, используя технику «Sprechstimme» — вокальной рецитации, средней между чтением и пением. В 1910-х годах его музыка была популярна в Берлине в среде экспрессионистов, её исполняли на собраниях литературного «Нового клуба».
Творчество Арнольда Шёнберга тесно связано с музыкальным экспрессионизмом. Оно отмечено той напряженностью переживаний и остротой реакции на окружающий мир, которые характеризовали многих современных художников, творивших в атмосфере встревоженности, предчувствия и свершения страшных социальных катаклизмов. Шёнберга объединяла с ними и общая жизненная судьба — скитания, неустроенность, перспектива жить и умереть вдали от родины.
Одновременно с преподаванием, сочинением музыки, организацией концертов и выступлением в них в качестве дирижёра Шёнберг был также автором множества книг, учебников, теоретических исследований и статей. Кроме всего прочего он писал картины, отличавшиеся оригинальностью.
Живописью Арнольд Шёнберг увлёкся в 1907 году. В 1911 его полотна уже экспонировались в рамках Мюнхенской выставки экспрессионистов объединения "Синий всадник". Выставки проходили и в Вене, Берлине.
Шёнберг обладал особым оригинальным стилем. Среди его картин "Пейзажи", "Натюрморты", "Портреты", серия "Автопортретов", циклы "Видения" и "Взгляды". Большое значение художник придавал глазам (как олицетворению духовного начала).
Арнольд Шёнберг выставлялся и вместе с работами Вас.Кандинского.
Являлся членом Прусской Художественной Академии.
Автор более 300 картин.
Нет комментариев