из книги «История земли Берёзовской» (Автор В.В. Кожевников)
БАРХАТОВО
В 1998 году жители
поселка Бархатово отмечали свой юбилей, 260 лет со дня основания. Что не говори,
а умели наши далекие предки ценить красоту. И выбирали они место для жительства
на века, учитывая все природные и климатические факторы. Не случайно сейчас село
Бархатово называют «Сибирской Швейцарией». Это природное великолепие облюбовал
еще свыше двухсот лет назад уроженец села Есаулово казак Бархатов. История села
отмечена в научном труде Бахрушина, где есть перепись населения Красноярского
уезда за 1671 год. В ней сделана запись, что Стенька Исаев сын Бархатов
проживает в селе Есаулово с сыном Ивашкой 14 лет. Возможно, что Ивашко Бархатов
уже в зрелом возрасте и переселился на новое место, которое в последствии
назовут деревней Бархатово.
Деревню с трех сторон окаймляют возвышения, называемые
местным населением горами:
Ерлычиха, Слудка, Абулдан, Царская, Камень, Коробашка. Эти
названия горы получили не случайно. Мужик тогда отличался большой наблюдательностью,
но сейчас мало кто знает смысл названий.
В окружающих деревню лесах в изобилии водились звери, дичь,
много росло смородины, черемухи, боярки, а грибов было столько, как говорили:
«хоть косой коси». В речке Есауловке водилось много рыбы, которую ловили в
основном дети и старики. Взрослым мужикам на это баловство не хватало времени.
Разве только по праздникам заведут раза три-четыре бредень и вытащат несколько
ведер сороги, хариуса, ельца, пескаря. То-то детям радость собирать рыбу в
мешок.
В гражданскую войну убегающие колчаковцы насильно призвали в
армию несколько молодых парней, забрали лошадей, еду, одежду, овес, сено и
пытались прорваться но льду Есауловки на Кускун.
Не успели мужики оклематься после окончания войны, как
началась коллективизация. В Бархатово раскулачили 12 семей и сослали на север,
и это из 120 дворов. Богато жили люди в деревне, зарабатывая достаток своим
трудом. Трудно приживалось новое ведение хозяйства, но любил и умел мужик
работать, и дела в колхозе пошли на лад.
В 1972 году на базе отделения Есаульского совхоза в
Бархатово создается птицефабрика, которая вскоре стала градообразующим
предприятием.
Через 7 лет в районе села строится санная трасса, на которой
проводились даже республиканские соревнования.
И даже в трудные времена, благодаря умелому руководству,
сводили концы с концами. А в настоящее время, беря в аренду землю, фабрика
старается обеспечить поголовье птиц кормами. В результате получают хорошие
урожаи зерновых.
В последние годы Бархатово из небольшой деревни превратилось
в прекрасный рабочий поселок, где люди живут со всеми удобствами, как в городе.
КИНДЯКОВО
Сейчас трудно установить, откуда пришли Киндяковы на
Березовские земли. Много воды утекло за эти годы в речке Есауловке. Я
постараюсь изложить одну из версий.
Для строительства красноярского острога в 1628 году во главе
с Андреем Дубенским пришло триста казаков. А затем в острог царским повелением
стали ссылать неблагонадежных людей. Вместе с ними шли и гулящие люди (люди без
определенных занятий).
С одним из стругов, пришедших из Енисейска в Красноярский
острог, пришел высокий, широкоплечий мужик, у которого из-под азяма виднелась
ярко-красная рубаха. «Как тебя кличут?»— спросил кто-то на пристани. «Ивашкой»,
- недовольно поморщился приезжий, которому было не по нутру любопытство
встречающих. «А, Ивашко Киндяк», - определили мужики на пристани. (Киндяк красная
ситцевая ткань, рубаха).
Так и закрепилось за вновь прибывшим в острог прозвище
Ивашко Киндяк.
Как ни старался Ивашко быть неприметным, но в остpore все
люди на виду, поэтому уже на другой день его вызвали к воеводе. «Кто такой? Чем
будешь заниматься'? — строго спросил воевода — А тo я быстро наведу на тебя
сыск». Понимая, что ему и здесь не укрыться от воеводских слуг, Ивашко ответил:
«Землю пахать хочу». — «Землю пахать, гришь. Это дело. Как кличут тебя'?» —
«Ивашко, немного помедлив, мужик добавил — Киндяк». «Пиши, приказал воевода
писарю — Отвести земли Ивашке Киндякову по речке Есауловке по меже с землями
Терентьевки, - и добавил, обращаясь к мужику — Дык чеб земля впусте не ходила,
иначе батоги походят по твоей спине».
Ивашко был рад подальше убраться с глаз воеводы, поэтому
сразу согласился. Он боялся, что воевода действительно наведет на него сыск.
Терентьевские мужики, на границе земель которых поселился Ивашко
Киндяк, помогли на первое время обустроиться ему и даже сосватали из своего
рода невесту.
Так появилась на берегах речки Есауловка еще одна деревня,
которую назвали Киндяково.
Судя по сохранившимся усадьбам старожилов, зажиточно жили в
деревне мужики. Но для этого работали они с темна до темна. Землю пахали сохой,
сеяли, косили, убирали вручную. И так трудились целый год, В настоящее время в
Киндяково больше живет дачников, чем коренных жителей. Место оказалось очень
удобное и дорога до города рядом.
ЧЕЛHOKOBO (УСТЬ-БАТОЙ)
Следующим старинным населенным пунктом в Березовском районе
можно считать Челноково. Как записано у Бахрушина некоторые служилые люди
распространяли свои запашки на речке Батой уже в 1702 году. Из записанного
следует, что Батой в те годы был полноводной рекой. Она и в настоящее время
весной сносит устраиваемые на ней запруды.
Находясь вдали от главных дорог, деревня, казалось бы,
большого развития не могла получить, но случилось наоборот. В 1905 году в
Усть-Батое проживало 675 человек. В то время когда в Березовке было всего 423
жителя. Хотя через нее проходил Московский тракт, действовала переправа через
Енисей на плашкоуте. Крестьяне могли дополнительно заниматься извозом. А для
жителей Усть-Батоя единственным источником жизни было земледелие. Ответ надо
искать в наличии пашенных, сенокосных угодий, которые находились вблизи от
населенного пункта.
Где настоящее время совхоз «Березовский» заготавливает сено
на корм скоту? В районе Кускуна. Там же и в дореволюционное время Березовские
крестьяне косили траву, а кожевенские за Маганском. Можно представить, во сколько
обходилась доставка кормов на ферму. А мужик жил от матушки — кормилицы земли.
Жили в Усть-Батое в основном Челноковы и Веретновы. Может
быть, поэтому уже в годы Советской власти переименовали деревню в Челноково,
хотя в народе ее еще долго называли Усть-Батоем. Так же называли и сельский
совет, который находился в Челноково. Недалеко от Усть — Батоя протекает
родник. Старожилы сказывают, что цесаревич Николай, совершал в 1891 году
кругосветное путешествие, заезжал на родник испить ключевой, чистой как слеза,
водицы. В честь цесаревича и назвали родник «Царев ключ».
До призыва в армию в 1943 голу в Челноково жил Герой
Советского Союза Федор Михайлович Шакшуев. Начинал он учиться в Берёзовской
средней школе, а заканчивал семилетку в Вознесенке.
Каждую зиму бегал Федя но занесённой сугробами дороге в
мороз за шесть километров в школу. Ребятишки больше всего боялись волков,
которые в военные годы до того обнаглели, что заходили даже в деревни. Вот где
воспитывался сибирский характер Героя.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3