Рассказы калмыков о ссылке"
1. Эрдя Лиджи-Горяевич ЛИДЖИ-ГОРЯЕВ
2. Андрей Манганыкович ДЖИМБИЕВ
3. Серафима Эренценовна НАРАНОВА (Польтеева)
4. Лиджи Такаевич ДОРДЖИЕВ
5. Мария Бадминовна АДЬЯНОВА
6. Раиса Цебековна АЗЫДОВА
7. Сергей Манджиевич ИВАНОВ
8. Егор Андреевич БУДЖАЛОВ
9. Екатерина Борисовна ХОНГОРОВА (Эрендженова)
10. Павел Очкаевич ГОДАЕВ
11. Валерий Ишляевич БАДМАЕВ
12. Галина Овшиевна БУРГАКОВА (Кюкенова)
13. Владимир Лиджиевич АБУШАЕВ
14.Клара Есиновна СЕЛЬВИНА (Кокшунова)
15. Бадма Манджиевич КОРНУСОВ
16. Елизавета Матвеевна БАСАНОВА
17. Отто Сергеевич ЧУРЮМОВ
18. Тамара Семеновна КАЧАНОВА
19. Алексей Николаевич ОВШИНОВ
20. Раиса Овшиевна АШИЛОВА
21. Марта Кирилловна КУЛЬКОВА
22. Григорий Церенович ПЮРБЕЕВ
23. Владимир Петрович САНЧИРОВ
24. Олег Лиджиевич МАНДЖИЕВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема, цели и источники исследования
Теоретические рамки и методы
Глава 1.
ВОСПОМИНАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СИБИРИ
1.1. Нарратив о Сибири: общая характеристика
1.2. Возрастные когорты
1.3. Утраты памяти
Глава 2
ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ И ЕГО ОПОРНЫЕ СЮЖЕТЫ
2.1. Изгнание из дома
2.2. Дорога в Сибирь
2.3. "Высланный интернационал"
2.4. "Средь лучших русских"
2.5. Калмыцкий концерт
2.6. Радость и травма возвращения
2.7. Нарративные сбои
Глава 3
ЯЗЫК ТРАВМЫ
В ПОВЕСТВОВАНИИ О СИБИРИ
3.1. Образы и лексика смерти
3.2. Анималистические метафоры
3.3. Образы неравенства и лексика наказания
3.4. Грамматика управления
Глава 4
СТИГМА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
4.1. Миф о людоедах и другие практики исключения
4.2. Маркеры этничности: редукции
4.4. Личные имена
4.5. Проблемная идентичность
4.6. Стратегии выживания и адаптации
Заключение
НАРРАТИВ И ИДЕНТИЧНОСТЬ
...
"У КАЖДОГО СВОЯ СИБИРЬ"
Рассказы калмыков о ссылке"
Эльзой-Баир Гучинова
Институт этнологии и антропологии
РАН. 2024
...
В продаже делгүр-магазине
КИШИГТӘ БЕЛЕГ - СЧАСТЛИВЫЙ ПОДАРОК ул Ленина 247, г. Элиста
...
Книга уже в Элисте:
10 декабря в 14.00 в Библиотеке им.Амур-Санана состоится презентация книги автором!
Ю. Абушинов
"Думаю новая книга
"У КАЖДОГО СВОЯ СИБИРЬ.
Рассказы калмыков о ссылке"
Эльзы Баир-Гучиновой снова станет бестселлером, как и предыдущая ее книга "КАЛМЫЦКИЕ ПЕСНИ О СИБИРИ".
Монография доктора исторических наук Э.-Б. Гучиновой посвящена малоизученным в отечественной антропологии
проблемам идентичности группы,
памяти и нарратива о травматическом событии, каким была депортация калмыков в 1943–1944 годах и последующая жизнь в Сибири.
На основе обширного полевого материала автор анализирует тексты устных рассказов о депортации и жизни в Сибири высланных калмыков, выделяя опорные сюжеты, присутствующие в рассказах разных возрастных когорт:
высланных взрослых людей, подростков, детей и рожденных в Сибири.
Автор изучает язык травмы в повествовании о Сибири,
образы и лексику смерти, анималистические метафоры,
образы неравенства и лексику наказания.
Важно, что в монографии также рассмотрены различные стратегии адаптации калмыков в принимающем их сообществе.
В приложении приводятся тексты двадцати шести интервью,
записанных автором у калмыков, имеющих личный опыт выселения.
Книга адресована широкому кругу ученых – фольклористам, этнологам, культурным антропологам, историкам, социологам,
а также всем, кто интересуется этнологией, фольклористикой, социальной и культурной антропологией и настоящей историей своего народа.
