Николай Мясковский входит в тройку признанных советских классиков, наряду с Дмитрием Шостаковичем и Сергеем Прокофьевым. Первый считал его «крупнейшим после Малера симфонистом ХХ века». Второй видел в нем музыкального философа, писавшего «мудрую, страстную и самоуглублённую» музыку.
В своём творчестве Мясковский соединил разорванную революцией связь прошлого и настоящего отечественной культуры. Средоточием самых заветных мыслей, смелых исканий и естественной формой высказывания, в которой нашли отражение сложные отношения с окружающим его миром, стал для него жанр симфонии. Этот жанр называют его «духовной летописью». В ней раздумья и о настоящем, и о сложных годах послевоенной разрухи, освещение событий трагических 1930-х годов, тяготы Великой Отечественной. Его симфонии – постоянный мучительный поиск идеала. За 4 десятилетия (1908-49) создал 27 симфоний.
Огромен вклад композитора в жанр камерной музыки: 13 струнных квартетов, 9 фортепианных сонат, свыше 100 пьес, сгруппированных в небольшие циклы и сборники, свыше 100 романсов и песен на слова М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского, К. Д. Бальмонта, З. Н. Гиппиус, А. А. Блока и др.
Стиль Мясковского, тесно связанный с русской классической традицией (в области симфонизма – более всего с Чайковским, но также и с петербургской школой), своеобразен: он отличается некоторой жесткостью, приглушенностью колорита и целомудренностью эмоций, но может быть остро драматическим, а иногда и глубоко трагическим.
Нет комментариев