Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в родовом имении Ясная Поляна (сейчас музей-усадьба Л. Н. Толстого в Щёкинском р-не Тульской области). По отцу происходил из рода Толстых, а по материнской линии – из рода князей Волконских. Детство провёл в родовой усадьбе, а после смерти родителей (мать скончалась в 1830 г., а отец в 1837 г.) с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Впоследствии черты матери и её портретное сходство придал княжне Марье Болконской, а образ отца послужил прототипом Николая Ростова («Война и мир»).
С 1844 по 1847 гг. обучался в Казанском университете: сначала на философском, а затем на юридическом факультете. Не окончив образования, вернулся в Ясную Поляну с намерением благоустроить быт своих крепостных крестьян, а также заняться самообразованием. Разочарованный неудачным опытом хозяйствования, осенью 1847 г. переехал в Москву, а затем в Санкт-Петербург, где перемежал обучение с развлечениями. Эти годы сопровождались напряжённым самоанализом и борьбой с собой, что нашло отражение в дневнике, который Л. Н. Толстой вёл на протяжении всей жизни. Тогда же возник интерес к писательству.
В апреле 1851 г. уехал на Кавказ, в январе 1852 г. поступил на военную службу в артиллерию. Принимал участие в сражениях Кавказской войны (1817–1864) , работал над повестью «Детство», которая была опубликована в 1852 г. в журнале «Современник» и принесла первый успех. Затем в журнале вышли продолжения: повести «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857), основанные на автобиографическом материале. Непосредственно кавказские впечатления этого периода отразились в повестях и рассказах «Казаки» (1852–1863), «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), «Хаджи-Мурат» (1896–1904, опубл. в 1912).
В 1854 г. Л. Н. Толстой получил назначение в Дунайскую армию, а затем был переведён в Крымскую армию, в составе которой как артиллерийский офицер принял участие в обороне Севастополя (1854–1855), проявив редкую личную храбрость. Написанный под впечатлением от пережитого цикл «Севастопольских рассказов» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» (оба 1855) и «Севастополь в августе 1855 года» (1856) изобразил суровые будни защитников города. Ключевой мотив сочинения – противоестественность и безумие войны.
В 1855 г. приехал в Санкт-Петербург, где вошёл в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров) и был встречен как «великая надежда русской литературы» (Н. А. Некрасов). Однако уже в мае 1856 г. сбежал от суетной столичной жизни в Ясную Поляну. В родовом имении открыл школу для крестьянских детей и сам занимался с ними историей, издал 12 номеров журнала «Ясная Поляна», посвящённого вопросам образования.
23 сентября (5 октября) 1862 г. женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс, на долгие годы ставшей верной помощницей мужа в писательском труде. В 1856–1863 гг. Л. Н. Толстой усердно работает над романом о декабристах, из которого родился замысел «Войны и мира» – произведения, охватывающего период с 1805 по 1812 гг. (работа над романом происходила в 1863–1869 гг., изд. в 1865–1869 гг.). В основе романа-эпопеи – духовная эволюция и нравственные поиски героев, происходящие на фоне эпохальных исторических событий. В произведении писатель развил идеи фаталистической философии истории, согласно которым движение истории определяется Провидением, а не волей людей.
В 1870–е гг. работал над романом «Анна Каренина» (опубл. в 1875–1877). Посвящённый жизни современного общества, он затрагивал многие животрепещущие темы эпохи: распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев, крестьянскую и военную реформу, введение независимого суда и др. В образе жизни, убеждениях и психологическом портрете молодого помещика Константина Лёвина прослеживаются черты, свойственные самому писателю.
На рубеже 1870–80-х гг. Л. Н. Толстой преодолел духовный кризис, который выражался в страхе смерти, ощущении пустоты и бессмысленности жизни. Выработанное писателем религиозно-философское учение вобрало в себя идеи буддизма и других восточных учений, евангельские заповеди, нравственные положения немецких философов И. Канта и А. Шопенгауэра. Л. Н. Толстой призывал к социальному служению ближним (бедным и обездоленным), прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям, непротивлению злу насилием, критиковал церковные институты, за что в 1901 г. был отлучён Синодом от церкви.
Переосмыслив свою жизнь, Л. Н. Толстой пришёл к выводу, что главными нравственными ориентирами человека должны быть умеренность желаний, отказ от роскоши, физический труд, освобождение от страстей. Духовные искания писателя нашли отражение во многих произведениях и статьях этого периода: «Чем люди живы?» (1881), «О переписи в Москве» (1882), «Исповедь» (1884), «В чём моя вера?» (1884), «Холстомер» (1885), «Смерть Ивана Ильича» (1886), «Крейцерова соната» (1891), «Что такое искусство?» (1897–1898), «Воскресение» (1899), «Не убий никого» (1907), «Отец Сергий» (1911), «Живой труп» (1911) и др. Под влиянием учения писателя возникло движение его последователей – «толстовцев», которые создавали коммуны и совместно обрабатывали землю.
В последние годы жизни между Л. Н. Толстым и супругой Софьей Андреевной вызревал конфликт, связанный с отказом писателя от доходов за издание сочинений и стремлением жить согласно собственному учению. Рано утром 28 октября (10 ноября) 1910 г. вместе со своим доктором Д. П. Маковицким он тайно покинул Ясную Поляну, намереваясь ехать на юг и начать крестьянствовать. Дорога оказалась непосильной для 82-летнего писателя. Он заболел и вынужден был сойти с поезда, следовавшего в Ростов-на-Дону, на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. В домике станционного смотрителя 7 (20) ноября 1910 г. Л. Н. Толстой скончался от воспаления лёгких. Похороны в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба.
Творчество Л. Н. Толстого оказало огромное влияние не только на отечественную, но и на зарубежную литературу, а созданный им роман-эпопея «Война и мир» стал образцом жанра. Восхищались и считали своим учителем Л. Н. Толстого выдающиеся зарубежные писатели своего времени: Г. де Мопассан, Г. Флобер, Р. Роллан, А. Франс, Б. Шоу, Т. Манн. Теория непротивления злу насилием оказала глубокое воздействие на М. Ганди. В современном мире Л. Н. Толстой остаётся одним из наиболее известных и читаемых русских писателей.
Информация по материалам сайта Президентской библиотеки:
https://www.prlib.ru/history/1909746
Нет комментариев