10 декабря в 14.00 в Библиотеке им.Амур-Санана состоится презентация книги автором. Приглашаю всех
Ю. Абушинов https://vk.com/wall755476680_561
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12
Рассказы калмыков о ссылке"
.
1. Эрдя Лиджи-Горяевич ЛИДЖИ-ГОРЯЕВ
2. Андрей Манганыкович ДЖИМБЕЕВ
3. Серафима Эренценовна НАРАНОВА (Польтеева)
4. Лиджи Такаевич ДОРДЖИЕВ
5. Мария Бадминовна АДЬЯНОВА
6.Раиса Цебековна АЗЫДОВА
7.Сергей Манджиевич ИВАНОВ
8.Егор Андреевич БУДЖАЛОВ
9.Екатерина Борисовна ХОНГОРОВА (Эрендженова)
10.Павел Очкаевич ГОДАЕВ
11.Валерий Ишляевич БАДМАЕВ
12.Галина Овшиевна БУРГАКОВА (Кюкенова)
13.Владимир Лиджиевич АБУШАЕВ
14.Клара Есиновна СЕЛЬВИНА (Кокшунова)
15.Бадма Манджиевич КОРНУСОВ
16.Елизавета Матвеевна БАСАНОВА
17.Отто Сергеевич ЧУРЮМОВ
18.Тамара Семеновна КАЧАНОВА
19.Алексей Николаевич ОВШИНОВ
20.Раиса Овшиевна АШИЛОВА
21.Марта Кирилловна КУЛЬКОВА
22.Григорий Церенович ПЮРБЕЕВ
23.Владимир Петрович САНЧИРОВ
24.Олег Лиджиевич МАНДЖИЕВ
.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема, цели и источники исследования
Теоретические рамки и методы
Глава 1.
ВОСПОМИНАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СИБИРИ
1.1. Нарратив о Сибири: общая характеристика
1.2. Возрастные ...Ещё"У КАЖДОГО СВОЯ СИБИРЬ"
Рассказы калмыков о ссылке"
.
1. Эрдя Лиджи-Горяевич ЛИДЖИ-ГОРЯЕВ
2. Андрей Манганыкович ДЖИМБЕЕВ
3. Серафима Эренценовна НАРАНОВА (Польтеева)
4. Лиджи Такаевич ДОРДЖИЕВ
5. Мария Бадминовна АДЬЯНОВА
6.Раиса Цебековна АЗЫДОВА
7.Сергей Манджиевич ИВАНОВ
8.Егор Андреевич БУДЖАЛОВ
9.Екатерина Борисовна ХОНГОРОВА (Эрендженова)
10.Павел Очкаевич ГОДАЕВ
11.Валерий Ишляевич БАДМАЕВ
12.Галина Овшиевна БУРГАКОВА (Кюкенова)
13.Владимир Лиджиевич АБУШАЕВ
14.Клара Есиновна СЕЛЬВИНА (Кокшунова)
15.Бадма Манджиевич КОРНУСОВ
16.Елизавета Матвеевна БАСАНОВА
17.Отто Сергеевич ЧУРЮМОВ
18.Тамара Семеновна КАЧАНОВА
19.Алексей Николаевич ОВШИНОВ
20.Раиса Овшиевна АШИЛОВА
21.Марта Кирилловна КУЛЬКОВА
22.Григорий Церенович ПЮРБЕЕВ
23.Владимир Петрович САНЧИРОВ
24.Олег Лиджиевич МАНДЖИЕВ
.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема, цели и источники исследования
Теоретические рамки и методы
Глава 1.
ВОСПОМИНАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СИБИРИ
1.1. Нарратив о Сибири: общая характеристика
1.2. Возрастные когорты
1.3. Утраты памяти
.
Глава 2
ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ И ЕГО ОПОРНЫЕ СЮЖЕТЫ
2.1. Изгнание из дома
2.2. Дорога в Сибирь
2.3. "Высланный интернационал"
2.4. "Средь лучших русских"
2.5. Калмыцкий концерт
2.6. Радость и травма возвращения
2.7. Нарративные сбои
.
Глава 3
ЯЗЫК ТРАВМЫ
В ПОВЕСТВОВАНИИ О СИБИРИ
3.1. Образы и лексика смерти
3.2. Анималистические метафоры
3.3. Образы неравенства и лексика наказания
3.4. Грамматика управления
.
Глава 4
СТИГМА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
4.1. Миф о людоедах и другие практики исключения
4.2. Маркеры этничности: редукции
4.4. Личные имена
4.5. Проблемная идентичность
4.6. Стратегии выживания и адаптации
.
Заключение
НАРРАТИВ И ИДЕНТИЧНОСТЬ
...
"У КАЖДОГО СВОЯ СИБИРЬ"
Рассказы калмыков о ссылке"
.
Эльза-Баир ГУЧИНОВА
Институт этнологии и антропологии
РАН. 2024
...
В продаже делгүр-магазине
КИШИГТӘ БЕЛЕГ - СЧАСТЛИВЫЙ ПОДАРОК ул Ленина 247, г. Элиста
в память о своих земляках
из калмыцкого хотона Хавтха Барун
времени Великой Отечественной войны, погибших героически воинов,
труженикам-строителям стратегически важной железной дороги Кизляр-Астрахань,
жертв депортации
творит и строит на территории хотона
Алексей Санджиевич Цебиков.
НА ТЕРРИТОРИИ своего родного двора,
своего приемного отца, буддийского гелонга-монаха - Кааку Аава
- лама Кааку - Цебекова Санджи Джумаевича, намоленном месте и известной для многих в тех местностях.
ЭТОТ начатый, и продолжающий развиваться Мемориал памяти, состоит по его замыслу из буддийской Ступы, как связи с вечностью и умиротворению живых существ и
пространства жизни,
из памятных знаков, которые впервые начинают жить с этой памятной юбилейной скорбной даты
- "28 декабря 1943 - 2023"
ХАВТХА БАРУН испытал и прошёл своими сыновьями, отцами, через боевые фронтовые дни войны, всеми силами в тылу помогая стране, и принимая деятельное участие в строительстве железной дороги Кизляр ...ЕщёУЖЕ несколько лет
в память о своих земляках
из калмыцкого хотона Хавтха Барун
времени Великой Отечественной войны, погибших героически воинов,
труженикам-строителям стратегически важной железной дороги Кизляр-Астрахань,
жертв депортации
творит и строит на территории хотона
Алексей Санджиевич Цебиков.
НА ТЕРРИТОРИИ своего родного двора,
своего приемного отца, буддийского гелонга-монаха - Кааку Аава
- лама Кааку - Цебекова Санджи Джумаевича, намоленном месте и известной для многих в тех местностях.
ЭТОТ начатый, и продолжающий развиваться Мемориал памяти, состоит по его замыслу из буддийской Ступы, как связи с вечностью и умиротворению живых существ и
пространства жизни,
из памятных знаков, которые впервые начинают жить с этой памятной юбилейной скорбной даты
- "28 декабря 1943 - 2023"
ХАВТХА БАРУН испытал и прошёл своими сыновьями, отцами, через боевые фронтовые дни войны, всеми силами в тылу помогая стране, и принимая деятельное участие в строительстве железной дороги Кизляр - Астрахань в 1943 году рядом с родными домами...
Вечная память
УЖЕ несколько лет
в память о своих земляках
из калмыцкого хотона Хавтха Барун
времени Великой Отечественной войны, погибших героически воинов,
труженикам-строителям стратегически важной железной дороги Кизляр-Астрахань,
жертв депортации
творит и строит на территории хотона
Алексей Санджиевич Цебиков.
НА ТЕРРИТОРИИ своего родного двора,
своего приемного отца, буддийского гелонга-монаха - Кааку Аава
- лама Кааку - Цебекова Санджи Джумаевича, намоленном месте и известной для многих в тех местностях.
ЭТОТ начатый, и продолжающий развиваться Мемориал памяти, состоит по его замыслу из буддийской Ступы, как связи с вечностью и умиротворению живых существ и
пространства жизни,
и из памятных знаков,
которые впервые начинают жить с этой памятной юбилейной скорбной даты
- "28 декабря 1943 - 2023" (фото)
ХАВТХА БАРУН испытал и прошёл своими сыновьями, отцами, через боевые фронтовые дни войны, всеми силами в тылу помогая стране, и принимая деятельное участие в строительстве железной дороги Кизляр - Астрахань в 1943 году рядом с родными домами...
(фото)
Вечная память
.
https://ok.ru/profile/357266705181/statu…
А.Авторханов
.
"...Начиная со второй половины 1945 года, в создание советской атомной бомбы включаются
две тысячи немецких специалистов, вывезенных из Германии и ранее работавших на немецкую атомную промышленность.
.
В СССР делаются сразу несколько ядерных бомб, одна из которых предназначается для будущего «палестинского» Израиля
– таково основное условие поставки в СССР технологического оборудования по производству атомной бомбы.
.
Позднее эта «израильская» бомба, так и не дошедшая до своего адресата, выставляется в Московском Политехническом Музее, естественно, без радиационной начинки.
.
В конце 1947 года - начале 1948 года, сразу после прекращения срока действия мандата Великобритании на Трансиорданию - создаётся государство Израиль,
которое Сталин признаёт одним из первых в мире, и куда он посылает различными окольными путями 50 тысяч советских коммунистов, рассчитывая на то, что они создадут коммуно-социалистическое просоветское государство.
.
Одна...Ещё"ЯДЕРНЫЙ ДЕПОРТ"
А.Авторханов
.
"...Начиная со второй половины 1945 года, в создание советской атомной бомбы включаются
две тысячи немецких специалистов, вывезенных из Германии и ранее работавших на немецкую атомную промышленность.
.
В СССР делаются сразу несколько ядерных бомб, одна из которых предназначается для будущего «палестинского» Израиля
– таково основное условие поставки в СССР технологического оборудования по производству атомной бомбы.
.
Позднее эта «израильская» бомба, так и не дошедшая до своего адресата, выставляется в Московском Политехническом Музее, естественно, без радиационной начинки.
.
В конце 1947 года - начале 1948 года, сразу после прекращения срока действия мандата Великобритании на Трансиорданию - создаётся государство Израиль,
которое Сталин признаёт одним из первых в мире, и куда он посылает различными окольными путями 50 тысяч советских коммунистов, рассчитывая на то, что они создадут коммуно-социалистическое просоветское государство.
.
Однако, практически, все сталинские засланцы становятся «проамериканскими агентами» и занимают просионистские позиции,
а компартия Израиля не превышает численность в сотню-другую коммунистов во главе со Шмуэлем Микунисом.
.
Ярость Сталина не имеет границ, и он отказывается выполнять условие передачи атомной бомбы в Израиль и израильтяне вынуждены просить французов завершить создание их бомбы.
.
После успешного испытания в 1949 году советского варианта немецко-американской ядерной бомбы
Сталин начинает гонение на советских иудеев-сионистов, открывает «дело врачей».
.
Американский сионизм ополчается против Сталина.
.
В 1950 году в США арестовывают супругов Розенберг, на которых «списывается» передача американскими сионистами ядерных технологий «Советской России».
.
В 1953 году преследуемые в СССР просионистские иудеи с помощью Берия умерщвляют Сталина,
завершая сталинский этап в истории Советского Союза.
.
После ликвидации Хрущёвым Берия единственным хранителем тайны источников секретов добычи атомных технологий остаётся Молотов.
.
Чеченцы и ингуши,
как и другие оболганные народы Кавказа,
кладут половину своего народа
за то,
чтобы была создана эта советская атомная бомба.
.
Ради неё они депортируются со своих вековых мест проживания,
не ведая истинной причины своего изгнания
и оставаясь в глазах других народов мира «подлыми предательскими этносами».
.
На Англии также лежит огромная вина за депортацию северо-кавказских народов.
.
СССР, США и Великобритания долгое время скрывают эту тайну от народов мира.
.
Однако всегда в истории происходит так,
что любая тайна когда-либо становится явной,
жаль только, что так поздно.
.
Ответит ли Англия когда-нибудь за холокост депортированных северо-кавказских народов и крымских татар,
как нынешняя Германия отвечает за геноцид иудеев?"
.
Eduard-Эдуард Khachukaev-Хачукаев
https://zen.yandex.ru/media/id/5e4fccc09…
книги
"СУДЬБА КАЛМЫКА"
Александра ГРИГОРЬЕВА, прожившего в глухом Манском районе Красноярского края
в своём сиротском нелегком детстве со своими друзьями - ссыльными калмыками 40х годов...
.
Повзрослев, получив два высших образования, пройдя службу офицером подводного флота, стал тренером и судьёй по боксу и единоборствам в городе Симферополе,
став и журналистом.
.
Эта способность образно выражать на бумаге прожитое вылилось в роман "Судьба калмыка" в двух частях, книгах, изданных в Элисте, и давно ставшими бестселлерами.
.
Найти первую книгу просто тяжело,
в библиотеках зачитана, в продаже сразу же раскуплена.
Также популярна была и вторая книга, продолжение и окончание романа. Доизданный тираж второй книги ещё находятся кое-где в городе по магазинам.
.
Третья книга повести и рассказы А. ГРИГОРЬЕВА
из-за мастерства и ошеломляющей достоверности, такой же закрученности сюжетов характерных тому времени раскуплена благодарными читателями.
.
Надо сказать, ...ЕщёАудиозвучание
книги
"СУДЬБА КАЛМЫКА"
Александра ГРИГОРЬЕВА, прожившего в глухом Манском районе Красноярского края
в своём сиротском нелегком детстве со своими друзьями - ссыльными калмыками 40х годов...
.
Повзрослев, получив два высших образования, пройдя службу офицером подводного флота, стал тренером и судьёй по боксу и единоборствам в городе Симферополе,
став и журналистом.
.
Эта способность образно выражать на бумаге прожитое вылилось в роман "Судьба калмыка" в двух частях, книгах, изданных в Элисте, и давно ставшими бестселлерами.
.
Найти первую книгу просто тяжело,
в библиотеках зачитана, в продаже сразу же раскуплена.
Также популярна была и вторая книга, продолжение и окончание романа. Доизданный тираж второй книги ещё находятся кое-где в городе по магазинам.
.
Третья книга повести и рассказы А. ГРИГОРЬЕВА
из-за мастерства и ошеломляющей достоверности, такой же закрученности сюжетов характерных тому времени раскуплена благодарными читателями.
.
Надо сказать, что в Манский район в основном выселяли из Юстинского улуса КАССР и у главного героя есть прототип, реальный человек в канве романа... из хотона Эрдниевский.
...
Анонс актёра Кости Суханова,
почему он решил создать аудиокнигу!
https://youtu.be/nTDZu9vgNrY
...
1я глава
https://www.youtube.com/watch?v=K1ykF7wD…
...
2я глава
https://www.youtube.com/watch?v=krFBsiXW…
...
Процесс озвучивание книги видимо только начат, ждём продолжения!
Горькая судьба моих родных и близких.
.
В Алтайский край была депортирована семья мужа.
Мать Петра
Александра Галзыновна, рано осталась вдовой.
Ее муж без вести пропал на войне...
...
Родился я, друзья, в Алтайском крае,
В селении с названием Курья.
Когда впервые услыхал о рае,
Я думал - это Родина моя.
Там солнце грело, как ладошка мамы,
Трава стелилась, словно гладь морей.
А сопки возвышались, будто храмы,
Умчавшихся в поход богатырей..."
.
П. Дарваев (отрывок стиха)
.
В далекий холодный Салехард был депортирован дядя по отцу.
Он с женой остался в вечной мерзлоте севера. Вернулась дочь, которой уже нет, но род продолжается.
.
В Омскую область была депортирована мои родители.
В нашей семье было пятеро детей, самая последняя - это я.
У отца Лиджи были брат и сестра.
Сестра Ангши умирает от голода и холода в пути следования в Сибирь. Брата отца Эльтш с семьей отправляют в Салехард.
Там он ушел в вечность в вечную мерзлоту Заполярья.
Наша семья попала в Омскую обла...Ещё"Депортация.
Горькая судьба моих родных и близких.
.
В Алтайский край была депортирована семья мужа.
Мать Петра
Александра Галзыновна, рано осталась вдовой.
Ее муж без вести пропал на войне...
...
Родился я, друзья, в Алтайском крае,
В селении с названием Курья.
Когда впервые услыхал о рае,
Я думал - это Родина моя.
Там солнце грело, как ладошка мамы,
Трава стелилась, словно гладь морей.
А сопки возвышались, будто храмы,
Умчавшихся в поход богатырей..."
.
П. Дарваев (отрывок стиха)
.
В далекий холодный Салехард был депортирован дядя по отцу.
Он с женой остался в вечной мерзлоте севера. Вернулась дочь, которой уже нет, но род продолжается.
.
В Омскую область была депортирована мои родители.
В нашей семье было пятеро детей, самая последняя - это я.
У отца Лиджи были брат и сестра.
Сестра Ангши умирает от голода и холода в пути следования в Сибирь. Брата отца Эльтш с семьей отправляют в Салехард.
Там он ушел в вечность в вечную мерзлоту Заполярья.
Наша семья попала в Омскую область.
Мама Юлия (Үүлә) умирает, оставив недельного ребенка - меня.
Брат Володя 7 летний умирает в Омской больнице, за телом некому было ехать.
Судьба еще двух детей мне неизвестна, они тоже умерли.
Отец и сестра умирают в один год. Отец ушел в 43 года, а сестра Аня в 18 лет.
Как Таня Савичева из блокадного Ленинграда, тоже можно оставить запись из ссылки "Ушли все.
Осталась одна Люба".
.
Они ушли, оставив фото мне на память.
Листаю каждый раз семейный свой альбом.
Хочу я вспомнить, и конечно понимаю,
Была мала, простите, знаю только имена.
Светлая память всем моим родным, где нашли свой последний приют в Омской области.
...
Любовь Дарваева (Лиджиева)
…
https://ok.ru/profile/512995464301/statuses/155464781970285
Мне было лет 12-13, когда я впервые об этом узнала.
.
Я сидела в библиотеке Дома пионеров, он располагается до сих пор в старинной купеческой усадьбе. Библиотека была под крышей - уютное, теплое пространство, с замечательной хозяйкой, добрейшей Анной Степановной, обожавшей и книги, и детей.
Поскольку у нее там был укромный закуток, она и несколько сотрудниц ДП там обедали.
.
В тот день они то ли забыли про меня
(я зачиталась, сидя на полу между стеллажами),
то ли решили, что я не услышу.
Стояли крещенские морозы, и обсуждая эти холода,
Анна Степановна начала вспоминать,
как в январе 44-го, их, школьников, жителей какого-то села в Красноярском крае, сняли с уроков,
и привели на станцию разгружать вагоны товарняка.
.
И вот она говорит, понизив голос,
(а чем ниже и тише их разговоры, тем больше были мои уши)
.
"открываю вагон, девочки, а там люди стоят... смерзшиеся, как рыба, в один кусок...
Их, видимо, выхватывали из домов, в чем дома были, и так и везли...
И так, дев...ЕщёТуяна Будаева
Мне было лет 12-13, когда я впервые об этом узнала.
.
Я сидела в библиотеке Дома пионеров, он располагается до сих пор в старинной купеческой усадьбе. Библиотека была под крышей - уютное, теплое пространство, с замечательной хозяйкой, добрейшей Анной Степановной, обожавшей и книги, и детей.
Поскольку у нее там был укромный закуток, она и несколько сотрудниц ДП там обедали.
.
В тот день они то ли забыли про меня
(я зачиталась, сидя на полу между стеллажами),
то ли решили, что я не услышу.
Стояли крещенские морозы, и обсуждая эти холода,
Анна Степановна начала вспоминать,
как в январе 44-го, их, школьников, жителей какого-то села в Красноярском крае, сняли с уроков,
и привели на станцию разгружать вагоны товарняка.
.
И вот она говорит, понизив голос,
(а чем ниже и тише их разговоры, тем больше были мои уши)
.
"открываю вагон, девочки, а там люди стоят... смерзшиеся, как рыба, в один кусок...
Их, видимо, выхватывали из домов, в чем дома были, и так и везли...
И так, девочки вагон за вагоном, вагон за вагоном.
И вот это мы, 12-14-летние, разгружали...
и на перрон складывали"...
.
Сотрудницы, среди которых была моя мама, ей не верили.
.
Мама больше всех возмущалась:
"Да вы что, Анна Степановна!
Не может этого быть!
Вы что-то придумываете"!
.
А у Анны Степановны голос был такой теплый-теплый, чуть надтреснутый, такой звук, словно щепочки в огне потрескивают,
и вот этим голосом уютным, она так печально,
и с сожалением к этим неверящим:
.
"Да ябы рада, девочки придумать...
Только это правда...
Я бы рада и не помнить этого,
а вот как Крещенье, так и стоит эта картина перед глазами"...
.
Тут ее стали расспрашивать, кто были эти люди, и вот тогда я и узнала про депортацию калмыков.
.
Пришла домой, стала у бабушки расспрашивать - ка-а-ак она на меня шикнула!
Чуть не прибила.
.
А ведь были уже 80-е годы. Но боялись даже шепотом говорить..."
...
28.12.22
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=pfbid023Ycs8sG85v1nPjPbQdY2prLPE2aUCDbAouVQJZwwiz1Mv5WRY6p6YcEssDGEfxTTl&id=551605501
— день начала так называемой «операции „Улусы“»
— депортации калмыцкого народа.
.
Ложно обвинив героическую 110-ю калмыцкую кавалерийскую дивизию в массовом дезертирстве и измене
и использовав это обвинение в качестве предлога для преследования целого народа,
коммунисты погрузили в неотапливаемые товарные вагоны калмыцких стариков, женщин и детей и отправили их в Сибирь
— в Алтайский и Красноярский края, Новосибирскую и Омскую области.
.
Депортацию пережили далеко не все.
Её жертвой стал каждый третий, если не каждый второй калмык.
По сути это был один из многих геноцидов, совершённых коммунистами.
.
Журналистка Александра Буратаева, чьи родители были депортированы в юности и познакомились в ссылке, в своём документальном фильме возвращается вместе с ними в то время и в те места, чтобы рассказать историю своей семьи — очень личную, но так похожую на тысячи других..."
...
https://youtu.be/705uAQ-SUOU
"Двадцать восьмого декабря"
Көгжмнь Манжин Аркадий
Музыка Аркадия Манджиева
.
ДЕКАБРЬ САРИН ХӨРН НӘӘМНД
ДЕГЦ ХАЛЬМГУДЫГ НҮҮЛҺЛӘ.
Двадцать восьмого декабря
Разом всех калмыков выслали.
ДЕГЦ ХАЛЬМГУДЫГ НҮҮЛҺВ ЧИГН,
Разом всех калмыков высылали,
ДЕЕДСТӘН ЗАЛЬВРАД ҺАРЛА.
С молитвой к Всевышним выехали.
.
БӘӘРНДӘН БӘӘСН ТАҢҺЧМ
БҮТҮҺӘР НҮҮЛҺӘД БӘӘВ-ЛӘ.
Живший в своих местах народ мой
Скрытно переселяли.
БУРУ УГА ХАЛЬМГУДЫГ
БУРУ ШИИДВРТӘН ЗАРЛА.
Не совершивших проступков калмыков
Несправедливому указу подчинили.
.
КИИТН СИВРИН САЛЬКНД
КӨЛДӘД-КӨКРӘД ЙОВСН
КӨӨРК ХАЛЬМГ,
КӨӨРК ХАЛЬМГ.
На холодном сибирском ветру,
Замерзая, посинев, ехали
Несчастные калмыки,
Несчастные калмыки.
.
МАНДЛАД НАРН ҺАРЛА,
Сияя, солнце взошло,
МАДНИГ АВАД ҺАРВА.
Нас вывезли.
МАДНИГ ТУУСН СТАЛИН,
МАХИЧН НОХА ИДТХӘ!
Нас выславший Сталин,
Пусть твое тело съедят собаки!
.
КИИТН СИВРИН САЛЬКНД
КӨЛДӘД-КӨКРӘД ЙОВСН
На холодном сибирском ветру.
Замерзая, синея, ехали
.
Стр 25 "Калмыцкие ...ЕщёДЕКАБРЬ САРИН ХӨРН НӘӘМНД
"Двадцать восьмого декабря"
Көгжмнь Манжин Аркадий
Музыка Аркадия Манджиева
.
ДЕКАБРЬ САРИН ХӨРН НӘӘМНД
ДЕГЦ ХАЛЬМГУДЫГ НҮҮЛҺЛӘ.
Двадцать восьмого декабря
Разом всех калмыков выслали.
ДЕГЦ ХАЛЬМГУДЫГ НҮҮЛҺВ ЧИГН,
Разом всех калмыков высылали,
ДЕЕДСТӘН ЗАЛЬВРАД ҺАРЛА.
С молитвой к Всевышним выехали.
.
БӘӘРНДӘН БӘӘСН ТАҢҺЧМ
БҮТҮҺӘР НҮҮЛҺӘД БӘӘВ-ЛӘ.
Живший в своих местах народ мой
Скрытно переселяли.
БУРУ УГА ХАЛЬМГУДЫГ
БУРУ ШИИДВРТӘН ЗАРЛА.
Не совершивших проступков калмыков
Несправедливому указу подчинили.
.
КИИТН СИВРИН САЛЬКНД
КӨЛДӘД-КӨКРӘД ЙОВСН
КӨӨРК ХАЛЬМГ,
КӨӨРК ХАЛЬМГ.
На холодном сибирском ветру,
Замерзая, посинев, ехали
Несчастные калмыки,
Несчастные калмыки.
.
МАНДЛАД НАРН ҺАРЛА,
Сияя, солнце взошло,
МАДНИГ АВАД ҺАРВА.
Нас вывезли.
МАДНИГ ТУУСН СТАЛИН,
МАХИЧН НОХА ИДТХӘ!
Нас выславший Сталин,
Пусть твое тело съедят собаки!
.
КИИТН СИВРИН САЛЬКНД
КӨЛДӘД-КӨКРӘД ЙОВСН
На холодном сибирском ветру.
Замерзая, синея, ехали
.
Стр 25 "Калмыцкие песни о Сибири"
Москва 2024
"КРАСНЫЕ ВАГОНЫ"
.
УЛАН ШИРТӘ ВАГОНЬ
УРАЛАН ЧИЧРӘД ҺАРНА.
УЛАН ЗАЛАТА ХАЛЬМГУДЫГ
УУЛЫН БЕЛӘР ТАРАВ.
Красные вагоны
Едут вперед, сотрясаясь.
Краснокистных калмыков
По горным долинам раскидали.
.
КҮЗҮH УГА ХАРНЬ
КҮГДЛӘД, ЧИЧРӘД ҺАРНА,
КӨЛДӘД ИРСН ҺАЗРНЬ -
КИИТН СИВР БӘӘҖ.
Без шеи черный [паровоз],
Набирая скорость, сотрясаясь, поехал.
Замерзая, прибыли в земли -
Холодная Сибирь оказалась.
.
ХАР, ХАР ҮКРМҮДЭН
ХАСГИН ҺАЗРТ ИДҮЛНЭ.
ХАРАДАН БӘӘСН ХАЛЬМГУД
ХАРАДАН ЮНГАД АЛДСМБ?
Наших черных коров
На казахских землях пасут.
Свободно жившие калмыки
Почему утратили волю?
.
ҺАЛУН ГИДГ ШОВУНЬ
ҺАЗРАН ЭРГЭД, ЦЕРВНӘ.
ҺАЗР-УСАН САНХЛА ,
ҺАШУТА НУЛЬМСН ГҮҮНӘ.
Птица гусь
Парит, облетая свои земли.
Как подумаю о родине,
Бегут горькие слезы.
.
УЛАН ШИРТӘ ВАГОН
ЖИРЛЗӘД-ҖИРГӘД ЧИЧРНӘ.
ҖИРҺЛ ҮЗХ НАСНДАН
ЗОВЛҢГИН ИК ЗАЯСМБ.
Красные вагоны
Мчатся, сотрясаясь и лязгая.
В возрасте, когда жить бы полной жизнью,
Много страданий было отпущено.
.
ХАР УТАТА ПАРОВОЗНЬ
ХӘӘКРӘД...Ещё15. "УЛАН ШИРТӘ ВАГОН"
"КРАСНЫЕ ВАГОНЫ"
.
УЛАН ШИРТӘ ВАГОНЬ
УРАЛАН ЧИЧРӘД ҺАРНА.
УЛАН ЗАЛАТА ХАЛЬМГУДЫГ
УУЛЫН БЕЛӘР ТАРАВ.
Красные вагоны
Едут вперед, сотрясаясь.
Краснокистных калмыков
По горным долинам раскидали.
.
КҮЗҮH УГА ХАРНЬ
КҮГДЛӘД, ЧИЧРӘД ҺАРНА,
КӨЛДӘД ИРСН ҺАЗРНЬ -
КИИТН СИВР БӘӘҖ.
Без шеи черный [паровоз],
Набирая скорость, сотрясаясь, поехал.
Замерзая, прибыли в земли -
Холодная Сибирь оказалась.
.
ХАР, ХАР ҮКРМҮДЭН
ХАСГИН ҺАЗРТ ИДҮЛНЭ.
ХАРАДАН БӘӘСН ХАЛЬМГУД
ХАРАДАН ЮНГАД АЛДСМБ?
Наших черных коров
На казахских землях пасут.
Свободно жившие калмыки
Почему утратили волю?
.
ҺАЛУН ГИДГ ШОВУНЬ
ҺАЗРАН ЭРГЭД, ЦЕРВНӘ.
ҺАЗР-УСАН САНХЛА ,
ҺАШУТА НУЛЬМСН ГҮҮНӘ.
Птица гусь
Парит, облетая свои земли.
Как подумаю о родине,
Бегут горькие слезы.
.
УЛАН ШИРТӘ ВАГОН
ЖИРЛЗӘД-ҖИРГӘД ЧИЧРНӘ.
ҖИРҺЛ ҮЗХ НАСНДАН
ЗОВЛҢГИН ИК ЗАЯСМБ.
Красные вагоны
Мчатся, сотрясаясь и лязгая.
В возрасте, когда жить бы полной жизнью,
Много страданий было отпущено.
.
ХАР УТАТА ПАРОВОЗНЬ
ХӘӘКРӘД, ЧИШКӘД ЙОВНА.
ХАР УГА ХАЛЬМГУДЫГ
ХАМА КҮРГҖ, ХАЙХАР ЙОВХМБ?
С черным дымом паровоз
С гудками и свистом едет.
Невиновных калмыков
Куда везут и куда забросят?
.
Песню исполнила
Екатерина Мучкаевна Дорджиева
(1939 г. р., п. Ики-Бухус Малодербетовского улуса; происхождение: бага-дёрвюд,
из рода ики-бухус, бага-баатут).
Была выслана в с. Быково Шипуновского р-на Алтайского края,
Записала Евдокия Хабунова.
Опубликовано:
Улан ширтә вагон // Хуучн үгд худл уга. Кеерин хуранћу материал.
Истины древней словесности.
Коллекция экспедиционных материалов
2018 Элиста
Стр 35 "Калмыцкие песни о Сибири"
Москва 2024
...
Картина художника
Басанга Додгаева
Сарпа с.
и они ему, видно, нравятся,
это вполне может быть связано с какими-то генетическими «воспоминаниями»
или воспоминаниями с прошлых жизней...
.
Не забыли классные стихи
обычного русского мальчика-первоклассника из с. Червленое Волгоградской области?
.
Напомним,
«В прошлой жизни я был калмыком,
Вот откуда любовь к степям,
Вот откуда привычка странная –
верить не людям, а лошадям.
.
Мой скакун – он в степи, как птица,
Добежит до края земли,
И калмыки, простые люди,
Этот край берегли, как могли.
.
И когда в холодных теплушках
Увозили меня на Алтай,
Долго-долго, не отставая,
За вагонами конь мой скакал.
.
Умер я по дороге к Сибири,
Конь в степи умирал мой, вдали,
Так за что нас с тобой разлучили,
Кто за это в ответе скажи?
.
Об одном я лишь только мечтаю,
Ежедневно Будду моля,
В жизни новой пусть повторится
Степь широкая, конь мой да я!»
...
https://vk.com/wall44907177_5791